День рождения в Музее кочевой культуры

Nov 29, 2016 20:00



На прошлой неделе наша семья отмечала сразу два дня рождения детей.
21 ноября Леониду исполнился 21 год, а 24 ноября Михаилу - 9 лет.
Леня обошелся без нас (только подарки наполучал), а для Миши мы устроили субботнее празднование в музее кочевой культуры в киргизской юрте.
У Мишиной одноклассницы и подружки Насти ДР в тот же день, поэтому мы скооперировались с ее мамой. После долгих огранизационных усилий (это был двухнедельный кошмар: приглашенные гости никак не решались на такой эксперимент - пойдем, не пойдем, передумали, снова передумали, заболели, выздоровели, некому везти, как далеко ехать, пойдем-пойдем!) нас набралось 9 детей и 11 взрослых.

Музей располагается на задворках школы "Ковчег" на метро Авиамоторная. Все юрты, чумы, типи, яранги и шатры лепятся вокруг школьного здания, между ними стоят кибитки, сани, нарты, статуи и флажки. Еще там есть конюшня и возможность катания на лошадях.

Нас провели в юрту, мы разулись, разделись и расположились на подушках на полу юрты, разделившись на женскую и мужскую половину.
Экскурсию нам проводила Елень (sic) Пантелеева, очень увлеченная и увлекающая молодая женщина. Сотрудники музея постоянно ездят в этнографические экспедиции, и это заметно, соответственно, рассказывают с полным знанием предмета. Она здорово держала публику в узде, не позволяя детям отвлекаться.
С посетителями постоянно ведется диалог, а все предметы можно и нужно трогать.



Прошу прощения за фото, там темно, поэтому как я не настраивала технику, фотографии отвратительного качества.

Убранство

Все вещи в юрте аутентичные.


Все развешано по стенам, очень удобно :)




Еще головные уборы:


Упряжь и утварь на мужской половине:


Как устроена юрта.

Юрта собирается за полчаса. Собирают юрту всегда женщины.
Сначала ставится дверь.
Затем - стены, которые составляются из решеток (типа пергол), перевозятся они в сложенном виде, а на месте растягиваются по принципу пантографа. Материал, из которого строится юрта - ива.


Чем они скрепляются, мы не смогли отгадать. Высказанные варианты включали в себя даже "зубы лошади" :)))
Оказывается, кожаными шнурками, которые продеваются в отверстие в мокром виде, завязываются узелками на концах (на фотографии виден такой узелок), а когда кожа высыхает, она твердая, прочная и хорошо стягивает доски.
Потом стены завешиваются соломенными циновками, сплетенными веревками из конского волоса.
Узор на циновке - это не краска, а тоже переплетенные нити.
Конский волос пахнет лошадью, поэтому скорпионы, пауки и змеи не заползают в юрту. Елень сказала, что они боятся лошадей, потому что когда табун скачет, он давит все на своем пути.
Эти циновки всегда опущены.
Юрту снаружи покрывают войлоком, а изнутри коврами, летом поднимают их, закатывая наверх, а соломенные стены остаются.

Потом собирается купол, жерди вставляются в навершие, и оно поднимается с помошью шестов.


В отличие от монгольской юрты, потолочные жерди изогнуты.
Под тяжестью снега они прогибаются внутрь, пока не накопится напряжение, после чего резко выгибаются обратно, как пружина, и юрта "отряхивается" от снега. Очень умно.


В современных юртах есть и электричество, и интернет. Раньше обеспечивалось дизельным генератором, сейчас все чаще используют солнечные батареи.

На некоторых коврах изображаются рога оленя, потому что есть байка легенда, как мать - олениха привела первых киргизов от берегов Енисея к берегам Иссык-куля.

Елень очень артистично рассказывает:


а дети и взрослые очень внимательно и активно слушают:


Дети у нас подобрались просто замечательные, вели себя прекрасно, внимание не теряли, не уставали, не баловались, активно включались в происходящее.
Миша, оказывается, неплохо знал устройство юрты (они по чтению проходили, и он запомнил) и много отвечал на вопросы Елени.

Свадебный обряд.

Именинника обрядили в традиционный халат, перепоясав веревкой из конского волоса. Ее можно уложить вокруг себя, устраиваясь ночевать в степи, и враг не пройдет обезопасить себя от скорпионов-пауков-змей (см. выше).


Потом всех мужчин обрядили в шапки соответственно возрасту: маленькие молодым, побольше - зрелым мужчинам, и бараньи - аксакалам.


Аксакалов у нас изображали два присутствующих папы. Вот наш:


Будущая невеста - именинница Настя:


На ней одета шапочка с перышками на макушке. Девочку отправляют с кувшином за водой, аксакал внезапно кидает в нее шапкой, и если она устоит на ногах и не упадет (и не увернется), она считается просватанной за сына или внука этого метателя шапок. Настя устояла :)
Перышки из шапочки вынимают, а их посадочное отверстие заливают свинцом (!), плюс на макушку прикрепляют небольшую цепочку в знак того, что она "занята".
Потом жених должен дать калым. Если у него нет достаточного количества овец-баранов, то он переходит жить в кабалу семью невесты и отрабатывает необходимое время, причем все что он наработает образовавшиеся ягнята идут в счет уплаты родителям невесты.
Да, с библейской истории про Иакова, Лию и Рахиль ничего не изменилось :)

Пока невеста готовится к свадьбе, Мишка примерил шапку аксакала:


Одежда невесты:


Потом ее покрывают множеством платков, и под звуки замечательного бубна (отбивала ритм одна из наших девочек) и нашу хоровую песню (по-киргизски не помню, но слов было всего два: "Луна идет"), Настя идет к жениху.
Каждый холостой парень, мимо которого она проходит, снимает с нее один платок, а последний снимает жених.


Бедная Настя!


Свадебный пир
В честь "свадьбы" всех присутствующих напоили имитацией традиционного чая.


Подносом здесь служит доска для игры в Тогуз коргоол (один из вариантов манкалы). После посещения игротеки в Дворце пионеров я с целью идентификации неизвестной игры прошерстила интернет, и теперь точно знала, где искать информацию про эту киргизскую игру :)

Чай, кстати, пили почти все, кроме двух мальчиков, и всем он понравился.


Когда женщина ждет первенца, она обходит 30, если я не ошибаюсь (Миша поправил - 40!), юрт, собирая там лоскутки, из которых шьет рубашечку. Когда ей надоедает рожать детей, она подрубает край рубашечки (подгибает), и считается, что бог ее услышит :)
Потом Елень показала и рассказала про устройство колыбельки (фотография совсем не получилась, не буду выкладывать).
А над колыбелькой поется колыбельная, и самый простенький напев у каждого народа свой: у русских "баю-бай", а у киргизов "алдей-алдей".
По поводу чего последовала еще одна замечательная легенда.

Акыны
Традиционная домбра сопровождала рассказ о витязе Ак-Барсе. В раннем детстве его похитил египетский султан, вырастил из него ассасина и отправил покорять Киргизию. Естественно, Ак-Барс не знал, что он киргиз. Но к нему в шатер пришел некий человек (акын - экстрасенс, видимо) и сначала дал ему понюхать растертую полынь - запах родных степей, а потом сел и начал играть на домбре и напевать "алдей-алдей". Тут-то Ак-Барс и вспомнил, кто он такой, вернулся в Египет, убил злого султана и переехал жить в Киргизию. :)


Начался конкурс акынов, женщины против мужчин.
Задается слово-прилагательное, на его основе надо сочинить три строки: о природе, о человеке, о философском, и строки должны быть длинными и цветистыми.

Миша декламирует версию своей команды:


Честно говоря, мальчики победили :)

После юрты мы пошли стрелять из лука.


Это было приятной неожиданностью, потому что мы не знали, что это входит в программу и не оплачивается отдельно.
А потом был мастер-класс работы по коже.
Вот он мне совсем не понравился. Единственный плюс, что он проходил в монгольской юрте, и можно было сравнить ее устройство с киргизской.
За заплаченные 5 тысяч мы ожидали значительно большего.
На сайте обещали чехольчики, мешочки, нагайки, а по факту дали сплести косичку с бусинками из четырех кожаных полосочек. Не все мальчики были довольны этим, ворчали, что девочки умеют плести косички, а они нет. Но я быстренько навела порядок сообщила, что упряжь для лошадей мужчины всегда плели сами, и дети сразу успокоились.
Я в юрту зашла чуть позже всех, и обнаружила, что за столами сидят только дети, а мамы маются поодаль. Я напомнила, что просила подготовить материал на всю группу, включая родителей, ведущая так вяло согласилась: "А. конечно...", и вы бы видели, как радостно мамы ринулись тоже плести :)


После мастер-класса приглашенные гости счастливые и довольные разошлись.
Наши многочисленные пакеты с подарками мы погрузили в машину одной из приглашенных мам (спасибо ей большое), и она отвезла их к нам домой, где их принял Леня.

А мы остались уже только с Верой и ее мамой.
Миша и Вера:


Вот такой день рождения мы устроили. Отличный!

Миша, музей, сходили, ДР

Previous post Next post
Up