Студент, оставь надежды, останешься невеждой

Mar 18, 2017 22:10



Так как истина вечно уходит из рук,

Не пытайся понять непонятное, друг.

Чашу в руки бери, оставайся невеждой,

Нету смысла, поверь, в изученье наук.

Омар Хайям

Попытки обучить студентов конкретным специальностям приводит к разрушению образования. К такому выводу пришли участники дискуссии РБК Петербург «Система профессионального образования: ответы на вызовы глобального рынка труда». Основной дефект нынешней системы профессионального образования - стремление вузов успеть за быстрыми технологическими изменениями и подготовить узкоспециализированных специалистов. В погоне за технологическим прогрессом университеты забывают о главной потребности работодателей - получать специалистов с качественным базовым образованием.



Загнали себя в угол

«Образование себя дискредитировало за последние десятилетия», - выразила настроение многих участников дискуссии заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Мария Юргелас. Эта претензия касается даже тех сфер, в которых российские специалисты пользуются международным признанием, отметил генеральный директор Санкт-Петербургского центра разработок Dell EMC Вячеслав Нестеров.

Речь идет, в частности, о программистах. С одной стороны, согласно только что опубликованному рейтингу компании HackerRank (калифорнийский провайдер услуг в области тестирования разработчиков ПО), на который ссылается ассоциация «Руссофт», Россия (и Петербург, в частности) занимает второе, после Китая, место в мире по качеству программистов.

С другой стороны, доля высококлассных специалистов в общем потоке выпускников невелика, отмечает В.Нестеров, с которым согласны как его коллеги по IT, так и представители других отраслей.

«Среди выпускников много специалистов в кавычках, которых использовать нельзя, - констатирует В.Нестеров. - Те цифры, которые мы слышим от чиновников - что столько-то айтишников получили дипломы, ни о чем не говорят. Нужно понять, сколько среди этих специалистов людей, которые реально могут работать. Есть люди, которые получили дипломы, но даже не пытаются работать по специальности - они понимают, что не соответствуют требованиям».

Кого учить?

Среди причин плохого образования представители вузов называют отсутствие обратной связи от работодателя. Вузам необходимо иметь долгосрочный (желательно на 15 - 25 лет вперед) прогноз спроса на специалистов - чтобы успеть перестроить систему образования, считают представители учебных заведений.

Однако, по мнению бизнеса, составить такой прогноз невозможно. «Ни одна компания, а тем более отрасль, не может точно сказать, сколько специалистов будет нужно через 25 лет. Обычно прогноз делается на 2-3 года вперед», - выразила общее мнение бизнеса исполнительный директор по персоналу и социальной политике Госкорпорации «Роскосмос» Алла Вучкович.

Отсутствие долгосрочных прогнозов связано со слишком быстрым изменением технологий. «Мы никогда не спрогнозируем, какие профессии появятся, какие будут востребованы через несколько лет», - утверждает вице-президент BIOCAD Александра Глазкова. Атлас профессий АСИ, как и справочник наиболее востребованных профессий, выпущенный Министерством труда, проблему не решают, считает А.Вучкович, которая, по ее словам, участвовала в составлении обоих документов. «Это все пилоты, не системные исследования. Нам не известно, какие нужны профессии в масштабах страны», - отметила А.Вучкович.

В такой ситуации вузы в принципе не способны готовить специалистов по новым компетенциям. «Университет не может физически успевать за теми веяниями времени, за теми заказами от промышленности, которые поступают очень часто», - уверен В.Нестеров.

Вывод, который следует из признания этого факта, А.Вучкович сформулировала так: «Мечта каждого работодателя, чтобы к нему приходил готовый специалист, которого не надо доучивать, не только несбыточна, но и вообще неправильна. Подготовка специалиста включает и его образование в вузе, и подготовку на предприятии, куда он пойдет работать».

Представители бизнеса утверждают, что от вузов они ждут не узкоспециального, а базового образования. «На уровне вуза мы не можем говорить о конкретной профессии - только о направлении подготовки. А профессиональное становление проходит в конкретной практике», - сформулировала принципиальную позицию университетов доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Кудрявцева.

Представители бизнеса утверждают, что от вузов они ждут не узкоспециального, а базового образования. «На уровне вуза мы не можем говорить о конкретной профессии - только о направлении подготовки. А профессиональное становление проходит в конкретной практике», - сформулировала принципиальную позицию университетов доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Кудрявцева.

Теоретически базовое образование должен был бы давать бакалавриат, отметил проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Евгений Крук. «Но реальный бакалавриат почти нигде не реализовался, - признал эксперт. - У нас просто укоротили обучение по специальности и получилось черт знает что».

Причины и пути решения

Обеспечить качественное базовое образование мешают существующие нормативы Минобразования, считает А.Глазкова. По ее мнению, эти нормативы побуждают вузы «откровенно дотягивать оценки» плохим студентам, что бессмысленно («мы их все равно не примем на работу»), да и вредно, ибо «дискредитирует диплом вуза».

Правильная модель обучения - проектная, уверен Е.Крук. Он убежден, что если студент уже в процессе обучения в вузе не участвует в конкретных проектах компаний, то квалифицированного инженера из него не получится. «Вузы должны стимулировать студентов работать с первых курсов, получать реальные навыки в бизнесе, на практике - чтобы они понимали, что от них ждут работодатели», - согласна с коллегой директор департамента организационного развития ГК «Кронштадт» Мария Игитян.

Модернизировать базовую подготовку непросто. «Это очень тяжело идет, - констатирует доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья центра им. В.А. Алмазова Татьяна Ищук. - Наши вузы в основном государственные, они мало связаны с бизнесом, а академический менталитет настолько сильный, что все новации проходят с трудом».

Директор Фонда ЦСР Северо-Запад Марина Липецкая формулирует три важнейших, по ее мнению, навыка: «Выпускник должен уметь создавать цифровую модель и ею пользоваться. Также каждый выпускник должен быть немного инженером современной экономики - уметь создать и использовать сложные устройства. И третий базовый навык - управление, связанное с IT: дата-мониторинг, дата-бизнес. То есть управленческий навык, предпринимательский навык».

Выпускник должен понимать логику бизнеса, предпринимательства и действовать на рабочем месте в соответствии с этой логикой, резюмирует М. Липецкая.

университет, высшее образование, инженеры

Previous post Next post
Up