Сходили, наконец, на выставку Передвижники.
Сначала только скажу про это новое здание Третьяковки. Мне понравилось - и внутри, и виды из окна, и вид от здания на Кремль. Напоминает вовсе Венецию - красный с оттенками кирпич и большие белые профилированные дверные порталы, какие-то переходы-мостики и много света-воздуха.
Народу - тьма. Застаёшь смешные разговоры: «Ну всё, Утро стрелецкой казни посмотрели, считай, главное в столице сделали, теперь бежим на поезд, утром дома будем» (женщина средних лет с мужем, звонит прямо из зала), «А Золотую осень нашла? И я нет, но я пока не увижу, не могу уйти» (старшеклассницы или студентки), «Видишь какой поп пузатый и крест у него дорогой. Из народа соки пьёт!» (молодой человек своей хорошенькой юной спутнице - растут новые народники-социалисты-бомбисты, растут...).
Ну ладно, это всё присказка. А главное... Главное, наверно, это явное, оглушительное, несомненное переживание ценности реализма.
То, что они все вместе, а не по своим залам - это совсем особенное дело. Очень сильное впечатление. Именно от реализма и от качества живописи. И от их взглядов - с портретов они сами смотрят на каждого, с их картин смотрят ученые, князья, мужики, бабы, барышни, студенты, девчонки... В этом их реализме художник писал ведь не лицо, а душу, вот они теперь и смотрят. А портреты художников вообще что-то особенное, когда они все вместе собрались! Такое общество, где все ко всем «по гамбургскому счёту», и к тебе как зрителю - тоже. Хорошее ощущение, напряжение, конечно, но приятно побыть человеком.
И историческая реальность, конечно. Вот столько лаптей разом наверно никогда и не видела. Вообще это «живое свидетельство эпохи» тоже оказывается важной стороной этой коллекции. Сейчас, когда всё тебе отфотошопят или нагаллюцинируют, видеть реального крестьянина-огородника или подлинную пашню с плугом - как глоток свежего воздуха.
Там есть несколько работ салонных (они и правда на их выставках иногда бывали), вот это хороший контраст - такая гадость, этот «глянец»! Сразу Фейнман вспоминается - «...реальность должна ставиться выше пиара, ибо природу не одурачишь!». А в конце - работы за рамками Передвижных выставок, в предвоенные годы. Люди на портретах смотрят вбок, заняты собой и что там на душе - Бог весть. Крестьяне заняты трудом или праздниками, одежды выписаны, но лица стёрты, неясно что там в этих людях. Пейзажи... ну вот, например, целая стена завешана однородными и очень яркими морскими закатами Айвазовского. Крокодилы, пальмы, баобабы, настенный календарь...
Возвращаешься потом к Грачам - и только Господа благодаришь, что собрал их всех вместе тогда, вывел из академизма и дал нам всем прочувствовать, что реализм - это не просто какой-то там -изм, это - про умение видеть реальность и про ценность этого умения.