Перун
- главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отожествляем с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня "par" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры - Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П. - производитель, творец. В то же время П. - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: "сбей тебя П.", "как цябе П. узяв". П. - божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан, с серебряной головой и золотыми усами (летопись
Нестора под 980 год). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 год). Русское предание наделяет П. палицей ("Полное Собрание Российских Летописей", II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день - 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир Св., до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив "12 мужи бити жезльем"; народ, продолжает летописец, "плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения". На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя Св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. - Ср.
Афанасьев
"Поэтические воззрения славян на природу" (М., 1865);
А. Фаминцын "Божества древних славян" (Санкт-Петербург, вып. I, 1884). В. Р-в.
Этимология имени божества
Ближайшая параллель со славянским Перуном - балтское обозначение грома perkons, литовское perkūnija (пер’куния) - «молния». Другие индоевропейские параллели: древнеиндийск. Парджанья, хеттск. Пирва, греческое обозначение огня - pyr. Имя Перуна восходит к образу индоевропейского громовержца, имевшего родственное наименование с основой *Per(k). В поздних русских летописях XVII века, например в Холмогорской, в рассказе о Волхове говорится, что "перун" на белорусском означает "гром". Слово "piorun" на
польском означает молнию. В
силезском используется восклицание "Pieruna!" или "Jerunie!". Также популярна версия о родственности имени Перуна со словом "первый" (ср. с Пуруша - первочеловек), что имело определенный сакральный характер в мифологических отношениях между богами.
Близкие к Перуну боги других народов
В
чешском церковном словаре
XIII в. «
Mater Verborum» Перун уподоблен
Юпитеру. В многочисленных церковных поучениях против
язычества, например, в «Слове и откровении святых апостолов» (
XIV в), Перун выступает как "елинский бог" (намёк на греческого
Зевса). Часто отождествляется просто с Дивесом, невидимым верховным дневным божеством индоевропейцев, известным у балтов. Однако, самым близким божеством к Перуну является балтский
Перкунас, распространенный от Пруссии до Волги. Некоторые финно-угорские народы заимствовали название Перкунаса для обозначения черта.
Храм Кия. Каменный языческий жертвенник округлой формы с четырьмя выступами по странам света, рядом, к югу, горел костер для жертвоприношений. Сооружение сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м. Расположено оно на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора. Датируется алтарь VIII-X вв.
Реконструкция языческого капища X века на Перыни
Храм на Перыни. После 983 года Добрыня поставил здесь идол Перуна. На левом берегу реки Волхов в 4 км от Великого Новгорода. Святилище представляет собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом. Точно в центре площадки находится яма от деревянной статуи Перуна. Перед статуей находился круглый каменный жертвенник. Площадку окружает ров - восьмилепестковый цветок, образуемый восьмью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них, обращенной к Волхову, огонь горел постоянно.
Рядом с центральной площадкой, на котрой стоял Перун имелись еще два круглых капища, вероятно, посвященные Велесу и Мокоши. Согласно первой Новгородской летописи старшего извода, в 988 году статуя Перуна была срублена и сброшена в Волхов.
Храм Владимира в Киеве. Создан в 980-983 гг.
На Владимирской улице раскопаны фундаментные рвы и симметрично расположенные ямы, заполненные строительным мусором. Всего внутри храма было 5 ниш: одна по центру (Перун), по две слева и справа. Еще один идол, видимо, стоял за храмом. Рядом находится чашеобразная яма со слоями глины, угля и золы.
Ибн-Фадлан, 922 г., описание храма русов на Волге
Жрение Перуну, обряды и праздники
Заглавная буква средневековой русской рукописи в виде изображения жертвоприношения, плетеный крест трактуется иногда как "духовная жертва" христиан, однако крест встречается и на языческих жертвенниках, в том числе - алтарь храма Кия.
Служение Перуну и другим стоящим ниже него в славянском пантеоне божествам и духам обозначается словом жрение. Однокоренными словами являются слова жрец и жребий.
Так как источники не упоминают особых людей, приносивших жертвы, то историки часто отрицают наличие у славян жречества, многие утверждают, что в роли жрецов выступали князья. Однако поздние тексты говорят о признании русскими славянами своим верховным жрецом Криве-Кривейтеса, о наличии особых служителей, которые поддерживали неугасимый огонь в храме. В "Иоакимовской летописи" В.Н. Татищева упоминается "высший над жрецами славян Богомил, из-за сладкоречивости нареченный Соловей", который возглавил восстание в Новгороде в 989 году.
Русские славяне верили, что идолы "досыта едят и пьют", что они могут разговаривать и насылать проклятья.
Главными праздниками Перуна были 20 и 12 июля. Жертвы приносились ночью, но никаких мистерий, посвященных Перуну, не известно.
Гадания производились жрецами с помощью жребия и жертв (например, по расчлененным частям тела жертвы, как в Збручском Первом храме). Они указывали на урожай, супружество, на последствие тех или иных действий. В русской традиции с женскими гаданиями связана Мокошь. Масуди упоминает о гаданиях славян с помощью драгоценных камней в храмах, не исключено, что такие камни вставлялись и в углубления глаз идолов, подобныx идолу из с. Иванковцы.