Детская фотография - любимый жанр многих.
Детская фотография - нелюбимый жанр многих.
Детская фотография - сложный жанр.
В ней столько всяких составляющих и столько разных "но", что при всей своей кажущейся "мягкости" и неангажированности, она все равно будет всегда вызывать массу споров.
Вечные вопросы - как снимать детей, постановочно или нет, какой свет использовать, до какой степени что-то можно или нельзя допускать в детской фотографии?...
И сколько людей (фотографов), столько ответов на эти вопросы.
Я выскажу сегодня свое мнение по поводу атрибутов и аксессуаров в детской съемке.
Если фотография сделана не вдруг, не в режиме репортажа, то всегда присутствует некая изначальная идея фотографа (или модели).
Сначала идея.
Потом - начинается обдумывание. Идея "обрастает" картинкой, решается вопрос, где и как снимать. И с чем, и в чём.
"А у меня еще есть вот такая штука, ее тоже можно в кадр! И вот это и вот еще!.."
И вот тут самое главное не переборщить. С атрибутами и аксессуарами.
Ребёнок - человек. С характером. С желаниями. Со своей, пусть совсем еще недолгой, историей...
Но он очень зависим от нас, взрослых. В том числе тех, кто хочет его сфотографировать...
В конце концов, ребенок попадет на фотографию именно таким, каким его захочет видеть взрослый...
Взрослый может позволить ребенку быть собой в кадре. Даже если это "заказная" съемка, или рекламная.
А может превратить ребенка в аксессуар съемки, просто милую часть замысловатой картинки.
Примеров и того и другого очень много...
Для меня - пресловутая, "великая и ужасная"? создавшая свою собственную коммерческую империю Анне Геддес, как раз пример такого мастерского "овеществления" ребенка,
полного или почти полного "стирания" личности ребенка в кадре...
Все эти костюмчики животных, цветочков, личинок "перекрывают" в кадре детей...
Все вспомнят картинку: дети сидящие в цветочных горшках... Никто не вспомнит лиц, глаз, мимики...
Лично мне не нравится и Трэйси Рэйвен (
http://www.tracyraver.com)
Фотографии безупречны с точки зрения техники, вкуса (подбор цвета, аксессуаров), дизайна. Картинка невероятно вкусная.
Но все-таки у меня остается ощущения "использования" спящего ребенка...
Это не просто спящий ребенок, к кроватке которого осторожно подошел человек с камерой, чтобы запечатлеть трогательный и нежный момент, "поймать" мимолетную сонную улыбку...
Нет. Ребенка "приклеивают" к тематической открытке. И он интересен автору только пока спокойно и красиво спит...
Надо сказать, что не спящие дети у того же автора производят чудесное впечатление, несмотря на то, что фотографии постановочные.
Мне ближе фотографы, которых ребенок интересует таким, какой он есть, которые не втискивают его в рамки своих идей, а идеи выстраивают вокруг ребенка, создают вокруг ребенка удивительный мир фотографии, пусть даже этот мир странный и немного угрюмый, как скандинавская сказка
Ellen Kooi или совсем не похожий на наш обычный - таинственный подводный мир
Zena Нolloway Есть еще несколько важных имен среди тех, кто много фотографирует детей.
Среди них
Jacqueline Roberts с ее довольно мрачным авторским почерком и
провокатор Салли Манн, которая постоянно доказывает, что она не провокатор, а просто фотографирует своих детей.
У этих авторов сам стиль съемки - выступает в качестве атрибута модели: царапины, размазанные слезы, чумазые лица и растрепанные волосы ребенка - в этом часть того, что хочет показать автор, в этом то, каким он видит и слышит ребенка...
Не могу сказать, что мне очень близки и понятны эти авторы: но личность ребенка, безусловно, видна на их снимках.
Эти глаза, эти повороты головы, эти жесты и мимику трудно забыть и легко узнать, увидев снова..
Интересно, что зачастую "спорные" взгляды на изображение ребенка высказывают в своем творчестве как раз авторы-родители.
Но, с другой стороны, есть же жизнерадостный и остроумный
Jason Lee и его восхитительные дочки.Вот уж где идеи как из рога изобилия, а аксессуаров никогда не черезчур. И НАД всем этим озорные улыбки Кристин и Кайлы
Светлана Никитина
foto_kroha