Мы с Леонидом очень долго не могли согласовать свои расписания, и уже практически в дедлайн (если не сейчас, то никогда!) все-таки выбрались на
выставку Такаси Мураками в "Гараже" (гляньте на сайт по ссылке - там от курсора образуются его знаменитые маргаритки). К моменту нашего посещения ей оставалось проходить в Москве всего одну неделю, а сейчас она вообще уже закончилась.
Будет ласковый дождь - русское название выставки - это название рассказа Брэдбери; англоязычное название менее завуалированное: Under the radiation falls - "Под радиоактивным водопадом (или радиоактивными опадениями - осадками? Короче, чем-то, что валится сверху.)".
Когда мы туда пришли, нам показалось, что "очередь на Серова" теперь переместилась сюда. На самом деле все было не так страшно, но чтобы попасть на выставку, нам понадобилось за 45 минут отстоять в трех последовательных очередях: сначала за билетами, потом в гардероб, и потом собственно на вход.
мы стоим там, откуда я снимаю, очередь за билетами загибается направо за картину, кассы расположены за этим холстом, а напротив видна очередь уже на вход
Многие пришли с детьми. Гардероб расположен под лестницей, и вот сколько колясок:
сквозь лестницу видна все та же очередь
В холле 1 этажа, сразу перед входом - череп в огне.
А сама выставка занимает второй этаж здания.
Считывать все заложенные смыслы мы
предоставим искусствоведам (и
еще здесь), а сами пойдем наслаждаться и впечатляться. Как минимум - это очень интересно.
На самом деле - еще и очень красиво.
Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться». (цитата от искусствоведа)
Таких картин на самом деле две, парные. Одна на платиновом фоне, вторая на черном.
Одна называется "Луна над разрушенным замком", вторая - "Лунный свет. Непостоянство всех вещей".
*********************
Вот та же мысль, воплощенная в скульптуре.
Поближе:
А если еще ближе, то становится видно, что в глазницах не стразики, а снова черепа, и в них - еще черепа, так же, как на предыдущих черных картинах:
*********************
это не картина, а просто стена
*********************
Черепа, грибы и улыбающиеся маргаритки (или ромашки) - три темы, проходящие сквозь все творчество Мураками.
Армия грибов. 2002. Холст, монтированный на фанеру, акрил.
фрагмент
Все картины Мураками написаны акрилом по холсту. А Лёня подумал, что это компьютерная графика.
В объектив поместилась примерно половина большой картины на грибную тематику:
Еще крупнее:
***********************
все черепа разные!
Еще аналогичная. Только совсем в другой цветовой гамме и с градиентом цвета по горизонтали. Называется: "Воспоминания о бурной жизни" (2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил). Как называется предыдущая, я не записала.
фрагмент
Эти черепа россыпью будут сопровождать нас как фон почти на каждой картине.
************************
Еще один образ, постоянно встречающийся у Такаси Мураками - ДОБ. Это своеобразная помесь Микки-Мауса и покемона. Иногда он отдельный персонаж (как на заглавном фото поста, и на видео, и ниже еще я покажу скульптуру с ним), иногда встроен в другое изображение, как на этой картине, где он проник в ДНК как мутация:
Детали можно разглядывать бесконечно.
Мне очень нравятся цвета и формы.
Обратите внимание на фон картины. Везде, где цвет фона (или самого рисунка) серебряный - это покрытие из листовой платины, а где золотой - листовое золото (то, что у нас называется "сусальное") по холсту. И потом поверх этого фона картина рисуется акриловыми красками. Впечатляет :)
Все, что мы видели сейчас, находится в разделе выставки, называющемся "Малыш и Толстяк" (названия атомных бомб, сброшенных на Японию) и связано с бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. "Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения" (цитата).
фотографии из Хиросимы; на правой - негативные "тени" от столбиков забора, возникшие от взрыва
*******************************
Другой раздел выставки «Гэидзюцу» («Техника и обучение»). Здесь показывалась связь Мураками с традиционным японским искусством, корни его творчества.
Две расположенные рядом огромные картины во всю стену. Очень японские!
И я могу преодолеть время, а Вселенная - раскрыть мое сердце. 2007. Холст, монтированный на дерево, листовое золото, акрил.
Обратите внимание на имитацию иероглифов, написанных тушью, справа на картине.
А слева подпись и традиционные печати, как на японских гравюрах.
Тут, конечно, размер имеет значение, маленькие на фотографии, они производят совершенно ошеломительное впечатление в реальности. Ну примерно как Голова витязя на Руслана из "Руслана и Людмилы" :)
*************************
Еще по мотивам традиционного японского искусства.
Лев всматривается в бездну смерти. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовое золото, листовая платина, акрил, золото.
сакура в цвету справа
сакура в цвету и водопады слева
черепа заполняют весь фон картины
ну и очень неудачно снятая мною черная луна (солнце?)
**************************
Японские традиции такие традиции. :)
**************************
Третья часть выставки, посвященная каваий. Маргаритки! Или все-таки ромашки?
Но начинает этот раздел цветок-мутант.
Цветок-матанго. 2009. Сталь, стеклопластик, масло, акрил.
О нем пишут, что это типа цветочный Годзилла, что под влиянием радиации из дружелюбного цветка вырос монстр.
На меня он впечатления не произвел, хотя штука культовая и стоит каких-то совершенно невероятных миллионов долларов. Вообще скульптуры из этого раздела мне не особо понравились. Слишком игрушечные.
Опять возвращаемся к теме грибов:
грибная скамейка
Тот самый выше обещанный ДОБ + грибы.
ДОБ в Странном лесу. 1999.
Самоцитирования и самоповторы с вариациями характерны для Мураками. Вот из сети еще один аналогичный:
Тоже стоит миллионы. Мне не нравится.
Еще персонажи масскульта, созданные Мураками:
Кайкай и Кики. 2000-2005
*************************
Зато картины с маргаритками очень понравились :) Они очень декоративные. Тоже акрил на листовом золоте или платине. И тоже иногда фон заполняют черепа.
опять имитация печатей-подписи художника
листики сусального золота крупно
*****************************
И вообще, современная картина может вовсе не иметь изображения и быть чистым листом. Листом золота. Листом платины. С черепами :)
*****************************
Становится понятнее смысл (ну, или часть смыслов) золотой скульптуры в фойе.
*****************************
Маргариток не может быть слишком много.
стены, пол и потолок обтянуты пленкой с их изображением, и на этих стенах висят картины
слева направо: голубая, желтая и розовая
и стена напротив
*****************************
Продолжение темы внезапно настигло нас в туалете :)
*****************************
Конечно, здесь я показала далеко не все, что было представлено на выставке, но и выложенного мной, наверное, слишком много.
Осталось только рассмотреть огненный череп, встречающий нас при входе и провожающий на выход.
Я думаю, что теперь все заметят, чем заполнены его глазницы :)
****************************
В общем и целом скажу, что эта выставка - одно из самых впечатляющих событий в моей жизни. Как-то в такие моменты и осознаешь, что Москва - один из центров мировой культуры.
Click to view