Рисунки Мэри из
АЛЬБОМА. Продолжение.
7.
Вел.кн. Мария Н. Спальня (Кабинет) в Зимнем дворце. 21 февраля 1837
Надпись: "Моя спальня в Зимнем дворце, которая служит мне всем (неразб.)"
В ноябре 1834 г после поездки в Берлин с императрицей Александрой Фёдоровной вел.кн. Мария Николаевна получила в Зимнем дворце, во втором этаже Западного крыла, свою "собственную квартиру" рядом с комнатами наследника. Эти интерьеры погибли во время пожара 1837 г.
Как и Голубую гостиную, Кабинет княжны зафиксировал (возможно по её просьбе) художник К.А.Ухтомский. Интересно, что вел.кн. Мария Николаевна изобразила свои любимые комнаты с других точек зрения. Сравнивать очень интересно.
Много акварелей Ухтомского можно посмотреть
ЗДЕСЬ.
8. Этот рисунок уже был у меня под номером 5. В книге он помещён дважды, я не сразу это заметила, и у меня получился дважды:) Здесь он более уместен, это то же самое помещение, что и на рисунке 7 и на акварели Ухтомского.
Вел.кн.Мария Н. Мой кабинет в Зимнем дворце, устроенный Maman. 1837
9.
Вел.кн.Мария Н. Гостиная Ю.Ф.Барановой в Зимнем дворце. 2 марта 1837
В левом нижнем углу надпись чернилами рукой вел.кн.Марии Н.: 2 марта 1837. Салон Жюли в Зимнем дворце. Я люблю красную мебель". Внизу надпись Ю.Ф.Барановой: "много счастливых дней Мэри и Лили".
Графиня Баранова Юлия Фёдоровна (ур. Адлерберг), Жюли, как называли её в семье Николая Павловича, была воспитательницей Мэри. Покои Жюли располагались рядом с комнатами вел.кн. Марии Н.
Лили - вел.кн.Елизавета Михайловна, дочь вел.кн. Михаила Павловича.
10.
Вел.кн.Мария Н. Кабинет Ю.Ф.Барановой в Зимнем дворце. 1837
11.
Вел.кн.Мария Н. Мой балкон в Коттедже. 10 июня 1837
"Мой балкон в Коттедже, где я люблю смотреть на закат и проводить весь день"
12.
Вел.кн. Мария Н. Библиотека Коттеджа. 26 июня 1837
Дети Николая I очень любили Коттедж. Императрица Александра Фёдоровна не раз повторяла, что нигде не была так счастлива, как в Александрии, в Коттедже. В 1960-х годах А.Гейрот, описывая детские апартаменты в верхнем этаже Коттеджа, обращал внимание, что "комнаты эти оставлены в том же виде и в настоящее время. Там сохраняются и поныне собственноручные рисунки Великих Княжон, любимые их книги и все те предметы, которые в девической их жизни были им столь дороги".
13.
Вел.кн.Мария Н. Готический салон Рыцарского замка. Фантазия. Май 1837
14.
Вел.кн. Мария Н. Греческая гостиная во дворце в Знаменке. 14 июня 1837
В 1835 г. село Знаменское было куплено Николаем I и подарено императрице А.Ф. с предоставлением права наследования вел.кн. Николаю Николаевичу.
В 1827 году во дворце
в Знаменке по проекту Штакеншнейдера были оформлены Рафаэлевская галерея и Греческий зал. В 1850-х годах дворец был основательно перестроен по проекту Г.Э.Боссе.
15.
Вел.кн. Мария Н. Вознесенск. Спальня императрицы Александры Фёдоровны.
1 сентября 1837.
Осенью 1837 года семья Николая I (А.Ф., Александр Н., путешествовавший в то время по России и сам император) встретились в Вознесенске, где были намечены большие манёвры в присутствии высочайших особ, заграничных принцев и других гостей.
Мария Н. дважды запечатлела интерьеры дворца в Вознесенске, в котором останавливалась императорская семья - Розовый кабинет и Спальню А.Ф. с готической люстрой и винтовой лестницей.
16.
Вел.кн. Мария Н. Соборная площадь с колокольней Ивана Великого. 1837
17.
Вел.кн. Мария Н. Бахчисарай. Вид на мечеть. 12 сентября 1837.
"Бахчисарай. Вид на мечеть, построенную в память о Марии (Деляра Бике) Потоцкой ханом Менли-Гиреем. 12 сентября 1837.
Сразу после завершения манёвров в Воскресенске вел.кн. Мария Николаевна отправилась с родителями в большую поездку по Крыму. По письмам Мэри её сестра О.Н. вспоминала, что её родителей в Крыму вспоминали "с таким гостеприимством, как разве во времена Императрицы Екатерины. Верхом на лошадях, осёдланных по восточному в бархат и золото, ездили от одного поместья к другому".
Во время этого путешествия А.Ф. получила очередной царский подарок от Николая I - поместье Ореанду.
Венценосные путешественники на несколько дней останавливались в Бахчсарайском дворце. В то время убранство комнат Екатерины II было сохранено почти без изменений.
Надпись на рисунке говорит о том, что Мария Н. была знакома с легендой о польской княжне, похищенной ханом Гиреем. Ольга Николаевна писала в своих воспоминаниях, что отрывки из "Полтавы", "Бахчисарайского фонтана" они знали наизусть. Скорее всего, М.Н. верила красивой легенде. Ещё во второй половине XIX века в Бахчисарая служил чичероне старый инвалид, который "повторял всем и каждому рассказ о Марии Потоцкой" будто бы похищенной Крым-Гиреем и был главным виновником тому, что рассказу этому стали верить, как истине непреложной (Ф. Домбровский)
18. Единственный рисунок в альбоме, выполненный не рукой вел.кн.Марии Николаевны.
О.Э.Ж. Верне. Всадник. 1837 (?)
В книге 1837-й год под вопросом. Я, правда, читала
(вот в этой очень любопытной книжке), что Орас Верне был в Петербурге в 1836 году. При каких обстоятельствах, почему этот рисунок Ораса Верне попал в альбом Мэри? Не знаю, к сожалению. Нашла только одно упоминание великих княжон в письме художника жене от 26 июня 1842 г: "Было приятно беседовать с очровательными великими княжнами. Третья княжна много похорошела, но более других моим сердцем владеет княжна Ольга".
Рисунки из книги «Урок рисования. Каталог выставки», Петроний, 2006