Инцидент в бакинском метро

Feb 11, 2017 23:23

Сегодня днём со мной приключилась одна не очень приятная история в Баку, хотя всё и закончилось благополучно.

После работы я поехал в город, решив сначала пообедать в Ганчлике любимые Кёфтэ, а затем покататься по городу и поснимать. Специально взял с собой штатив, на случай съёмок в тёмное время суток. Служебный автобус привёз меня к метро "Эльмляр Академиясы", спустившись куда я сделал пару фотографий камерой, хотя знал, что снимать там нельзя. Далее я поехал в торговый центр Ганчлик пообедать в их ресторанном дворике. Пообедав в Ганчлике, я спустился на одноимённую станцию метро и сел в поезд по направлению на восток. Поезд шёл до станции Бакмил. На станции "Нариман Нариманов" из поезда вышли почти все пассажиры, осталось по 1 - 2 человека на вагон примерно. Я сначала думал, что для данного поезда это конечная. Через некоторое время поезд вышел на поверхность, для меня это стало открытием, так как до этого наземных участков в Баку я не видел. На груди была камера, но я ничего ею там не снял. Поезд кстати довольно долго просто стоял на перегоне и наконец потом доехал до станции.

Станция расположена посредине глухой промзоны, там впору снимать фильмы про апокалипсис, причём с одной стороны даже не было забора - метро представляло собой единое целое с каким-то то ли заводом, то ли складами. Никогда прежде ничего подобного не видел.

Выйдя из поезда, я направился к выходу, спросив у дежурной, где можно сесть на поезд обратно. Мне ответили, что здесь же, но поезда нужно ждать: он ходить по графику. Я взглянул на график и понял, что ждать мне без малого полчаса (!). В это время ко мне подошёл другой сотрудник станции и спросил, не снимаю ли я здесь. Я ответил, что нет, но он попросил посмотреть камеру. Я показал, забыв про пару снимков со станции метро, с которой входил. Видимо, я это сделал зря. Увидев фото метро, он попросил меня пойти вместе со мной и передал меня двум полицейским внизу, у турникетов. Они начали кому-то звонить. Забрали фотоаппарат. Я немного заволновался, так как с таким сталкиваюсь впервые в личной практике. После нескольких звонков дежурный по станции пригласили меня в комнату к себе, где попросил показать все документы, включая местную регистрацию и сообщить о себе всё. Опять куда-то звонил. После звонка сообщил мне, что мне нужно ехать в отделение полиции. Проверили мой паспорт и регистрацию. Камеру так и не вернули, сказали, что после проверки всех документов вернут её уже там. Пригласили сесть в машину, на которой я с одним из полицейских и поехал. Камеру он положил на задний ряд, попутно взяв и мой Айфон, так как они увидели, что я начал пользоваться им. Спросили, не удалил ли я что с него и нельзя ли потом снимки восстановить.

Поездка в отделение полиции получилась весьма интересной, своего рода минипутешествие. Я внутренне себя успокаивал и довольно быстро успокоился, хотя перспективы нахождения в отделении были не так уж и радужными. Вспомнил одну историю в интернете, как раз про полицию в Баку, когда одного товарища, по его словам, вообще в камере держали, правда, он не совсем адекватный был, судя по рассказу. Однако пока ехал, любовался городскими пейзажами, тем более что бОльшая часть маршрута пролегала по историческим районам. Рука так и тянулась за камерой, чтобы поснимать :D но взять её я не мог. Полицейский был сдержан, но не зол, а поговорить с ним толком не получалось, поскольку он едва говорил на русском в отличие от дежурного по станции.

Отделение находилось аккурат возле станции метро "Низами", пока ехали, я увидел ресторан, первый ресторан, в котором я побывал в Баку в первый свой приезд. Полицейский немного обрадовался тому, что я знаю этот ресторан.

В отделение меня пригласили сразу к начальнику, в кабинете которого было весьма тепло, я наконец-то смог согреться, ибо здесь уже который день стоит околонулевая температура, а дома отопление довольно слабое. Начальник вёл себя со мной корректно, никаких оскорблений или угроз не было, как, впрочем, и от всех остальных сотрудников полиции, в отличие от того, что было написано в упомянутой мною истории в интернете. Провёл я там около пары часов, сотрудники все тщательно осмотрели мой паспорт, спросили по каждой визе, из печатей их удивила печать на границе ОАЭ (арабская вязь) и тайская, спросили, почему так много был в Китае. Проверили все мои бакинские регистрации. Проверили даже внутренний паспорт, который я случайно взял с собой. Попросили показать все вещи в рюкзаке и даже расчехлить штатив. Были заданы стандартные вопросы, зачем снимал, что там интересного. Ответы были даны также традиционные. Очень удивились, что в Москве можно в метро свободно снимать, причём даже профессиональной техникой. Спросили, зачем приехал на Бакмил, что я там искал. Я даже и не нашелся, что ответить. Затем начали смотреть камеру, но там было всего 8 кадров и ничего более. Наконец, начали смотреть Айфон. Просмотрели ВСЕ ФОТОГРАФИИ, коих там было порядка 22 тысяч. Некоторые вещи мне пришлось комментировать. Увидели фотографии из Римского метро, когда я сказал, что свободно там снимал (слукавив, ибо там тоже запрещено на самом деле), они заметили, что в Европе пока такая свобода, потому что не было терактов. На моё замечание о том, что в Москве было более десятка терактов, но снимать можно, не нашлись что ответить. Проверили московские удостоверения. Проверили даже страховки на московские авто. Нашли в телефоне несколько фотографий бакинского метро, сделанных в мой первый приезд. Пару фото приняли за метро, но я объяснил, что это был красивый подземный переход возле Девичьей башни. Попутно разговорились о городе. Увидели билет с концерта Сташевского, спросили, где он поёт лучше. Услышав, что я только здесь его и слышал, засмеялись. Наконец, проверили компьютер - с собой был Macbook Air, они попросили посмотрен всю папку с документами.

Под конец попросили удалить все фотографии метро - из Баку, естественно. Извинились, спросив, не держу ли я на них обиды, просили понять, что это их закон, и что они должны его выполнять. Я со своей стороны тоже извинился за то, что по сути нарушил закон. Порекомендовали обратиться за официальным разрешением в управление метрополитена и дали адрес, добавив, что работать оно будет только в понедельник. На всякий случай спросил, что ещё нельзя снимать в Азербайджане. Ответ был следующим: правительственные учреждения, метро и нефтяную промышленность. Всё остальное снимать можно.

Забыл спросить, что делать с фотографиями метро на станции "20 января", я этот вопрос задавал полицейскому в дороге, но он не смог ничего ответить.

Пожелали мне приятной дороги и приятного времяпрепровождения в Баку.

Гулять дальше я уже не пошёл, так как вдруг почувствовал себя усталым. Решил сесть на служебный автобус на 17 часов, так как следующий пошёл бы только в 20:00.

Не могу сказать, что было крайне неприятно, или что я морально пострадал. Жалко только удалённые фотографии и потерянное время: два дня не выезжал в город, а сегодня как раз хотел нагуляться. В конце концов любой опыт - это тоже опыт, и он меня чему-то научил или в очередной раз доказал правильность принципов. В подобных ситуациях в чужой стране никогда не нужно сразу качать права. И ни в коем случае нельзя бояться или делать вид, что боишься. Нужно спокойно, с уверенностью прямо рассказать о том, что делал, не скрывать и не дай Бог, не убегать. Тогда и сотрудники органов будут относиться соответствующе.

Ну и наконец, надеюсь, что подобные запреты постепенно во всём мире уйдут в прошлое. 10 лет назад и в Москве такое было сплошь и рядом, даже и не вспомню, сколько раз мне пришлось общаться с тогда ещё милицией по этим вопросам.

Если всё удастся, в понедельник после работы попробую заехать в Управление метрополитена.

баку, мысли, дневник, фотография, apple, полиция, метро, азербайджан, canon eos 5d mark iii, iphone 6s plus, фотоаппараты

Previous post Next post
Up