Краеведческая прогулка по Тульской области. Очарование здешних мест, приключения и загадки истории.

Jan 13, 2013 16:28

Оригинал взят у alxlav в Новая поездка в Алексин (Егнышевка, Бобрищевы-Пушкины, погост Вепри, усадьбы в Мосолово и Юдинках)
Здравствуйте! Рад поделиться с Вами новой удачей! Как и неделю назад, мне поступило новое предложение от nbelova организовать поездку одного дня. Чрезвычайно приятно, что находится всё больше людей интересующихся историей родного края, готовых принять посильное участие в сборе по крупицам исчезающих свидетельств страниц нашего прошлого! Спасибо!
С этих громких слов я начал не случайно - сегодня речь пойдёт именно о новой загадке. Для более понятного и интересного изложения вчерашних приключений, начну, вопреки традиции, с истории намеченных в маршруте достопримечательностей, а потом перейду к самому отчёту. Итак, основной целью был вот этот участок земли в Тульской области:


1. Егнышевка. Остатки усадебного дома Бобрищевых-Пушкиных - 54°38'9.45"N,37°12'8.68"E
2. Вепри (Вепрея). Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Координаты: 54.636262,37.253319
3. Окраина Мосолово. Останки неизвестной усадьбы - 54°37'58.71"N,37°15'57.67"E
4. Юдинки. Усадьба (XVIII в.) Жохова Гаврилы Гавриловича - 54°36'54.10"N,37°17'26.48"E


Изначально Егнышевка возникла в первой половине XVII века как пустошь. Переход из пустоши в разряд населенных пунктов проходил в результате дробления наследственных землевладений и принудительного переселения крепостных крестьян на незаселенные земли. До 1782 года Егнышевка - деревня, входившая в состав Вепрейского стана Алексинского уезда Тульской губернии, владельцами которой, среди прочих, были алексинские мелкопоместные дворяне Бобрищевы-Пушкины. В конце XVIII века в Егнышевке был выстроен господский дом и деревня получила статус сельца, т.е. места где разместилась барская усадьба. Есть свидетельства, что барский дом заложил Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, дед братьев-декабристов Николая и Павла. Относительно происхождения имени Егнышевки существуют несколько легенд. В семье Бобрищевых-Пушкиных бытовало предание о некогда лютовавшем в этих местах разбойнике Егныше. Много лет его шайка, грабившая проходившие по Оке суда, была неуловима для здешних воевод. (Напоминает рассказы про Страхово и пещеры Улая.) Но вот однажды одному из Бобрищевых-Пушкиных удалось захватить Егныша. В награду за это он и получил во владения земли, где хозяйничал разбойник. В несколько измененной редакции эта легенда рассказывает о российском Робин Гуде по имени Егныш, в давние времена отбиравшего со своей шайкой на Оке у богатых купцов товар и раздававшего его бедным людям. Род Бобрищевых-Пушкиных - один из древнейших дворянских родов, ведущий свое начало с XVIII века от выехавшего в нашу страну во времена Александра Невского рыцаря славянской национальности Радши. От Радши произошло много известных фамилий: Мусины-Пушкины, Неклюдовы, Бутурлины, Бобрищевы-Пушкины, Кологривовы и другие, вписавшие в отечественную историю немало славных страниц.

Героем войны 1812 года стал алексинский дворянин Сергей Павлович Бобрищев-Пушкин, командовавший на заключительном этапе войны Тульским народным ополчением, включенным в русскую регулярную армию. Туляки-ополченцы в составе действующей армии освобождали русскую землю от армии Наполеона, вели боевые действия за границей, одними из первых вошли в побежденный Париж. Вольнолюбивые идеи после окончания Отечественной войны 1812 года быстро распространялись по России. В первую очередь их носителями оказались патриотические настроенные офицеры русской армии. Мужественные, исполненные достоинства и чувства независимости, жертвовавшие жизнью во имя любимого отечества, молодые люди стыдились за Россию, униженную и оскорбленную самовластьем, считали рабство преступлением. 14 декабря 1825 года в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на Сенатскую площадь преданные им полки.



В начале XX столетия Егнышевку у Бобрищевых-Пушкиных купил именитый московский купец и промышленник Алексеев. В московских купеческих родословцах значатся два с половиной десятка семей, которые можно поставить на самый верх генеалогической купеческой лестницы. Это были люди, которые занимали почетное положение в жизни столицы. Среди них и семья Алексеевых - одна из самых старых московских купеческих фамилий. Предок Алексеевых, Алексей Петрович, значился в списках московского купечества с 1746 года. По линии жены он имел родственные связи с поэтом А. С. Пушкиным. От его детей и внуков пошли различные ветви этой многочисленной семьи, в т. ч. Якунчиковы, из рода которых вышла Наталья Васильевна Якунчикова, в замужестве Поленова - жена известного русского художника В. Д. Поленова. В конце XIX века Поленовы построили на Оке, недалеко от Егнышевки свою усадьбу, ставшую в дальнейшем известным во всем мире Государственным музеем-усадьбой В. Д. Поленова. Не исключено, что с подачи Поленовых и заинтересовался Егнышевкой их богатый московский родственник. Алексеев снес обветшавший деревянный дом прежних владельцев усадьбы и построил здесь большой каменный дворец в стиле ампир, имевший в центре главного фасада арочный портик из двух спаренных колонн, которые несли арку мезонина, где была устроена лоджия. Хозяин усадьбы в Егнышевке бывал редко, дела не позволяли. Сюда часто из Москвы приезжала, подолгу жила его жена, с увлечением вела хозяйство, учила крестьянских ребятишек, лечила их родителей. С приходом советской власти, в Егнышевке открыли одну из первых на тульской земле климатических здравниц - дом отдыха для легочно больных красноармейцев и командиров Красной армии. Чуть позже, дом отдыха перешел в распоряжение Тульского отдела здравоохранения и стал областным климатическим санаторием. В наши дни «Егнышевка» - это санаторий-курорт.



В Егнышевке, родовом поместье Бобрищевых-Пушкиных, церкви не было. Это было сельцо, причем не очень старое (в 1651 году оно значится еще как пустошь). Ближайшая церковь располагалась в трех километрах от него, на погосте Вепри, стоящем на речке Вепрейке, близ сельца Верхнего Ламонова. В этой церкви С. П. Бобрищев-Пушкин крестил детей, и в том числе двух старших сыновей - будущих декабристов, родившихся в Егнышевке. Устроителем храма был священник московской церкви Троицы в Лужниках Г. Никитин. Ему не было нужды заказывать проект профессиональному архитектору, знатоку ордерных систем классицизма. Скромные запросы заказчика не выходили за пределы возможностей местной строительной артели, состоявшей сплошь из мастеров-традиционалистов, которые не стремились перерабатывать давно известные архитектурные приемы. Так на погосте Вепри появилась небольшая церковь, состоящая из двухсветного четверика с прямоугольной апсидой, трапезной с двумя приделами и колокольни (разобрана).


И, наконец, сельцо Юдинки: немного выше погоста Вепри, при впадении речки Васильевки в Вепрейку. Усадьба, выстроенная во второй четверти XIX века - дает редкую возможность понять архитектурно-бытовую эстетику "дореформенного" поколения. Это было время последней массовой вспышки любви к усадьбе. Тенденция ухода в частную жизнь, к замкнутости, к изоляции, к отказу от общественной жизни стали определяющими явлениями русской действительности после разгрома Декабрьского восстания. Дворяне все чаще стали уезжать за границу и в разоряющиеся усадьбы. Здесь их окружала классицистическая архитектура дворянских гнезд, лишенная державного, столичного величия, призванная напомнить о гуманистических идеях эпохи Просвещения, эстетических и нравственных идеалах "осьмнадцатого века" В облике Юдинок до сих пор существуют отголоски планировки конца XVIII - начала XIX века. К югу от дома сохранились остатки регулярного парка, к северу - парадного двора. Но странно, типичные планировочные элементы классицистической усадьбы при ее перестройке в 30-40-х годах XIX века стали анахронизмом. Это первый признак того, что здесь поздний классицизм приобрел какой-то иной оттенок Достаточно взглянуть на двухэтажный дом с кирпичным нижним и деревянным верхним этажом, чтобы понять: от прежней стройной системы стиля сохранились лишь те элементы, которые в той или иной степени связаны с сентиментализмом XVIII века и свидетельствуют о стремлении к идилличности быта, неся в себе черты романтизма, личных вкусов и пристрастий владельца В пространственном построении усадебного дома ведущее место принадлежит формам, связующим архитектуру с природным окружением. Широкие округлые лестничные всходы, украшенные бриллиантовым рустом, ведут на открытую террасу с портиком и изящной балюстрадой. Отсюда, как с видовой площадки, открывается чудесная романтическая картина, очерченная "рамой" высоких деревьев. Она невелика и сопоставима с интерьерами дома; на траве зеленой "гостиной", подобно расставленной "уголками" мебели, группами высажены кусты сирени и акации. Могучие экземпляры ели и осины, будто колонны, организуют пространство. Тропинка, проходящая между ними, сбегает к зарастающему пруду, сильно приближенному к дому. В темной воде с изумрудными пятнами ряски отражается вся усадьба - художественная модель давно исчезнувшего мира.



Посещение перечисленного планировалось в обратном порядке от Заокского по а/д на Ботню - Алексин (разбитый асфальт, но зимой дорога вполне сносная) до с.Юдинки. Осмотр усадьбы, затем немного назад до Ждамирово - получится слева ебольшой лесок, сразу за ним грунтовка 4 км до церкви. Пишут, что напротив церкви брод через Выпрейку, но это дл пешеходов и хороших внедорожников! )))
Выбранная дорога "Заокск - Юдинки - Ботня - Алексин", в самом начале пути, заставила немного отвлечься от темы фамилии "Бобрищевы-Пушкины" - дело в  том, что двигаясь по ней, Вы будете проезжат Нечаевские выселки, где расположилась "Архферма" (N54°41.945', E37°23.942'):



Здесь мы сделали первую остановку. Для меня это второй визит сюда - первый был минувшей зимой. Увиденное немного расстроило, т.к. в прошлом году был зимний фестиваль, после которого осталось несколько интереснейших творческих работ! Особо запомнилась "снежная страна" на чердаке одного из коровников:



"Архферма" - творческое пространство под открытым небом, но так как существует недавно, то на территории еще не так много артобъектов, но они есть! Расположено на территории РЕАЛЬНОЙ фермы - с коровниками, амбарами, силосными башнями. Руины времен колхозов, среди которых современные творческие люди возводят художественные, скульптурные и архитектурные объекты. Фестивали и какие-то праздники тут проводятся всесезонно. Рядом есть прекрасное озеро Архитектурная ферма - творческая резиденция и проект создания нового образа жизни современного человека, дающий возможность жить и работать вне города, в творческой и интеллигентной среде.



Последний "слёт", судя по официальному сайту, состоялся 13-14 октября 2012. После летнего сезона прибавилось долговечных композиций. Всюду появились граффити. Следующее мероприятие, нам сказали, состоится, скорее всего, только в начале лета.
Ну а мы, после перекуса, едем дальше - в Юдинки:




Как я позже выяснил - усадьба (XVIII в.) Жохова Гаврилы Гавриловича, инженер-подпоручика, в сельц Юдинки. Далее владельцы: (коне XVIII в.) Аксаков И.А., (конец XIX в.) Кульжинский Н.О. На территории бывшей барской усадьбы теперь расположен лагерь. Наряду с сохранившемся с 19 века памятниками истории барским домом и прудом, на территории лагеря размещаются небольшие 2-х этажные корпуса, стадион и спортивные площадки.
Далее, как и было намечено по плану - небольшое возвращение назад и попытки по грунтовой дороге, укатанному снегу, проехать чере Мосолов поближе погосту Вепри и Церкви Успения Пресвятой Богородицы. До земляного моста чере Выпрейк Мосолово  всё было не плохо... А вот дальше дрога стала более заснеженной, и, рискуя застрять, мы решили пройти оставшиеся 2 км пешком.


Середина пути... Ничего подозрительного? - Конечно, старая аллея! На самом деле, Вы наверняка заметили, что я пропустим описание этой точки на карте! На снимках из космоса явно видны чёткие контуры заброшенного парка, линии дорог чётко приводят нас к этим руинам:



Барский дом... Это позже подтвердил нам и единственный повстречавшийся местный рыбак. Но чей он? - этого не сказал ни он, ни Интернет. "Мосолово. Останки усадьбы." - единственно, что можно найти в сети. Хотя по картам, это уже даже не Мосолово! Интересное использование материала - слоями кирпич и известняк. В одной из глыб я увидел брахиопода, точно таких-же я нашёл, если помните, во время поездки на заброшенный карьер в Кольцово. Возможно, камни использовались как дешёвый материал при строительстве - обработанные только снаружи, и просто засыпанные внутри стен:



Вид в сторону Мосолово. Как всегда, подчёркивает прекрасный вкус в выборе места строительства дома владельцев усадьб:



Прогулка по аллее. Интересно, что тут помимо лип, в рядах участвуют сосны и другие деревья! Необычное место - способ строительства, выбор деревьев для парка в парке... И вот мы выходим на открытую местность, где мы сразу обращаем внимание на Храм среди немногочисленных построек:



Восхитительные места, замечательные виды, Заокский покой... )))



Рядом с церковью - явно церковные постройки. Обратите внимание!!! на невероятную похожесть - в центре главного фасада арочный портик из двух спаренных колонн, прямо как на старых фотографиях усадьбы в Егнышевке! Хозяин - продолжатель традиций, представитель старого рода дворян или купцов?... Или просто совпадение?




Но а мы подходим ближе к руинам.. Облик Успенской церкви глубоко архаичен. За исключением нескольких второстепенных деталей (круглые медальончики над окнами первого этажа, характерное округление углов с креповкои), ее архитектура не вписывается в художественно-стилевую систему своего времени, стоит вне классицизма и типологически восходит к архитектурным образцам первой четверти XVIII века. Только спецификой заказа можно объяснить появление такого рода памятника. Совсем чуть-чуть сохранился рисунок на стенах - как всегда небесный голубой цвет.


Возвращаемся назад к земляному мосту, где была оставлена машина, и пытаемся по нему и дальше вдоль берега поехать в Егнышевку. Не судьба... Укатанные следы вскоре заканчиваются (видимо, сюда на речушку приезжают рыбаки и дальше просто они не едут). Делать крюк - не было смысла, т.к. потеря времени не оправдывала то, что теоретически можно было увидеть в Егнышевке - цитирую человека с ником "jacifcusto" с Алексинского форума (2010 год): "В воскресенъе там гулял.. Сейчас это територия санатория "Егнышевка" и о3доровителъного центра "Молния". Реалъно, на месте барского дома построино уродливое 3дание админестрации, и та самая лестница со лъвами и мраморными ва3ами, на данный момент уничтожина, а на ее месте построены самые обычные ступенъки. Чаша фонтана и хо3. постройки сохранены, пока.. Одну мраморную ва3у я сохранил В совдепию она была покрашена несколъкими слоями ра3ной краски. толщина краски до пяти мм, наружний слой был 3елёного цвета и мало кто догадывался что это мрамр.".
Так что за два с лишним года там наверняка вообще ничего не осталось, а, может, и территория закрыта для посещения...



Так что мы разворачиваемся, возвращаемся на Алексинскую дорогу. Едем через город. И оттуда на знакомую по весне дорогу Парсуки-Вознесенье, естественно с остановкой у памятников архитектуры )))



Правда на это уже оставался час светового дня, поэтому этот осмотр был беглым.
Источники информации:
http://www.egnyshovka.narod.ru/history.html
http://sobory.ru/article/?object=09898
http://www.ru-regions.ru/?p=660
http://altertravel.ru/view.php?id=1233
http://www.aleksin-city.info/forum/viewtopic.php?f=35&t=2286&p=15362

блогер

Previous post Next post
Up