(no subject)

Oct 23, 2010 19:50

Бежавший из России художник посоветовал коллегам опасаться за жизнь
Наталья Пыхова

На круглом столе «Художник против 282-й статьи» представители арт-сообщества называли себя оппозиционерами поневоле и спорили, кто в нынешнем обществе беззащитнее: художник или таджикский рабочий. Дали высказаться и беженцу Олегу Мавроматти, оказавшемуся без документов в Болгарии и готовящемуся к публичной казни.

Художники, кураторы, критики и прочие причастные к арт-миру люди собрались вечером в четверг, 21 октября, чтобы обсудить участившиеся в последнее время случаи интерпретации пресловутой статьи 282 Уголовного кодекса РФ не в пользу участников арт-сообщества. В Сахаровский центр, где проходила встреча, пришли куратор Андрей Ерофеев, арт-критик и куратор Екатерина Деготь, художники Хаим Сокол, Иван Лунгин, Герман Виноградов и другие представители арт-сообщества.

Художник и статья

Статья 282 УК РФ говорит об ответственности за «действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Именно по этой статье судили организаторов выставки «Осторожно, религия!» 2003 года.

По этой же статье осуждены были организаторы выставки «Запретное искусство 2006», показавшие отвергнутые музеями и галереями работы. Все тот же Юрий Самодуров, уже уволившийся из сахаровского центра, и куратор Андрей Ерофеев были приговорены к штрафам в 200 тыс. и 150 тыс. рублей соответственно.

Авдей Тер-Оганьян, первый художник-политэмигрант в постсоветской России, был вынужден покинуть страну после того, как против него было выдвинуто обвинение по той же 282-й статье. Уголовное дело завели после перформанса «Юный безбожник»- помимо прочего, Тер-Оганьян рубил топором репродукции икон.

По 282-й же возбудили дело против художника Олега Мавроматти после его перформанса, во время которого художника распяли на кресте, прибив руки гвоздями. Не дожидаясь окончания расследования, он уехал и жил в США и Болгарии. В 2010 году он оказался в Софии без документов, так как старый загранпаспорт истек, а новый не выдают.

Мавроматти посоветовал опасаться за свою жизнь

Состоявшийся в четверг круглый стол носил название «Художники против 282-й статьи». Но, начавшись обсуждением судов над художниками, дискуссия вскоре свернула на попытки определить место художника в современном российском обществе. В ходе разговора звучали призывы опасаться за свою жизнь, констатация собственной ничтожности в обществе и вынужденной оппозиционности власти. Также художникам напомнили, что у таджикских рабочих положение куда серьезнее, чем у них.

Первым слово взял художник Олег Мавроматти- он присутствовал на круглом столе виртуально, посредством Skype.

Стоит напомнить, что сейчас Мавроматти готовит онлайн-шоу «Свой/Чужой». 7 ноября специальное устройство будет наносить ему удары электрическим током, если пользователи интернета начнут голосовать за публичную казнь. Так Мавроматти хочет показать, что общество негуманно, если считает возможным издеваться над художником за его искусство.

В начале своего виртуального выступления на круглом столе Мавроматти сразу попросил не превращать встречу в обсуждение его ситуации, так как она- лишь часть общей картины. Он обратил внимание на то, что в последнее время подобные случаи участились. «Те люди из художественного сообщества, которые на это не реагируют, видимо, думают, что их это не коснется. Но это может коснуться многих»,- сказал Мавроматти.

«Мы (те, кто проходит по этим делам)- лакмусовая бумажка общества,- считает Мавроматти.- Я занимаюсь радикальным искусством, которое катализирует какие-то процессы в обществе. Но те, кто не занимается ничем подобным, сейчас не могут считать, что их жизни вне опасности». По словам художника, истории с выставками «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» показывают, что такой «искусствоведческий анализ», заканчивающийся в зале суда, может коснуться каждого.

Но, отметил Мавроматти, видимо, большинство художников пока не задумывается об этом. Он отметил, что Олега Кулика, которого организатор встречи Денис Мустафин собирался пригласить к участию в дискуссии, в зале нет. «Генералитет» художественной сцены, считает Мавроматти, тоже не думает, что его это может коснуться.

Блистательное отсутствие художников в обществе

Куратор Андрей Ерофеев считает, что главная проблема художника сегодня в том, что он не является значимой фигурой для общества. При этом художник для властей автоматически является представителем оппозиции- от этого и преследования, и суды.

«Главная проблема в том, что даже тот самый „генералитет“ художественной среды- никто для общества»,- сказал Ерофеев. Куратор обратил внимание на то, что для большинства людей в России имена даже самых видных и заслуженных современных художников не говорят ничего. «Художник в общественной жизни блистает своим отсутствием»,- констатировал он.

Ерофеев рассказал, например, что письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину с призывом повлиять на процесс по «Запретному искусству» подписывали не художники, а писатели, общественные деятели и так далее. Художники менее значимы в обществе, сделал вывод он.

При том, что о художниках общество толком ничего не знает, сегодня люди арт-среды оказались записанными в маргиналы, пусть деятельность их вполне легальна, считает Ерофеев. «Вышло так, что наш круг находится в оппозиции. Мы маргиналы, находимся на самом краю. Власть и общество в это поверили, и теперь так себя с нами ведут»,- сказал куратор. Вместе с тем ультраправых националистов, громящих выставки и подающих заявления на художников в прокуратуру, общество почему-то маргиналами не считает, хотя именно их действия- а не акции художников- во многом противоправны, подчеркнул Ерофеев.

У таджиков проблемы куда серьезнее

Арт-сообщество само виновато в своей маргинализации, уверена искусствовед и куратор Екатерина Деготь. По ее мнению, Андрей Ерофеев «прав в диагнозе», но неверно определил причины «болезни».

«Критиковать происходящее имеет право любой, а не только художник,- сказала Деготь.- И надо делать это». Но люди арт-среды, заявляющие, что «делают значительные жесты» и открывают другим некие «пути», сами ставят себя в положение оппозиционеров и маргиналов, считает куратор. Оппозиционность нужна им в первую очередь не как показатель политической позиции, а чтобы подчеркнуть свою элитарность, избранность, противопоставить себя остальному обществу.

«Художники в начале ХХ века были маргиналами куда больше!»- возразил критику Андрей Ерофеев. По его мнению, обыватель не понимал художника и тогда, но раньше, в отличие от нынешних дней, обыватель этот хотя бы не стремился уничтожать произведения художника.

От «особых прав» для художника разумно отказываться лишь в ситуации правового общества, сказал Ерофеев, а такового у нас нет. Поэтому, считает куратор, художника надо судить особо- как, например, особо судят прокуроров.

Художник Герман Виноградов поддержал коллегу, предложив ввести в юридических вузах специализацию для адвокатов, защищающих людей искусства. «Арт-сообщество должно готовить и своих защитников, и своих провокаторов»,- сказал он.

«Художник объективно уязвим в современном обществе»,- продолжал Ерофеев. «Есть люди куда более уязвимые»,- отметила Деготь. «Да, например ученые»,- согласился было Ерофеев. Но Деготь отрезала: «Таджикский рабочий куда более уязвим!», - заставив оппонента заметно смешаться.

Член на мосту- это не позиция

Говоря, что современное искусство- это особый мир, люди арт-среды подчеркивают, что общество- «плебеи», а они занимаются «высокими вещами», считает Деготь. Но пока художник не имеет внятной политической позиции, все его сколь угодно громкие жесты ничего не значат.

«Если художники способны организоваться так, чтобы нарисовать что-то на мосту, но рисуют при этом член- ну что тут говорить!» - развела руками Деготь, вспоминая петербургскую акцию группы «Война», которая наделала много шума в июле нынешнего года.

«Что-то изменится, если мы от радикального искусства перейдем к критическому искусству, которое предполагает особую позицию. Пока этого не произойдет, мы не имеем права на это особое отношение»,- считает она.

Надо объединиться и образумиться

Обратиться к тактике, но не к стратегии предложил художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов. Он обратил внимание на то, что правовое общество в России только складывается, оно разобщено, как разобщено и художественное сообщество, и власть, тоже не являющаяся неделимым монолитом. При этом, считает Бажанов, арт-сообщество ведет себя «инфантильно, по-детски», а власть- пусть «наглее и сильнее», но «разумнее».

Высказываемые некоторыми участниками дискуссии идеи о том, что 282-я статья вовсе не нужна, Бажанов счел неверными. «Если ее отменят, страна погрузится во мрак»,- сказал он.

Действовать надо постепенно и поступательно, считает худрук ГЦСИ. Он привел в пример процесс по «Запретному искусству». «В начале процесса за Ерофеева и Самодурова никто не заступался. Но к концу процесса консолидировались невероятные силы»,- обратил внимание он. К делу подключились и Академия художеств, и Институт искусствознания- те организации, которое трудно представить в оппозиции власти и суду. Именно так, поступательно, и стоит действовать, заключил Бажанов.

источник
http://www.gzt.ru/topnews/culture/-bezhavshii-iz-rossii-hudozhnik-posovetoval-/330906.html?from=1columndownfromindex%EF%BB%BF

против 282ой, мавроматти, запретное искусство

Previous post Next post
Up