Нейронный механизм формирования внутреннего ресурса

Jul 01, 2015 20:27

Оригинал взят у evo_lutio в Нейронный механизм формирования внутреннего ресурса
Чем внутренний ресурс отличается от внешнего?

Совсем не тем, что внутренний ресурс дает энергию, ведь внешний ресурс дает ее тоже.

Если ресурс не дает энергию, значит, он вообще не подключен. (Что такое энергия, можно почитать здесь).

Возьмем, к примеру, работу. Человек может вообще не ходить на работу и не иметь ее, ходить с удовольствием, ходить с отвращением и только ради денег, и ходить так себе, в силу необходимости, но и без стресса.

В первом случае работы просто нет, во втором случае ресурс-работа неплохо подключен, в третьем случае - фрустрирован, настолько, насколько энергетический минус от стресса больше, чем энергетический плюс от денег, а в четвертом случае - подключен слабенько, но ничего, поступает какая-то энергия от денег и не обнуляется полностью стрессом, потому что стресса мало.

При всем удовольствии и радости от работы нельзя точно сказать, что ресурс-работа стал внутренним. Если в любой момент радость от работы может исчезнуть или может пропасть сама работа и другую такую не найдешь, данный ресурс - тоже внешний, просто подключен и, скорее всего, находится в процессе прокачки.

Внутренний ресурс - это то же самое, что прокачанный ресурс, и он имеет одно существенное отличие от внешнего, которое я уже не раз называла: он не теряется полностью никогда. Во всяком случае, чтобы уничтожить внутренний ресурс, необходимы длительные изменения в жизни и деградация человека. Но и в случае утраты внутренний ресурс восстанавливается при достаточном запросе. Внутренний ресурс сохраняет сам себя, поддерживает сам себя, обеспечивает самого себя и человека энергией. И даже развивает внутренний ресурс тоже сам себя.

Посмотрите, какая несправедливость или, наоборот, большая справедливость. Пока человек, у которого данный ресурс совсем не прокачан, тратит море сил, чтобы хоть немножко подключить ресурс, читает книги по психологии, изучает чужой опыт, пытается себя настроить, приучить, мотивировать, даже обмануть, чтобы полюбить эту чертову работу или как-то заставить себя учиться или начать выглядеть хорошо и хорошо себя чувствовать на людях, человек с прокачанным ресурсом не только не тратит на ресурс сил, но еще и внимания не тратит. Он вообще о нем не думает. Ресурс сам думает о себе и о нем и все время обеспечивает человека энергией.

То есть внутренний ресурс буквально приносит энергию на блюдечке с голубой каемочкой, как в самых сладких инфантильных мечтах, как волшебник в голубом вертолете, как волшебная печка, подаренная Емеле щукой. Все сказки про волшебные предметы - о внутренних ресурсах. Именно так они и работают. Сами ведут, сами дают, сами насыщают.

Каким же образом устроены эти волшебные штуки?

Любой внутренний ресурс имеет нейронную структуру. Он находится внутри мозга и зафиксирован в нем в виде нейронного образования.

Само собой понятно, что эти образования не даются от природы, они формируются во время жизни, в процессе деятельности.

Древние оккультисты, рассказывая о подобных штуках, всегда пользовались метафорой всадника: как человек приручает лошадь и учится ею управлять, как становится с ней одним целым. Но для нас, современных людей, удобней пример с автомобилем, хотя живая лошадь, конечно, больше в тему.

Но вот что такое, например, навык вождения? Любой ресурс - это, по сути, навык, точнее единая система навыков в определенной сфере жизни. Навык - это возможность делать нечто легко, хорошо и получать от этого пользу и удовольствие.

Отсутствие ресурса - это отсутствие автомобиля как такового, недоступность его, невозможность даже воспользоваться такси. Возможность воспользоваться такси или услугами водителя на собственном автомобиле - это внешний ресурс, и дает он энергии ровно столько, насколько польза от такси и услуг водителя превышает трату денег (точнее трату энергии на получение этих денег, ведь деньги - это просто эквивалент энергии, которая пошла на их получение данным человеком или тем, кто деньги ему принес).

Когда человек учится водить автомобиль, он, по сути, формирует в мозгу новую нейронную структуру. Сначала никакой структуры нет, и чтобы одновременно нажимать на педали, держать руль, смотреть в зеркала, и справляться с нарастающим чувством тревоги, человеку требуется море энергии. Если мотивация (кредит энергии) велика, а стресс от напряжения и тревоги не так уж велик или покрывается удовольствием, человек научится водить. Если мотивация (кредит энергии) невелика, а стресс слишком велик (страшно, трудно), человек водить не научится.

Автомобиль - довольно условный пример, поскольку человек все равно имеет дело не со своим телом, а с внешним предметом, без которого навык не принесет ему пользу, однако даже в этом примере мы видим, что чем лучше человек учится водить, чем больше в его мозгу нейроны выстраиваются в определенную конфигурацию, тем меньше ему нужно энергии для процесса вождения, тем легче и приятнее ему это, тем больше он от этого получает, чем тратит.

Обратите внимание, куда идет сначала вся энергия. В мозгу есть несколько участков, которые задействуются, когда человек водит машину. Они расположены в разных местах мозга и чтобы одновременно их использовать, требуется та самая энергия внимания и напряжения: туда смотри, в это же время за этим следи, туда ногу, а сюда руку, и от сложности этой непривычной работы, человек испытывает тревогу и стресс, которые дополнительно потребляют энергию. Поэтому через полчаса человек может ощущать себя уставшим и даже выжатым как лимон. Если его мотивация полностью израсходована и радость от того, что он ого! Сам рулит - невелика, скорее всего, у него появится мысль, а не отложить ли это обучение до лучших времен, когда сил и мотивации станет больше.

Если мотивация и радость расходы энергии покрыли, он готов продолжать обучение дальше. Иногда сегодня человек выжат как лимон и ничего больше не хочет, а завтра энергии подкопилось и мотивация восстановилась, и он готов снова идти к инструктору. А может он уже инструктору заплатил вперед и отказываться при всем нежелании - это выбрасывать деньги, то есть тратить энергии еще больше, чем на муки учебы.

Благодаря напряжению внимания, усилиям воли и мотивации, кровообращение в мозгу поддерживает нужные для навыка отделы мозга в разогретом, буквально горячем состоянии. И в этих отделах происходит нейронная работа, построение цепей по кирпичику. Процесс любой деятельности с точки зрения психофизиологии - это последовательное включение и связь разных нейронных звеньев, сначала отдельных, потом все более и более скомпонованных, склеенных, связанных, слитых.

Представьте себе, что в мозгу буквально плавится инертный материал и из него создается новая структура (отсюда название - Психоалхимия), это подобно работе сварочного аппарата. Рука здесь - нога там - правый глаз туда - левый туда, еще раз, а теперь поворот руля. Чем лучше у человека получается, тем меньше его напряжение и страх, тем быстрей идет работа. Начать сложно, потому что требуется море энергии, чтобы удерживать вместе несвязанные рычаги, зато когда рычаги связаны, все получается само собой, система автономна, энергии требуется все меньше, и тогда энергия, наоборот, начинает не расходоваться, а поступать. Деятельность все больше и больше нравится.

Когда деятельность дается уже легко и начинает доставлять наслаждение, можно сказать, что нейронная структура в мозгу сложилась. Теперь она не требует напряжения и траты энергии, она работает сама. Человек красиво садится в автомобиль, а его руки и ноги сами собой делают то, что надо. И чем лучше освоил человек навык вождения, тем больше его автоматическое обеспечение, приобретенная нейронная структура сама выполняет работу, без участия его сознания, он может думать о чем угодно, слушать музыку, даже говорить по телефону, а его разум будет следить за дорогой, его тело будет выполнять нужную работу, и даже в экстремальной ситуации разум и тело справятся сами, почти без включения сознания - примут правильные меры.

Это значит, что человек достиг уровня освоения ремесла, однако, чтобы стать настоящим мастером, должно подключиться еще и творчество по отношению к этому навыку, и тогда нейронная структура в мозгу станет еще более красивой, гибкой и сложной.

Из этой схемы должно быть понятно, что любой ресурс (а мы на примере простого навыка разобрали сейчас, как работает ресурс, ведь ресурс - это система сложных, связанных навыков, условно отнесенных к какой-то сфере жизни) может быть прокачан до такой степени, когда буквально сам тянет заниматься собой, обещая удовольствие и радость.

Эта тяга возникает оттого, что сложившаяся нейронная структура буквально сама «просит есть». Помните сказочного джина из лампы или молодцов из ларца или чертей, которые появляются и требуют работы: «приказывай, хозяин». Они не желают сидеть без дела, энергия в них кипит, они хотят ее обратить на работу, иначе им плохо и они мучают своего хозяина, грозя его даже съесть.

С прокачанным, то есть внутренним, ресурсом - то же самое. Он устроен так, что определенная тяга заложена в нем по дефолту, он все время в разогретом состоянии и, по сути, всегда уже немного в работе. Представьте, что вы так любите водить, что без автомобиля все время скучаете, образ езды возникает у вас в голове, воспоминания доставляют вам и кайф, и ностальгию, хочется быстрей уже сесть за руль и поехать. Именно так работает развитый навык и так же - внутренний ресурс. С помощью образов и воспоминаний, напоминающих о кайфе, он притягивает к себе и заставляет начать деятельность. Так он сам поддерживает себя. То есть внутренний ресурс бывает сложно получить, но его также сложно и утратить.

Когда речь идет не об отдельных навыках, а о целых ресурсах из круга ресурсов, схема становится чуть сложней, но суть ее остается такой же.

(С) Марина Комиссарова

эволюция, психология

Previous post Next post
Up