ИсточникВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 06/2011
Владимир Петров. Лукавая челобитная
Недавно в «ВПК» увидела свет статья «Чешская машина на службе в вермахте», рассказывающая о том, как германская армия с успехом использовала на полях сражений Второй мировой войны легкие танки, сконструированные и произведенные в одной из стран Центральной Европы. Эта публикация - хороший повод вспомнить, какую весомую помощь когда-то оказали некоторые бывшие союзники СССР, а ныне члены Евросоюза и НАТО Третьему рейху.
Тем более что после того, как отгремели оркестры и шумные мероприятия, посвященные 65-й годовщине разгрома фашизма, текучка повседневной жизни отодвинула это событие в жизни людей на второй план. Чем не замедлили воспользоваться притихшие на время фальсификаторы истории - наследники пособников гитлеровцев.
Так, на сайте «Чешского радио-7» в конце декабря 2010 года появилась заметка, содержание коей точно передает заголовок «Чехия призывает запретить коммунизм». Почему? Он-де ничем не лучше нацизма. Поводом для появления материала послужило обращение некоторых стран ЕС к Европейской комиссии с просьбой подготовить запрет на отрицание во всем Старом Свете преступлений коммунизма. Под документом стоят подписи министров иностранных дел Болгарии, Венгрии, Литвы, Латвии, Румынии и Чехии.
Думается, этот состав далеко не случаен. Присмотримся к некоторым «подписантам», точнее - вспомним ту роль, которую их страны сыграли во время Второй мировой войны.
Неоплаченный счет
Как известно, венгры и румыны были с немцами «братьями по оружию» и вместе с ними зверствовали на территории СССР, стараясь побольше награбить чужого добра.
Венгрия в самом начале агрессии против Советского Союза бросила на Восточный фронт 44 тысячи солдат и офицеров. В 1942 году под Воронежем сражалась 2-я венгерская армия в составе девяти пехотных и одной танковой дивизии. Венгерские войска оказывали яростное сопротивление советским соединениям вплоть до самого окончания боевых действий весной 1945-го.
Кстати, по воспоминаниям очевидцев, на оккупированных территориях венгерские военные власти поддерживали такой режим, который по жестокости превосходил даже немецкие порядки.
Бухарест отправил в Восточный поход большую часть своих сухопутных сил, в том числе танковую дивизию «Великая Румыния», и авиации. Румынские части участвовали в операциях по захвату Бессарабии и Северной Буковины, в боях за Одессу, в наступлении вермахта в направлении Южный Буг - Днепр - Азовское море с целью захвата Бердянска и Мариуполя, в сражениях за Крым, под Сталинградом и на Кубани.
Румыны оставили о себе недобрую память расправами с мирным населением на территории СССР. Наиболее масштабной акцией такого рода стало истребление евреев в Одессе и Одесской области, находившихся под «юрисдикцией» румынских оккупантов. Только здесь были убиты 200-250 тысяч человек. Известны случаи массового уничтожения румынами славянского населения в Причерноморье и на Северном Кавказе.
И если быть до конца честными, то несколько миллионов наших потерь в Великой Отечественной - в основном мирных граждан - дело рук венгерских и румынских сподвижников гитлеровцев.
Не отставали от них и так называемые латвийские и литовские борцы за свободу и независимость.
Оружие для нацистов
А что же чехи? Они, находясь с марта 1939 года под «гнетом» Третьего рейха, исправно вооружали вермахт, чтобы он как можно больше убивал русских, украинцев, белорусов, советских людей других национальностей.
Кстати, вследствие падения Чехословакии Германия получила технику, которой хватило бы для оснащения 35 дивизий. Кроме того, в руки немцев попали заводы «Шкода» - второй по значению арсенал Центральной Европы, который, по подсчетам Уинстона Черчилля, в период с августа 1938 по сентябрь 1939 года выпустил почти столько же военной продукции, сколько произвели все английские предприятия за то же время.
Современные военные эксперты единодушны: только после того, как вермахт стал обладателем вооружения чешской армии и военно-технического потенциала «Чешско-моравского протектората», как стали называться чешские земли после оккупации, Третий рейх обрел достаточные возможности для развязывания Второй мировой войны.
К июню 1941 года немецкие части были почти на треть укомплектованы чешским вооружением. Руками чехов собраны четвертая часть всех танков, 26 процентов грузовиков и 40 процентов стрелкового оружия германской армии.
По данным Центра военной экономики Германии, на 31 марта 1944 года в распоряжение фюрера из цехов 857 заводов Чехии поступило оружия и снаряжения почти на 13 миллиардов 866 миллионов рейхсмарок.
Советские историки, подчиняясь идеологическим установкам, рисовали картину пролетарской солидарности чешских работяг с советскими братьями по классу. Несчастных чехов, дескать, гнали к станкам едва ли не под дулами автоматов. И вот так, невыносимо страдая, трудовые коллективы этих 857 предприятий Чехии из года в год наращивали выпуск своей смертоносной продукции.
Согласно немецким источникам в 1944 году Чехия ежемесячно (!) поставляла в Германию около 11 тысяч пистолетов, 30 тысяч винтовок, более 3 тысяч пулеметов, 15 миллионов патронов, около 100 самоходных артиллерийских орудий, 144 пехотных орудия, 180 зенитных орудий, более 620 тысяч артиллерийских снарядов, почти миллион снарядов для зенитных орудий, от 600 до 900 вагонов авиационных бомб, 0,5 миллиона сигнальных боеприпасов, 1000 тонн пороха и 600 тысяч взрывчатых веществ. Что касается производительности труда чехов, то она не уступала показателям немецких рабочих.
Интересно, что основные цехи военных заводов Праги встали лишь 5 мая 1945 года.
В избирательной памяти чехов как-то не «отложился» полукилометровый санитарный поезд - «дар чешского народа воюющему Рейху». Забыты и посылки с теплыми вязаными рукавицами - «от матерей» в сталинградский «котел», и дружные нацистские приветствия сознательных чешских рабочих, передовиков производства, направляемых в оздоровительные кемпинги за ударный труд ради победы немецкого оружия, создаваемого их умелыми руками… которое убивает русских, поляков, евреев, американцев и англичан. Убивает, убивает, убивает…
Между прочим именно плзеньские заводы «Шкода» в самом конце войны станут едва ли не единственным источником вооружения для вермахта.
Правда, чехи об этом не любят вспоминать. В военном музее в Праге период их жизни при оккупации освещен всего двумя-тремя небольшими стендами со снарядами, которые являются результатом «рабского труда», который не прекращался аж до 5 мая 1945 года. Причем «подневольные труженики» пунктуально сообщали в уже поверженный Красной армией Берлин о досрочном выполнении своих обязательств перед нацистами. Едва ли не до самого дня капитуляции Третьего рейха «свободолюбивые» чехи не могли сообразить, что клепать вооружение для Германии уже совершенно бессмысленно и их работа оплачена не будет.
Стоит поведать и еще кое о чем.
Русский белоэмигрант Б. Тихонович вспоминал: «Чехи неслыханно обогатились на евреях в 1939-1945 годах. Они брали «на хранение» еврейские драгоценности, картины, имущество, а затем писали доносы на бывших друзей. В ходу была поговорка: «Они (то есть евреи) оттуда все равно никогда не вернутся». Мадлен Олбрайт, госсекретарю США при Билле Клинтоне, до сих пор не возвращены картины, принадлежавшие ее семье и украденные двумя сестрами-чешками из Праги.
Про все это «стыдливо» замалчивалось в послевоенный период советским руководством по причине того, что чехи - братья-славяне и наши союзники по социалистическому лагерю. Благодаря Сталину они, как, впрочем, и другие фактические соратники Третьего рейха, отделались лишь легким испугом за пособничество нацистам и убийства советских граждан. И сегодня новым чешским «демократам», наследникам легионеров и коллаборационистов («демократов» Первой Республики), как они себя сами позиционируют, после активного и многолетнего содействия гитлеровцам следовало бы осознать свою вину, а не требовать покаяния от России и нынешних ее руководителей. Не пора ли нам перестать посыпать головы пеплом и поставить наглецов на место, предъявив им встречный исторический счет?
Ловчилы-наперсточники
Логика новых чешских правителей понятна. Прошло 65 лет после Победы над фашизмом. Все меньше остается в живых ветеранов и свидетелей тех событий, в которых чехи (вместе с венграми, румынами и иже с ними) запятнали себя несмываемым позором, участвуя в преступлениях фашизма против человечества. За четыре года войны в различных частях вермахта воевали более 100 000 чехов и словаков. 70 000 из них попали в плен. Около 7000 погибли.
Семья Вацлава Гавела (будущего «демократического» президента) открыто сотрудничала с гитлеровцами и в обмен на расширение принадлежавшей ей киностудии «Баррандов» согласилась снимать нацистские пропагандистские фильмы, включая ленты, в которых делались попытки представить в положительном свете концентрационные лагеря. Есть много фотографий, на которых Вацлав Гавел запечатлен на коленях высших чинов СС - постоянных и желанных гостей на отцовской вилле. Это объясняет очень многое в развитии Чехии после 1989 года и характеризует ее соответствующим образом.
Нынешним чешским политикам не с руки вспоминать о своих родственниках и согражданах, замазанных в связях с нацистами и пособничестве им, что подмачивает их имидж в новой объединенной Европе как ревнителей и поборников «истинной демократии», бескомпромиссных борцов за права человека.
Ставя знак равенства между коммунизмом и нацизмом, они стараются внушить молодому поколению, что именно при социалистическом строе якобы ущемлялись права и свобода чехов. В то же время, используя методы геббельсовской пропаганды, голословно напирая на то, «что жертв коммунизма на самом деле было больше, чем жертв нацизма», они тем самым преследуют далеко идущие цели. Ведь коли это так, стоит ли вспоминать о «грешках» сотрудничества с гитлеровцами тех же чехов? Такая вот лукавая логика. И тут следует напомнить чешским господам, а также их единомышленникам из Венгрии, Румынии, Болгарии, Литвы и Латвии, что преступления нацистов осуждены Нюрнбергским трибуналом и признаны всем цивилизованным мировым сообществом.
Обеляя по сути нацистов, новоявленные демократы ставят под сомнение послевоенное устройство Европы и закрепленные им международные границы. В частности, принадлежность Чехии Судетской области, отошедшей Германии по Мюнхенскому соглашению 1938 года, где исконно проживало немецкое большинство, изгнанное в соответствии с декретами президента Чехословакии Эдварда Бенеша. Но эти документы также потеряют свою силу, поскольку были приняты при попустительстве «преступного» по чешской терминологии «коммунистического режима» в СССР, войска которого после разгрома последнего оплота фашистов в Европе освободили эту территорию. Бенеш не зря волновался, сидя в Лондоне, что лишь в 1942 году союзники по антигитлеровской коалиции признали нелегитимность мюнхенского сговора 1938 года. Так как только благодаря организованному им с помощью британцев покушению на рейхспротектора Рейнхарда Гейдриха удалось убедить их в наличии внутреннего сопротивления. У правительства Бенеша выбора не было, поскольку союзники, воевавшие с Гитлером не на жизнь, а на смерть, отказывались понимать, как это вообще можно сопротивляться, не сопротивляясь.
Успешная операция чехословацких парашютистов значительно укрепила престиж чехословацкого эмигрантского чешского правительства во главе с президентом Бенешом. Благодаря этому покушению мировая демократическая общественность узнала и о существовании «сопротивления внутри этой страны», поскольку его роль до той поры не была особенно известна. Чехи в глазах многих граждан государств антигитлеровской коалиции воспринимались скорее как послушные прислужники немцев, которые на своих заводах производили оружие для гитлеровской армии. Репрессии, развязанные нацистами после покушения, вызвали симпатию и сочувствие многих людей в странах тогдашнего демократического мира. Одним из последствий этого явилось то, что в конце 1942 года Великобритания отозвала свою подпись под Мюнхенским договором и в дальнейшем согласилась с послевоенным обновлением Чехословакии в прежних границах.
Не грех также напомнить чехам, что 28 июня 1919 года германская делегация подписала Версальский мирный договор, завершивший Первую мировую войну. В этот день Германия и Австрия получили по нему сполна. И даже с избытком. А новорожденному чехословацкому государству (за заслуги в разграблении Сибири чехословацким корпусом) были переданы Немецкая Богемия, Судеты, области Богемского леса и Немецкой Южной Моравии, которые ей не принадлежали. После Второй мировой войны чехам повезло, что СССР договорился с союзниками считать их советской зоной. В противном случае счет за сотрудничество всей Чехии с нацистами вполне мог бы быть предъявлен.
Запретная собственность
По Закону о реституциях, принятому в Чехии, собственность должна быть возвращена не только семейству Гавелов (преданно служившему нацистам и при их содействии приумножавшему свое благосостояние), но и по справедливости всем родственникам и потомкам изгнанных жителей Судетской области. Чему всеми правдами и неправдами, ссылаясь теперь уже на «законность» декретов Бенеша и попирая права немцев, противятся «чешские демократы». По чешским законам, реституция возможна лишь в отношении имущества, конфискованного коммунистическим режимом, но на декреты Бенеша она не распространяется.
С другой стороны, если Чехию приняли в Евросоюз, чего уж проще, в единой Европе все едино. И не все ли равно, кому территориально принадлежит Судетская область: Германии или Чехии. Оказывается, равно не все. Коммунизм и нацизм по логике чехов и их подголосков равны. Здесь интересы «чешских демократов» и иже с ними преследуют цель завуалировать и оправдать свое соучастие в преступлениях нацизма и выглядеть святее Папы Римского в вопросах соблюдения прав человека. Но когда вопрос касается территориальных приобретений (полученных по логике чешских политиков от «преступного» режима, при согласии и поддержке западных союзников), то это «законно» и справедливо и не подлежит никакому обсуждению. Не смейте трогать святое, нажитое чехами «непосильным» трудом на совместном фронте борьбы нацизма с «преступным» коммунизмом и его союзниками на Западе. Вот так и никак иначе!
Не пора ли поставить этих господ на место? И не каяться и извиняться за политику и деятельность уже не существующего государства - СССР, отстаивавшего свои интересы в конкретной исторической обстановке, к тому же внесшего основной вклад в разгром нацизма, что признано как его друзьями, так и недругами. Необходимо, как любят говорить в Чехии, обеспечить «транспереси», то есть прозрачность и правдивость истории на весах справедливости.
Тогда-то и будет отчетливо виден знак равенства между геббельсовской нацистской пропагандой и нынешними потугами правящих элит Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии и примкнувших к ним Литвы и Латвии перекроить историю в выгодном для себя свете. Скрыть перед нынешним и особенно будущими поколениями свое истинное лицо и неприглядное прошлое своих родственников и части своих предков, запятнавших себя сотрудничеством с нацистами, предательством национальных интересов своих стран, участием в преступлениях нацизма против человечества, грабежом и присвоением чужого имущества.
Действительно, если из общего мартиролога жертв нацизма вычесть людские потери, понесенные Советским Союзом и другими государствами антигитлеровской коалиции в результате применения оружия, произведенного чехами для Третьего рейха, то, несомненно, число убитых непосредственно германскими оккупантами может сократиться по крайней мере на треть. Если присовокупить к ним также погибших граждан нашей страны от действовавших на стороне Германии войск Венгрии и Румынии, приспешников Гитлера из Латвии и Литвы, то число павших от рук немцев сократится еще на порядок. Но при этом возрастет количество преступлений против человечества, совершенных предшественниками нынешних правящих элит вышеназванных стран, которые позиционируют себя как их преемников. И следовательно - принимающих на себя ответственность за свершенные в 40-е годы деяния. Об этом господа подписанты документа в Еврокомиссию с призывом подготовить всеевропейский запрет на отрицание преступлений коммунизма как-то забыли.
В мире до сих пор немало людей, которые совершенно сознательно изображают нацизм как некое верхушечное явление: дескать, вот если бы не Гитлер с кучкой приближенных, то и не было бы ничего. Для ретуширования же своего участия в преступлениях нацизма стараются придумать некий противовес, придав ему статус «агрессивного, злобного и человеконенавистнического» режима. А заодно обвинив его во всех смертных грехах и навесив на него все преступления против человечества. Подоплека такой идеи понятна: насколько возможно, отвести вину от самих себя. Да вот только опасен он, этот путь. Нацизм был бы невозможен без массовой и искренней поддержки его большинством населения указанных стран-подписантов. Именно они способствовали обретению Германией достаточного потенциала для развязывания Второй мировой войны и обеспечили принесение на жертвенный алтарь Победы над нацизмом миллионы человеческих жизней…