Это был древний германский народ, отделившийся в 3-4 веках от вестготов. Оба этноса произошли от изначально единого племени готов, причем вестготы заняли территорию к западу от Днестра, а остготы заселили земли к востоку от этой реки - часть Северного Причерноморья и Крыма. На карте отображены миграции не всех варварских народов. Созданный в 4 веке остготами мощный племенной союз был в 375 году разгромлен наступавшими с востока гуннами. Позже под предводительством гуннского вождя Аттилы они продвинулись на запад и расселились по территории Венгрии, но в 451 году потерпели поражение в битве против римлян и союзных войск. После смерти Аттилы часть остготов стала наемниками восточно-римских императоров, а другие предпочли совершать варварские набеги на земли империи. При согласии византийского императора Зенона и под главенством собственного вождя Теодориха они двинулись в Италию, разгромили Одоакра и захватили в 493 году столицу Равенну, создав обширное королевство от Далмации до Сицилии. Но затем в 6 веке стремившиеся возродить империю византийцы постепенно завоевали все их владения. Первоначально готы называли себя *Gut-þiuda или *Gutans. Их этноним видимо восходил к древнегерманскому глаголу *geuta- (разливаться). Он был этимологически родственен названию племени гетов с юга Щвеции, гутов с острова Готланд и возможно ютов из Дании. Позднее восточная ветвь готов заполучила этноним «остроготы», от древнегерманского *austrą (восток). Люди этого племени могли хвастливо обозначать себя как «готы восходящего Солнца». В то же время западная ветвь разделенного народа приобрела наименование «вестготы» или «визиготы», от древнегерманского *westrą (запад) или *wesuz (превосходный). Обе ветви племени продолжали говорить на готском языке, а точнее на двух его слабо отличимых диалектах - вестготском и остготском. Из последнего диалекта, вероятно, вышел менее архаичный крымско-готский язык, сохранившийся в Крыму до 16 века или дольше.
Ученые изучили генетический состав трех остготов Баварии, видимо попавших туда после долгих европейских скитаний. По аутосомным компонентам они обладали уникальностью и были ближе к немцам и венграм, а дальше от русских. Родство с алеманами равнялось 86,1%. Зато сходство с населением Черняховской культуры достигало 89%. У остготов Баварии стало меньше североевропейского компонента, атланто-средиземноморского и гедрозийского, при заметном увеличении кавказского компонента. А доля связанных с монголоидами компонентов повысилась до 5,5%. По расовому составу осевшие в центре Европы остготы наверняка принадлежали к переходным европеоидам. Хотя до разделения этноса готов на две ветви у него изначально четко преобладали нордические элементы, о чем еще упомянул К.Кун. Но в результате контактов с другими племенами и последующих скитаний по Европе остготы дополнительно заполучили разные антропологические элементы, включая южные европеоидные. Родственные им гепиды, которые часто жили по соседству, тоже приобрели монголоидное влияние.
Северным европеоидам как популяции свойственно преобладание светлых или смешанных волос на голове, а также светлых глаз. Кожа часто бывает очень светлой, риск быстрого возникновения солнечных ожогов велик. У переходных европеоидов большинство уже имеют смешанные или темные волосы, светлые или смешанные глаза. Незагорелая кожа у некоторых людей выглядит смугловатой. А у южных европеоидов превалируют темные волосы, темные или смешанные глаза. Кожа среди популяций варьирует от смугловатой до такой же темной как у мулатов.
Цитата из книги К.Куна «Расы Европы»: «С этого момента история этих племен хорошо известна. У всех из них важную роль играли отношения с Римской империей, и все они приняли христианство. Движение готов в Грецию, Италию и Францию не заслуживает детального описания. Визиготы осуществляли натиск на запад, заняли южную Францию вскоре после 400 г. н.э. и спустились в Испанию, где постепенно растворились в населении северных провинций. Восточные готы, попавшие под господство гуннов, встретили подобную судьбу. От многочисленной и подвижной германской нации не осталось и следа. То же самое верно и в отношении гепидов и вандалов, ушедших из Восточной Европы во Францию, Испанию и Северную Африку. Нет сомнения, что кровь готов и вандалов течет в венах некоторых современных испанцев, как и народов в других странах, через которые они проходили. Но эта восточная ветвь германцев не смогла произвести сколько-нибудь продолжительное воздействие на расовую карту Европы. Хотя относительно физического типа этих восточных германцев не так много данных, их достаточно, чтобы сделать некоторые определенные выводы. Готская серия из Херсонеса к северу от Черного моря, датированная временем от 100 г. до н.э. до 100 г. н.э., включает три мужских и восемь женских скелетов. Все они длинноголовые и принадлежат к большому, мощному нордическому типу, что отражает их шведское происхождение, так как они не отличаются от шведских черепов железного века, уже изученных нами.
Несколько большая группа гепидов V или VI веков из Венгрии демонстрирует присутствие того же типа; несмотря на историческое смешение с гуннами, из восьми черепов в нашем распоряжении только три не демонстрируют отчетливые следы монголоидной примеси, и в этих трех черепах ненордические черты метрически не представлены. Эта серия, как и серия готов из Херсонеса, заставляет сделать вывод, что восточногерманские народы, участвовавшие в этих странствиях, сохраняли свои расовые характеристики, пока они поддерживали свою политическую и языковую идентичность».