Ща скажу гадость. Красный день календаря и всё такое. Революции нам не нужно. Она - во всяком случае Февральская - у нас и так идёт, вот просто перманентная какая-то!
Итак, приходит мне очередное приглашение на очередной семинар по чему-то там на тему "психология и образование". Ну, вебинар вшэвый
https://ioe.hse.ru/seminar, я б и смотреть не стала, но докладчик - мой однокурсник и внук создателя ф-та психологии МГУ. Парень (ну, дядька теперь уже) умный и крепко начитанный. Так вот, аннотация его доклада, даю без купюр.
"Доклад посвящен возможностям позитивной психологии в совершенствовании образовательных практик. Образование выступает институтом сопряжения социальных и индивидуальных интересов. Цели и критерии общего образования - социализация, жизненная компетентность, психологическое благополучие. В докладе будет рассмотрена роль психологии в достижении каждой из этих целей, а также специфика позитивной психологии, направленной на изучение факторов, ведущих к повышению психологического благополучия индивидов и групп. Ряд тем позитивной психологии, таких как позитивные эмоции, автономная мотивация, силы характера и добродетели, смысл, резильентность, позитивные межличностные отношения, релевантны образовательному контексту. Близкие идеи во взглядах на образование высказывали А. Маслоу, К. Роджерс, А.А. Леонтьев. В докладе мы остановимся на возможностях внедрения позитивной психологии на разных ступенях системы образования: существующих программах для средней школы и накопленном опыте применения позитивной психологии в сопровождении высшего образования".
Прошу обратить внимание на "ЦЕЛИ и КРИТЕРИИ образования" - "социализация, жизненная компетентность, психологическое благополучие". Понятно? Никаких знаний, никакого научного мировоззрения, никакого понятийного мышления, даже просто развития познавательных функций и личности - ничего нет! Вот шкуры выделывать/айфоном пользоваться научатся, и хорошо, приобрели, значит "жизненную компетентность". Ну а психологи позаботятся о том, чтобы эти новые члены общества испытывали "позитивные эмоции". И будут по бескрайним просторам нашей родины бродить стада непуганых идиотов.
Прогрессивно, в рамках главных мировых трендов, в русле развития инновационных социальных технологий!
И ведь вот уж его-то в некомпетентности или непрофессионализме я не могу заподозрить - Дима не просто д.пс.н., он - из интеллектуальной элиты страны. И он страшно возмущён "зомбированием населения" и очень опасается роста "мракобесия" в стране. Но он всё забыл - Выготского, Пиаже, собственного деда... Что ему "проблема формирования научных и житейских понятий в школе"? что "проблема развития форм обобщения и переход к истинным понятиям под влиянием обучения"? зачем все эти "формальные операции", приходящие на смену "конкретным" в ходе развития логического интеллекта в школе? Лишнее это всё, "паситесь, мирные народы"!...
Ну и как, думаете удастся одному министру образования остановить вот этот либеральный локомотив истории? Я вот не уверена, уж очень силы не равны, я б сама, не знай я это изнутри, на проф.уровне, больше бы доверяла рафинированному интеллигенту из МГУ, чем какой-то там тётке из министерства.
В общем, вспомним ВОСР добрым словом - даже большевики больше думали о развитии интеллекта населения, чем отменённые ими русские либералы. Такой вот мой неутешительный вывод - через 99 лет после Октября :(((...