Антропология Японии

May 08, 2020 15:24



Схема отражает антропологическую характеристику коренного населения Японии первой половины 20 века. Самым крупным островом является Хонсю. Каждый регион, кроме Хоккайдо, состоит из нескольких префектур. В то же время регион Кюсю включает в себя одноименный остров и архипелаг Рюкю, вытянутый дугообразно на 1200 км. С юго-запада страны и северо-востока по направлению к региону Тюгоку у жителей волосы на голове становятся прямее, кожа чуть светлее, рост выше, голова короче и чуть выше, лицо и нос длиннее, процент эпикантуса выше. В стране преобладает мезопрозопия и лептопрозопия, но при этом лицо обычно выглядит длинным или средним за счет высоко расположенных глазниц и бровей. Волосы и глаза почти у всех темные. Тем не менее, некоторые японцы перекрашивают волосы. У людей чаще бывает прямой нос и немного грацильное телосложение. По мнению Н.Чебоксарова, коренное население Японии принадлежит к особому японскому типу, отдельных районов Хоккайдо - курильской расе. Про первый известно следующее: «Японский (или островной) тип дальневосточной расы - распространен в Японии. Отличается от других типов той же расы заметной примесью черт курильской (айнской) и южноазиатской рас: больший рост бороды и усов, значительный процент волнистых волос, более темная кожа, широкий нос, толстые губы, низкое лицо, малый рост (по Г.Ф.Дебецу)». Некоторые антропологи причисляли японцев к южноазиатской расе и таким образом роднили их больше с народами Индокитая. В свою очередь курильская раса считается переходным от монголоидов к австралоидам древним вариантом. Ее представители айны изначально проживали на обширной территории, занимаясь охотой и рыболовством. Однако со временем они были вытеснены и ассимилированы другими народами, в частности японцами. Поэтому в начале 20 века айны населяли уже только южную часть Сахалина, Курильские острова и почти весь остров Хоккайдо. Своеобразие курильской расы придает им псевдоевропеоидный облик. Речь идет о волнистых волосах, крепком телосложении, гораздо меньшей уплощенности лица, низких глубоких глазницах, редкости эпикантуса, широком подбородке и очень сильном росте волос на лице. Но к 21 веку из-за смешения с японцами айны приобрели больше монголоидных черт и стали составлять незначительный процент в населении Хоккайдо. Основные мужские гаплогруппы японцев: O, D, C. Их основные женские гаплогруппы: D, B, M*. У айнов же преобладают мужские линии D, C и женские линии Y, D, M*, G. Согласно графику из Википедии, среди разных популяций японцы генетически ближе к южным корейцам. Уйгуры (CN-UG), племена млабри из Таиланда (TH-MA) и меланезийцы (AX-ME) оказались довольно далеки.




Коренные народы Японии: японцы (98,5% населения в 2004 году), айны. Самоназвание японцев - 日本人 (нихондзин). Они включают в себя субэтнос рюкюсцев. Японцы сформировались благодаря смешению носителей энеолитической культуры яеи, переселившихся с юга Корейского полуострова, с местными айнскими и малайско-полинезийскими племенами. Этноним восходит к сочетанию символов 日 (Солнце), 本 (происхождение) и 人 (человек) со значением «люди [страны] восходящего Солнца». Родным языком японцев является японский, который гипотетически относится к алтайской семье. Многие ученые сближают его с корейским языком. Японский известен с 6 века. Сейчас он подразделяется на четыре группы диалектов: восточную, западную, южную и островов Рюкю. Последняя группа резко отличается и поэтому иногда считается самостоятельным языком. Современный литературный вариант сложился после революции Мэйдзи 1868 года на базе токийского диалекта из восточной группы, но под влиянием старояпонского бунго, возникшего на базе киотского диалекта из западной группы. Особенностью японского письма является его смешанный характер, когда большинство слов записывается заимствованными из Китая иероглифами, служебные слова и аффиксы преимущественно хираганой, новые заимствования и курсив только катаканой. Хирагана представляет собой набор скорописных округлых знаков, катакана - усеченных слоговых знаков. Верующие японцы преимущественно синтоисты и буддисты, часть - христиане и последователи синкретических культов.

Самоназвание айнов - アイヌ (аину). Их предки, вероятно, еще в субнеолите мигрировали из Юго-Восточной Азии в Японию, где составили древнейший пласт населения. Этноним переводится как «человек». Родным языком айнов является айнский, который считается изолированным, с неустановленными генеалогическими связями. В 1950-х годах у него было выявлено 23 диалекта. Для письма может использоваться катакана или латиница. Однако на протяжении 20 века айнский язык вышел из живого употребления, заменившись японским. Верующие айны преимущественно буддисты. В Японии численно лидирует дальневосточный морфологический тип. Из остальных типов южноазиатский чаще встречается на Кюсю, Сикоку и юго-востоке острова Хонсю, североазиатский - на юго-западе Хонсю. Влияние курильского типа больше заметно на островах Рюкю, севере Хонсю и на Хоккайдо. Очень редким типом является арктический.

Цитата из книги Я.Рогинского и М.Левина «Антропология. Учебное пособие»: «Вопрос о времени заселения Японии не ясен. Каменные орудия и фрагменты костей, предположительно относимые к палеолитической эпохе, являются сейчас предметом оживленной дискуссии. Палеоантропологические материалы неолитического времени довольно многочисленны, однако опубликованы очень неполно. Насколько можно судить по имеющимся данным, неолитическое население Японских о-вов по своему антропологическому типу было сходно с айнами, которые должны рассматриваться, по-видимому, в качестве древнейшего населения островов. В результате проникновения на Японские о-ва новых этнических элементов с материка (преимущественно из Кореи), а также из южного островного мира и смешения их между собой и с айнами сложился антропологический тип современных японцев.

Наиболее древние неолитические культуры Японии получили название "протодзёмон", древность их 4500-3700 лет до н.э. Затем следуют культуры "ранний дзёмон", "средний дзёмон", "поздний" и "заключительный дзёмон", 1000-250 лет до н.э. Отчетливо прослеживается поступательное движение от одного этапа дзёмон к другому и преемственность от одного типа керамики и прочего инвентаря к другому.

Появление культуры яёй расценивается как новый и весьма существенный этап в истории культуры Японских островов. В страну впервые проникает сеяние риса, скотоводство, изделия из меди и бронзы, совершенствуются каменные орудия, отчасти в подражание металлическим; меняется керамика - она хорошо обжигается и характеризуется строгими формами, но почти не орнаментируется; появляется гончарный круг (М.Г.Левин). Несмотря на большую роль в создании культуры яёй местного населения древней Японии, элементы этой новой культуры проникают также с материка, главным образом из Южной Кореи.

Вопрос о расовом составе неолитического населения Японии решался в науке по-разному. Цубои полагал, что оно было родственно эскимосам. Эту точку зрения подверг убедительной критике Коганеи, который привел много фактов в пользу гипотезы о том, что древнейшие насельники Японии были айны. Взгляды Коганеи получили поддержку и дальнейшее развитие в работах многих антропологов, в частности М.Г.Левина.

Исторические данные свидетельствуют о том, что айны обитали до новой эры гораздо южнее, чем теперь. Неолитические серии черепов более сходны с айнскими, чем с японскими. Иную позицию занимает Судзуки, который отстаивает гипотезу о непрерывном автохтонном развитии антропологического типа японцев с древнейших времен под влиянием микроэволюционных процессов без сколько-нибудь ощутимой роли миграций и смешений. Судзуки, в частности, указывает на существенные отклонения неолитических черепов от черепов современных айнов. Мысли Судзуки о наличии микроэволюционных эпохальных изменений, безусловно, правильны. Но они не опровергают гипотезы о морфологической близости населения неолита к айнской расе. Ведь вполне вероятно, что те отличия неолитических, черепов от айнских, которые отметил Судзуки, были следствием последующей японской примеси к населению айнов. В самом деле, айнские черепа отклоняются от неолитических, в частности, в большей высоте орбит, в сужении наименьшего лобного диаметра, в повышении верхнелицевого указателя, в уменьшении ширины носовых костей, т.е. как раз в тех признаках, которые приближают современных айнов к японским».











антропология, народы, генетика

Previous post Next post
Up