Mar 21, 2011 06:55
Очерк Антонина Петровича Ладинского «Путешествие в Палестину», изданный в Софии в 1937 году, является важными историческим свидетельством сложного и малоизвестного периода в русском палестиноведении, а именно - второй половины XX века. Автор посещает Палестину в период Британского мандата в 1936 году, в условиях разрастающегося арабо-израильского конфликта.
А.П. Ладинский оставил нам яркие путевые заметки, проникающие в сущность происходящих в то время на Святой Земле политических, культурных процессов. Удачной составляющей является попытка автора объективно разобраться в происходящих в то время событиях. Ладинский не занимает сторону того или иного противоборствующего лагеря, а, прежде всего, описывает и пытается осознать глазами журналиста то, что он видит и слышит как очевидец, писатель, как человек не равнодушный к истории Библии. Он доносит до нас бесценные сведения о состоянии святынь христианства на Святой Земле в 1936 году, делясь своими духовными переживаниями.
Одна из глав книги Ан.Ладинского:
Еврейское население.
В еврейских колониях или в таком городе, как Тель-Авив, население почти на все сто процентов евреи. В других городах этот процент понижается. В Иерусалиме евреев немного больше половины. Есть города и чисто арабские, как Назарет или Тулькарем. Но, вообще говоря, само еврейское население, или „ишув", как говорят в Палестине, очень сложно и многоязычно по своему составу. Даже самый Тель-Авив похож в языковом отношении на маленький Вавилон[1].
Не считая природных палестинцев, так называемых „сабров", все остальные евреи, явившиеся в Палестину более или менее недавно, привезли с собой отпечаток той страны, из которой они переселились, язык, культурные навыки, подробности обиходной жизни даже меню блюд. Pyccкиe выходцы привезли трогательную любовь к русской газете, борщ и обычай выпить перед обедом рюмку водки, а немецкие - пристрастиe к пиву.
Ядро еврейского населения Палестины составляют pyccкиe евреи. Это наиболее интеллигентная и идеологически выдержанная часть палестинскаго народа. Большинство руководящих постов в общественной жизни и в сионистском движении, а также в местной печати принадлежит им. Польские евреи, которых тоже много в Палестине, играют заметную роль в торговле. Немало среди них и ремесленников. Наконец, в самое последнее время пришли сюда немецкие евреи, инженеры, врачи, коммерсанты, и внесли в палестинскую жизнь специфические немецкие черты - организаторские способности, склонность к занятию индустрией, трудовую дисциплину. В короткое время они организовали на коооперативных началах автобусное сообщение, построили фабрики, открыли магазины и рестораны на немецкий образец. Теперь немецкая речь слышна в Палестине на каждом шагу, может быть, чаще, чем русская, но и с русским языком в этой стране можно обойтись.
Но есть в Палестине и в том же Тель-Авиве и своя экзотика. С организацией еврейского националього дома хлынули в Палестину восточные евреи. Даже на улицах Тель-Авива вы увидите людей совершенно восточного типа и вида. Раньше они ютились где-нибудь в Яффе, поближе к арабскому населению или в cтенах старого Иерусалима, а теперь события выбросили их в европейский, модернистический Тель-Авив. Это, главным образом, йеменские евреи, которые мало чем отличаются от арабов по обычаям и костюму и говорят на арабском языке. Они занимаются торговлей в разнос, продают лимонад, кактусы или раскладывают где нибудь на авеню Алленби, прямо на тротуаре, всякую дешевку. Йеменцы несколько нарушают своей торговлей благопристойный вид города, но муниципальные власти понимают их бедственное положение и терпят до поры до времени.
Есть еще в Палестине евреи багдадские, персидские, мароканские, бухарские, дагестанские, абиссинские, вавилонскиe и даже курдистанские. Последние претендуют на то, что они именно являются потомками тех десяти колен израильских, которые бесследно исчезли в перипетиях мировой истории. Их влекла в Палестину тоска по земле Авраама, религиозные мечты, надежды на исполнениe каких-то туманных пророчеств и указанных сроков.
Мало по малу все это смешанное население плавится в котле сионистской жизни и „иврита". Но пока говорят в Тель-Авиве на всех языках, а тель-авивские кафэ сильно напоминают Монпарнасс.
Существует в Палестине еще один маленький народец, который олицетворяет собой романтику давно минувших времен и событий. Это - самаряне, или, по другому - самаритяне.
Еще в средние века в Палестине существовали многие самарянские поселения. Теперь их насчитывается около двухсот человек. Они составляют маленькую, но сплоченную общину, в арабском городе Наблус, в Самарии, там, где постоянно происходят стычки между арабскими партизанами и солдатами шотландскаго Камерунскаго полка.
У самаритян есть наследственный первосвященник, и они каким-то чудом сумели сохранить обычаи времен патриархов. В их синагогах, в Наблусе[2], находится древнейший список Торы, написанный на самарянском языке, родственном первоначальному еврейскому наречию. Самаритяне признают только Пятикнижие, отвергают боговдохновенность остальных книг Библии и празднуют Пасху по тысячелетнему обряду.
Священная гора самаритян - Гаризим. На ней они приносят в жертву Всевышнему однолетних агнцев, как это было при Иисусе Навине[3]. Самария в дни борьбы израильского царства с Иудейским была соперницей Иерусалима. Здесь был храм и стояли царские дворцы. Саргон не оставил от них камня на камне. „Взглянул я на Самарию и уничтожил ее". Жители были уведены в плен, а на место их переселены ассирийцы[4]. От смешения остатков израильтян и этих переселенцев и получили свое начало самаритяне. При Ироде здесь снова возникли портики и ипподромы, амфитеатры и дворцы, а теперь это арабская деревушка с интересными руинами и римскими колоннами.
Остатки самаритян живут только в Наблусе (Сихем) - высокие бородатые люди, сохранившие манеру носить длинные волосы, как носили их при израильских царях.
Глубокою древностью, страшными библейскими видениями, изступленными воплями пророков веет от кучки этих странных и несовременных людей. Это о их судьбе взывал Исайя[5]:
- О, Ассур, жезл гнева моего и бич в руке его - мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах...
Одним из интересных остатков самарянской древности является празднование Пасхи на горе Гаризим. Накануне праздника вся самаритянская община поднимается на священную гору и разбивает там шатры, так как проводит на горе целую неделю. На вершине горы находится алтарь, сложенный из диких полевых камней, как это предписано законом. На этом алтаре самаритяне приносят пасхальную жертву.
- Пусть будут чресла наши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи в руках ваших и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. А Я в cию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца...
Перед принесением жертвы первосвященник читает эти страшные слова из книги Исхода. Семь агнцев лежат у алтаря, приготовленные к закланию. Их убивают с положенными обрядами, отдают, как предписано, правую ногу каждаго ягненка первосвященнику, сжигают на алтарь жир, а маленькие туши солят и жарят на вертелах на заранее приготовленном костре. Потом происходит традиционная пасхальная трапеза, во время которой верные вкушают пищу не ломая костей, по предписанию Моисея[6].
Так остатки великого народа вспоминают события в Египте. Здесь стоял на гopе Гаризим их храм, соперник Иерусалимскому, здесь они почитали золотое изображение голубя и мечтали о великой судьбе.
Есть еще в Палестине небольшая группа людей, которая представляет для нас особый интерес. Это так называемые, субботники, представители тех странных мистических сект, которые существовали в Poccии с начала XIX века, в Воронежской, Тульской и Самарской губерниях.
Открыто признававшие принадлежность к секте были потом переселены на Северный Кавказ, но и на старых местах осталось много тайных субботников. В связи с сионистским движением, а также после революции, многие из них переселились в Палестину. В Палестине евреи называютъ их „герами" - чужими. По внешности в них не трудно узнать настоящих русских мужиков, но по религии они евреи, приняли обрезание, почитают субботу и исполняют все еврейские религиозные обряды. Второе поколение уже говорит по-еврейски, но старики еще читают молитвы по-русски. Живут они в неоторых колониях, занимаются своим наследственным делом - земледелием и остались на уровне простых людей. Впрочем, молодежь успела уже получить образование в еврейских школах. Есть среди них даже учительницы.
Некоторые из них совершили обряд обрезания еще в Poccии, но учение секты не представляло полного тождества с еврейской религией. Талмуда они не признавали, но соблюдали обряды по закону Моисееву. Ветхий завет и пророков ставили выше Евангелия, почитали Христа только, как святого человека, и особенно чтили субботний день. Эта мистическая секта имеет какие-то корни в ереси „жидовствующих", возникшей в Новгороде еще в XV веке и перешедшей оттуда в Москву. Об обеих ересях есть скудные сведения в летописях и в „Просветителе" Иосифа Волоцкого. Привез ее на русский север в 1471 г. некий киевский еврей Сахария и совратил в новое учение нескольких священников. В развитии ереси сыграло свою роль и влияние Запада, где в это время происходили религиозные волнения рационалистического порядка. Новгородские еретики тоже отрицали почитание икон, отвергали Троицу, таинства и почитали субботу. Ереси покровительствовал даже сам великий князь Иван III, но все закончилось кострами. Возможно, что молокане[7] и позднейшие субботники[8] и являются далеким отголоском ереси жидовствующих или даже наследием хазар[9], исповедовавших закон Моисея.
Необъяснимая тоска по иудаизму привела субботников в Палестину. Для них благословение Божье женить сына на еврейке, герская девушка мечтает выйти замуж за еврея. Как всякие прозелиты[10], они особенно ревностны в сионистских делах. Пройдет два-три поколения, и они окончательно сольются с евреями, а от русского элемента останутся только русские фамилии, если они останутся, потому что очень уж странно звучат эти фамилии - Дубровиных или Протопоповых - в еврейской среде.
Несколько семей „геров" живут в Хедере и в Рош-Пине. О своем русском происхождении говорят они неохотно.
- О чем мне рассказывать? Сподобил Господь поселиться в Святой Земле! А о Poccии я и не думаю.
Один еврей, только что приехавший из России, обрадовался при встрече с гером, что можно поговорить по-русски. Но бородатый, мужицкого вида, гер покачал головой:
- Хотел бы я и позабыть этот язык.
Этот переход в мир иудаизма произошел для них без всякой трагедии. Еще с детства почитали они субботу и Пятикнижие, в России они подвергались преследованиям, и всегда было у русского человека стремление к чему-то необыкновенному, непохожему на обычную жизнь, а иудаизм, далекая Палестина и являлись в данном случае элементом необыкновенного. Интересно отметить, что есть среди геров и несколько семей кубанских казаков. Всего их около двухсот человек. Теперь они живут еврейским бытом и палестинскими интересами, ярые еврейские националисты, и никто не исполняет с такой строгостью религиозные обряды, как геры. Но, читая в синагоги молитвы, старики-геры плачут, что не могут читать их на языке Авраама.
Маленькая сценка в парикмахерской, в Тивериаде.
Сидит перед зеркалом бородатый человек явно славянского происхождения. Парикмахер подстригает ему волосы.
- Ты осторожнее, ты мне пейсики-то не подрежь,
- просит клиент.
Действительно, около ушей у него завиваются русые пейсы.
- Кто это такой?
- Да это гер, - объясняет парикмахер, когда бородатый человек скрылся за дверью, - из русских. Их тут много. Такие сионисты, не дай Бог.
Насквозь пропитанные иудаистическим духом, они пожелали разделить судьбу еврейского народа, растворились в еврействе, как некоторые евреи без остатка растворились в христианстве. Сознание русской культуры у этих простых людей никогда и не было. Вспоминают ли они иногда Poccию, свои родные места на Волге или в ставропольских степях, неизвестно.
Православное Научно-Просветительское Общество "Россия в красках" в Иерусалиме
© Публикуется (27 января 2009 г.) Православным научно-просветительским Обществом "Россия в красках" в Иерусалиме
Примечания
[1] Вавило́н - город в Междуречье (сегодня Ирак, 110 км к югу от Багдада), один из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского. Первое упоминание города Кадингир (шумер. «Врата богов») произошло при царе Шаркалишарри. Царь строит здесь храм. Однако согласно поздней хронике этот город существовал уже при Саргоне Древнем. Город Кадингир, по-видимому, был основан в XXIII в до н. э., как колония выходцами из Эреду. Бог Кадингира Амар-уту[к] (Мардук) считался сыном Энки, главного бога Эреду; именно Вавилон был центром распространения эредукского цикла мифов; а в более позднюю эпоху, когда действительный Эреду исчез с лица земли, прямо отождествлялся с Эреду. Излагая в эллинистическое время по-гречески шумерские царские списки, историк Берос всюду переводит «Эреду», как «Вавилон». Завоеватели - амореи из племени яхрурум избрали этот шумерский город Кадингир столицей своего государства и назвали его Вавилон (аморейс. Баб-илу то есть «Врата бога»). По материалам википедии.
[2] На́блус или Шхем (ивр. שְׁכֶם, Шхем; в русской традиции Сихе́м; лат. Flavia Neapolis, Флавия Неаполис; араб. نابلس, Набулус) - город на территориях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны. Является столицей исторической области Самария. На сегодняшний день входит в состав Палестинской национальной администрации. Население около 300 000 человек, в основном арабы. Большинство веруюших - мусульмане. Около 350 самаритян проживают в отдельном районе на горе Гризим. Город Шхем известен с библейских времён (1200 до н. э.), как крупный центр племени хивийцев. В Шхеме находится гробница Иосифа. После раздела земли между коленами Израиля попал в надел колена Манассии (Менаше). Шхем окружают горы Гризим и Эйвал, на которых, по указу Моисея вскоре после перехода евреев через Иордан был заключён завет между Богом и еврейским народом. В Шхеме был объявлен царём Израиля Авимелех сын Гидеона. После разделения царства - центр северных колен и первая столица Иеровоама. Город Шхем известен с библейских времён (1200 до н. э.), как крупный центр племени хивийцев. В Шхеме находится гробница Иосифа. После раздела земли между коленами Израиля попал в надел колена Манассии (Менаше). Шхем окружают горы Гризим и Эйвал, на которых, по указу Моисея вскоре после перехода евреев через Иордан был заключён завет между Богом и еврейским народом. В Шхеме был объявлен царём Израиля Авимелех сын Гидеона. После разделения царства - центр северных колен и первая столица Иеровоама. По материалам википедии.
[3] Иису́с На́вин (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן, Йехошу́а бин Нун; в исламе Йуша бин Нун) - предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в «Книге Иисуса Навина». В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный. День его памяти - 1 сентября по Юлианскому календарю (14 сентября - по Григорианскому). Святой праведный Иисус Навин. Греческая фреска Х в. (монастырь Св. Луки). Иису́с На́вин (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן, Йехошу́а бин Нун; в исламе Йуша бин Нун) - предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в «Книге Иисуса Навина». В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный. День его памяти - 1 сентября по Юлианскому календарю (14 сентября - по Григорианскому). Святой праведный Иисус Навин. Греческая фреска Х в. (монастырь Св. Луки)Образ Иисуса Навина вышит на одном из знамён Ермака, хранящегося в Оружейной палате Московского Кремля. По материалам википедии.
[4] Ассири́йцы (самоназвания - атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, сиро-халдеи, сирийцы) - народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Происхождение возводится к обитателям Ассирийской империи. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Ближнего Востока, принявшие в I веке христианство. Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. В местах своих исконного проижвания почти все ассирийцы был двух-, трёх-, а иногда и четырёх-язычны, владея помимо своего родного языка языками окружения - курдским, арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения. Ассирийцы живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют. Общая численность, по разным источникам, составляет от 350 тысяч до 4 миллионов человек. По материалам википедии.
[5] Исаия пророк (спасение Иеговы; 4 Цар 20:1) - один из величайших ветхозаветных пророков, сын Амосов и родной брат царя Амасии, как гласит Иудейское предание. Из Свящ. Писания о нем известно, что он жил в Иерусалиме, имел двух сыновей и пророчествовал во времена царей Иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (Ис 7:3, 8:3-18). К пророческому служению Исаия был призван особенным чудесным образом, именно: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз его наполняли весь храм. Вокруг его летали серафимы и взывали друг к другу: "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его". При виде сего величия славы Божией, Исаия воскликнул: "Горе мне! погиб я!... Ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из летавших серафимов коснулся горящим углем, взятым клещами с жертвенника, уст Исаии и сказал: "вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен". И сказал ему Господь: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас"? Исаия отвечал: "Вот я, пошли меня"! (Ис 6). Вступление в пророческое служение Исаии последовало в последний год царствования Озии (6:1) за 759 лет до Р.Х., и продолжалось более 60 лет. Из 2 Пар 32:32 можно видеть, что он жил еще по смерти Езекии, и по древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению царя Манассии был перепилен деревянною пилою между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. По свидетельству Иеронима, слова ап. Павла: "были перепиливаемы" (Евр 11:37) относятся именно к пр. Исаии. Пророчества пр. Исаии отмечаются удивительною ясностью и точностью. Из множества оных достаточно указать например на его пророчества о рождении Спасителя от Девы (7:14) и страданиях Спасителя (гл. 53). По удивительной ясности пророчеств, Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Он так ясно описывает будущее, говорит блаженный Иероним, что кажется, не столько предсказывает будущее, сколько излагает историю времен минувших. По материалам бибейской энциклопедии архимндрита Никифора.
[6] Моисей (ивр. משֶׁה, «Моше») -главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору (Пятикнижие Моисея) на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Числа. 12,6-8). Своё имя (Моше, обычно говорят - Моше Рабейну, то есть «наш учитель») он получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды» (Исх. 2:10). В христианстве Моисей - великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (т. н. Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей. В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа - Завет Новый. Во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия. Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса. Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.). По материалам википедии.
[7] Молока́не - разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2). Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии. По материалам википедии.
[8] Субботники - распространенное неофициальное название последователей христианских или околохристианских вероучений, соблюдающих субботу (подобно иудеям). Собственно иудеев так не называют. В их числе: всемирная церковь Адвентистов седьмого дня; последователи т. н. секты молокан-субботников; приверженцы так называемой «ереси жидовствующих» в Российской империи. В конце XVIII в России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдении субботы. Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II-й. До конца 1820-х гг. С. сосредоточивались преимущественно в губерниях Воронежской (в уездах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел., а в 1823 г. - 3771), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан синодский указ «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» - П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую. На прежних местах жительства осталось, однако, немало «скрытых» субботников. Точно определить число субботников в Европейской России и Сибири невозможно; больше их на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывалось их в те годы более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более, что оно разнится в различных губерниях. По материалам википедии.
[9] Хаза́ры (араб. خزر (хазар); греч. Χαζαροι (хазарой); ивр. כוזרים (кузарим); др.-рус. козаре ; лат. Gazari, Cosri) - тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племен. Имя является самоназванием, его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz - обозначающей кочевание. Также высказаны предположения, что оно восходит:
к персидскому слову «хазар» - тысяча (А. П. Новосельцев).
к титулу кесарь (А. Поляк, А. Рона-Таш),
к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен)
Хазарским назывались Чёрное, реже Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море - см. Хазарское море. На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).
По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени - белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры, барсилы, савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Барсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.
Хазарский каганат
Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV векОтносительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:
Хазары являются потомками гуннского племени акацир, известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак).
Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са, упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп).
Уйгурская теория происхождения хазар
Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг). Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден, М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев). Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке. В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к сыну Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда признавались потомками колена Симеона. До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство - Хазарский каганат (650-969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе. Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате неудачных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье. Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные Гулямы Аббасидского халифата. Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (Урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами, из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм, вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались. О культуре хазар мало данных, так как пока не идентифицированы их археологические следы. Социальная организация в целом не отличалась от аналогичных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов, которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека. К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам. Часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм. После падения Хазарского каганата во второй половине Х века хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов. Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя тюркские народности, исповедующие разновидности иудаизма: караимы, горские евреи и др. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа. По материалам википедии.
[10] Прозелити́зм (от прозелит, из лат. proselytus «обращённый», от греч. προσήλυτος «обращённый, нашедший своё место»): стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии. перен. горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям Отсюда - прозелит чаще означает новообращённый. Прозелитизм одобряется не во всех религиях (религиозных течениях). По материалам википедии.
[версия для печати]
© 2004 Educational Orthodox Society "Russia in colors" in Jerusalem
При перепечатке и цитировании материалов активная гиперссылка на сайт «Россия в красках» обязательна.