Иногда я выбираюсь из-под одеяла, под которым реальность кажется мне хоть сколько-нибудь приемлемой, и выползаю в свет. Во время понедельничной вылазки сходили со знакомым на новый фильм с Фассбендером (от которого я ничего особого не ожидала, а в итоге плакала с ним вместе) - "Фрэнк"
Если вкратце, то это про наивного чувака, который потихоньку пишет музыку, ведет Твиттер и, наконец, попадает в бэнд, где один участник сумасшедшее другого, а солист и вовсе носит, не снимая даже в дУше, такую вот маску из папье-маше. Потому что "у людей такие странные лица - рот, например, похож на края кровавой раны..."
Еще отдельный подарок мне от мира - Мэгги Джилленхол в одной из главных ролей. Со времен "Секретарши" я ее обожаю, наслаждаюсь просто одним ее видом в любом фильме, где вижу даже мельком. Актерский состав вообще хорош, таким фильмам, слава богам, не нужны дикаприо и брэдпитты.
А если не вкратце, то...
Вот Джон. Он смешной, рыжий и немного бунтарь, вернее, всеми силами пытается им быть по дороге из своего серого офиса в уютный, но такой скучный родительский дом, где он, уже обзаведясь вполне профессиональной аппаратурой, пытается сочинять музыку. Про то, что видел на этом самом пути домой, ведь иного источника вдохновения у него нет. А ты ловишь себя на мысли - он еще ничего не умеет, но уже обустроил целую студию! Напоминает кого-то, да?
Вот очередным совершенно обычным вечером Джон оказывается свидетелем трагикомического эпизода из жизни некой музыкальной группы, и - подарок небес, все танцуют! - его приглашают заменить внезапно покинувшего их клавишника. Сбыча мечт... И ты так радуешься за него, ведь у такого милого и целеустремленного парня все так и должно быть...
А потом вместе с этой группой он отправляется в глушь в Ирландии, записывать альбом. И застревает в этой глуши на целый год... запертый вместе с этими взрослыми странными сформировавшимися уже людьми. Постоянные взлеты и падения, сближения и отталкивания, открытия о них и о самом себе - но все показано так легко, мельком, и остается лишь на усмотрение зрителя, заметить или нет.
И вот он уже пишет в свой любимый Твиттер, что хочет быть таким, как их лидер, Фрэнк, но тот таков, потому что у него есть откуда черпать вдохновение - его детство в заштатном городке (о нем ничего не известно, но можно напридумывать многое, ведь что-то довело его до психушки), и Джон увлеченно играет в то, что его заточение в этой глуши и есть его "взросление", его "стимул раскрыться", его психушка. И в чем-то так оно и есть.
И вот он придумывает музыку, сходится с людьми, даже организовывает концерт на фестивале... А ты сидишь перед экраном и думаешь: как здорово, милый фильм, хороший посыл - дескать, что угодно может стать таким вот воспитывающим характер и стимулирующим творчество элементом, и мальчик себя покажет, ведь так и должно быть, об этом обычно фильмы - разве нет?
А потом происходит кульминация. И - сорри, капелька спойлеров - с каким-то внутренним ужасом и даже отторжением ты смотришь на это безумие и понимаешь, что парень этот, на самом деле, пуст. И все, что он может, это играть - с самим собой и другими, и, даже искренне пытаясь раскрыться, лишь паразитировать на их, пусть таком странном, идущем изнутри, необычном, не систематическом, по всем канонам неправильном, непопулярном, но настоящем творчестве. А ему все еще кажется, что за его, их старания должен быть обязательно приз, признание людей, известность, деньги... И он, не желая, по сути, дурного, лишь двигаясь вперед к своей цели, разрушает их... Желание изменить все и всех просто обязано начинаться с себя, иначе финал закономерен и неизбежно трагичен. А Джон, желая, по сути, стать другим (не важно - музыкантом, знаменитым, что угодно) совершает типичную ошибку - вытается сделать это за чужой счет...
Спасибо режиссеру, что фильм не настолько жесток, и главный герой в какой момент осознает это и пытается исправить то, что уже натворил - хоть сколько-нибудь. Ведь все-таки он хороший парень, этот Джон... Просто творчество (счастье, любовь...) или есть внутри и ты выпускаешь их оттуда, или их нет вовсе, и ты ищешь легкие пути обретения их, а когда не выходит - виноватых. И ведь всегда найдешь. Но это куда проще, чем взрастить что-то в самом себе.
Такой забавный, фриковатый, довольно красивый фильм с оригинальной, но цепляющей музыкой, после которого остается ошеломительный осадок откровения и долгое послевкусие размышлений обо всех затронутых автором психологических проблемах и смыслах, а их куда больше, чем я написала сейчас. И при этом - это очень простой фильм, рассказанный привычным нам языком.
А у Джона все когда-нибудь получится. Это же фильм, не жизнь, поэтому он урок из всего случившегося вынес.
И - да. Как же я люблю эту закольцованность сюжета, этот прием синематографа! Одна и та же сцена в начале и почти в конце фильма, разве что в зеркальном отображении. А герой между этими сценами уже прожил целую жизнь, стал совсем другим... А знакомый мой совсем эту сцену не заметил, забавно. Но каждый расставляет в любой истории свои акценты...