30 июня мы решили впервые погулять по другую сторону реки Цяньтан. В конце 2011 года, когда я впервые побывал в деловом районе на смотровой площадке, меня даже не поразил сам деловой район, сколько то, что я видел через реку. Не побоюсь преувеличить, но на на другом берегу - в Сяошань была такая огромная стройка, что можно было одновременно видеть более сотни кранов и объектов. Однако даже несмотря на то, что с тех пор я в Ханчжоу побывал без малого ещё десять раз, было решено на этот исправить такую ошибку.
К тому же я соскучился по ханчжоускому метро - мы уже неделю здесь, а я так в него и не спускался. Сказано - сделано.
Я не буду в этом посте давать много аналитики, как-нибудь сделаю пост отдельно о метро, не дневникового характера, хотя это будет и трудно: в этом году метро обещает почти в два раза вырасти. Скажу лишь, что метро открылось в конце 2012 года после долгих бюрократических проволочек. Партия долгое время НЕ РАЗРЕШАЛА строить метро, поскольку боялась мощного роста Ханчжоу - центра одной из самых богатых провинций Китя, Чжэцзян. Ханчжоуский метрополитен - чуть ли не единственный в стране, построенный на деньги субъекта (провинции и самого города), центральная власть не давала ни копейки. При этом строительство велось очень медленно, было много трудностей, связанных с нестабильными грунтами (в центре имеется озеро Сиху, в городе также много болот).
Ещё пара интересных фактов: проектированием и даже, если не ошибаюсь, отчасти строительством занималась гонконгская компания MTR, которая управляет метро в Гонконге. Второй факт - ханчжоуское метро при открытии попало в книгу рекордов Гиннесса за самый длинный пусковой участок: разом открыли 48 км и 31 станцию. Правда, скоро минет уже два года, как метро не росло.
1. В ханчжоуском метро бесконечно человечные рисунки, показывающие как пользоваться метрополитеном и его устройствами.
2. На эскалаторе, в частности, нельзя провозить мебель. :)
3. Нововведение, которое я заметил в этот раз: появились брошюрки на китайском и английском языках, а также имеется (не уверен, что на всех станциях) ящик для сбора предложений о том, как можно улучшить сервис в метро. Очень понравилось.
4. К сожалению, ни в одном посещенном мною метрополитене Китая нет даже близко подобия проездных документов (лишь в Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне есть билет на 24 часа + в Шанхае на 72). Везде нужно платить попоездочно, причём нет и билетов на более чем одну поездку. Это весьма неудобно, так как приходится каждый раз идти к автоматам или в кассу. Существует карта "гражданина Ханчжоу", аналог нашей "Тройки", куда можно класть деньги, и они будут списываться при каждом проходе, точнее выходе через турникет. По такой карте даже имеются небольшие скидки. Во всех остальных случаях нужно подходить к автоматам и покупать смарт-билет:
5. В нашем случае стоимость билета составила 4 юаня на человека. Стоимость зависит от расстояния.
6. Ещё с зимы заметил, что помимо раздельного мусора, в урнах имеется отсек для использованных батареек.
7. Обожаю ханчжоуское метро за эти красивые стрелки, показывающие, где стоять. К сожалению, далеко не все на них обращают внимание, особенно крестьяне, но постепенно ситуация меняется, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Зелёные наклейки - тоже новинка.
8. Не успеваем войти в поезд, так что видим, как он уходит. Лишний раз повод полюбоваться станцией.
9. Внутри поезда. Вилка линии - на северном конце, точнее на северо-востоке.
Выходим на нужной нам станции. Ханчжоуский метрополитен ещё известен и тем, что в нём впервые в Китае стали подходить к дизайну станций не с чисто утилитарной точки зрения. Впервые появились украшения. Потом, кстати, украшать те или иные элементы стали по всем системам в Китае.
10. В Ханчжоу же каждая станция имеет скамейку с уникальной росписью, одинаковых нет. Роспись - традиционная, как на фарфоре или керамике.
11. Станция Jiangling road - первая на другом берегу реки Цяньтан, в бывшем городе, ныне районе Ханчжоу Сяошань.
12. Alstom Metropolis уезжает. Кстати, таких поездов, кроме как в Ханчжоу, я больше нигде не видел. Вообще, поезда в метро Китая - это чуть ли не материал для энциклопедии. Думаю, порядка ста моделей там наберется, и это не глупые отличия по цвету пластика, как любят "изучать" наши метрофанаты.
13. Билет всегда необходимо прикладывать на выходе: таким образом система знает, сколько ты проехал, и обмануть не удастся. На смарт-картах типа нашей Тройки именно в этот момент происходит списание денег.
14. Так выглядят автоматы по продаже билетов, очень футуристично.
15. Ещё одна вещь, по которой мне так симпатична китайская культура. Макет полицейского предупреждает о возможных случаях мошенничества и обманщиках. Не сухое правило "Будьте бдительны!" - а предупреждение в такой форме.
16. На верхнем этаже станции (китайский тип станции обязательно двухэтажный) вот такое украшение стены. На станциях, где украшения есть, они также везде разные. Летом 2013 года и этой зимой ездил и снимал.
17. Спускаемся после гуляния обратно. Как видно, на самом деле станции метро в Китае по большей части как раз глубокого заложения. Длина этого эскалатора около 20 метров, но ведёт он, естественно, не на платформу, а в кассовый зал, к турникетам и магазинам. Сама платформа ещё ниже, причём это ещё может варьироваться от стандартных 7 - 10 метров до ещё более глубоких. Здесь цифры значат уже не длину эскалатора, а именно глубину.
18. Пока все метро выглядит так. Когда-то оно будет сопоставимо с московским... Самая дорогая поездка обойдётся в 8 юаней - это без малого 50 рублей.
19. Турникеты. Как минимум в одном можно платить и с мобильного телефона при помощи технологии NFC.
20. Внутри поезда. Когда я сел в поезд в этот раз, я понял, насколько безнадёжно далёк наш поезд 760 по комфорту, тишине и плавности хода до этого Альстома. И хотя я все равно очень люблю 760-е, и понимаю, что не только их это вина, но и, к примеру, ужасное качество рельсов, уровень комфорта непосоставимый, а ведь это далеко не самый лучший образец поезда в китайском метро.
В Ханчжоу ходят поезда категории В - то есть вагоны имеют в длину чуть более 19 метров и 2,80 в ширину. Фактически - как в России (СНГ). В составе 6 вагонов, сквозной проход, естественно, везде.
21. В вагоне очень светло, свет при этом равномерный.
22. И нежное, по-ханчжоуски милое объявление остановок - наверное, самое нежное из всех городов Китая. Женский голос объявляет медленно и очень ласково, в отличие от суетливых Шанхая, Шэньчжэня и др.
23. А нам - в самый центр, на станцию Wulin Square. Здесь как всегда много рекламы - на этот раз про Чемпионат мира по футболу.
24.