Оригинал взят у
lugerovski в
Господский дом усадьбы Валуево: новые материалы
Дано: господский дом подмосковной усадьбы графов Мусиных-Пушкиных Валуево, бывший Подольский уезд. В инете про него ничего толкового нет. Каких то вменяемых графических материалов по Валуеву не сохранилось. Все что мы имеем - это фотосъемка, начиная с рубежа 19-20 вв. по настоящее время и материалы натурных обследований.
По истории объекта известно следующее: "В 1810-1811 годах в усадьбе был сооружен новый господский дом, поставленный на месте прежнего. Это большое двухэтажное здание с характерным бельведером и шестиколонными портиками ионического ордера с фронтонами. Фасады, обработанные "под камень", скрывают фактуру материала, из которого оно построено. Одновременно были частично реконструированы флигели, получившие небольшие портики и балконы".
В пореформенное время "При Д.С.Лепешкине Валуево было очень бережно реконструировано. Были сооружены новые ворота, ведущие на парадный двор, украшенные скульптурами оленей, а господский дом стали "охранять" металлические львы. К нему были пристроены дополнительные балоны и небольшие симметричные одноэтажные объемы, расширившие здание в обе стороны за счет ликвидации небольших частей переходов, ведущих к флигелям".
В раннесоветское время Валуево было дачей председателя Совнаркома А.И.Рыкова, т.е. входило в число правительственных дач, устроенных в бывших усадьбах, таких как Горки (Горки-Ленинские), Зубалово, Архангельское и др. Во время болезни Ленина, А.И. Рыков, как его заместитель, стал активным организатором большевистского террора и подписал известное постановление Совнаркова о создании концлагерей на территории Соловецких островов и побережья. Позднее Сталин обозвал А.Рыкова правым уклонистом, выгнал из политбюро и назначил наркомом связи. В 1937 Алексея Рыкова выгнали из ВКП(б) и расстреляли как члена правотроцкистского антисоветского блока.
Несмотря на прямую причастность Алексея Рыкова к созданию соловецких лагерей, в которых погибли сотни тысяч невинных людей, был реабилитирован по формальным юридическим признакам (1988 г.). Вокруг личности А.Рыкова, расстрелянного в 1937 г., создан ореол жертвы сталинских репрессий, несмотря на то, что именно Рыков был одним из тех, кто активно и добровольно раскручивал маховик красного террора в России.
Судя по воспоминаниям вдовы другого партийного деятеля Н.И.Бухарина Анны Лариной-Бухарой, Н.И.Бухарин периодически бывал у А.И.Рыкова в Валуеве в гостях: "Дачи, где Н.И. жил бы постоянно, у него никогда не было. Наездами он бывал в Горках Ленинских, у Сталина в Зубалове (середина 20-х гг. до 1928 г.), у Рыкова в Валуеве - там, рядом, был осиновый лес, и Н.И. устремлялся на охоту за рябчиками". Считается, что при А.И.Рыкове в усадьбе паралельно существовал дом отдыха, он вроде бы был большим демократом, чем другие вожди. Позднее в усадьбе находился профилакторий Внуковского аэродрома, а с 1960 г. санаторий
"В 1962-1964 годах под руководством Г.А.Макарова был произведены реставрационный ремонт и приспособление многих построек под санаторные нужды. В ходе них были ликвидированы пристройки к господскому дому, сделанные при Лепешкиных, однако сохранены некоторые декоративные элементы в интерьерах".
См.:
http://www.uzaok.ru/viewtopic.php?f=49&t=1395&hilit=%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0+%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%BE И, безусловно, все отлужковлено в раннепостсоветское время.
Про качество работ умолчим... Да похоже, что и позднесоветское время мимо не прошло, дом окрашен в желтый кислотный колер.
Один из флигелей розовый,
другой желтый но не того оттенка.
Скотный и конный дворы, фасады которых выходят на парадный двор и служебные флигельки и башни окрашены охрой.
Аж четыре вида краски использовано! Архитектурный ансамбль называется, охраняемый государством! Даже у входа на территорию написано...
Львы, они на самом деле не металлические, а покрашенные серебрянкой! Редактор моей книжки про "Валуево", увидел цветную фотку львов и бодро поправил мой текст, не поставив меня в известность! Спасибо редактору большое!
Причем помимо львов парадный двор при Лепешкиных был украшен вазонами и скульптурами - а ля античными.
Вот эффектный женский образ из усадьбы Валуево! Атрибутируете?!
Для сравнения подобный образ работы Кановы из Эрмитажа: Геба - древнегреческая богиня юности, дочь Зевса и Геры, супруга Геракла на Олимпе. Она наполняла кубки олимпийских богов нектаром и амвросией. В одной руке Геба традиционно держит кувшин, в другой - чашу, готовясь наполнить ее пищей богов.
А это Геба из усадьбы Львовых Боровое в Лужском районе Ленинградской области - ныне дом отдыха "Боровое"
Увы, фотографии второго скульптуры из Валуева у меня нет! Мне она кажется мужской. Скорее всего Геракл. Именно его, как правило, изображали в паре с Гебой! По моему он в шкуре и с палицей!
Судя по столбикам, рядом со скульптурами, ими по кругу был окружен центр парадного двора, по крайней мере частично. Возможно между столбиками были цепи, так же как в усадьбе Узкое. На зимней фотографии это просто не видно!
Функция столбиков - препятствовать проезду экипажей на этот озелененный круглый участок в центре парадного двора, явно украшавшейся клумбой или цветами!
Вот как выглядит балкон парадного фасада снизу. Замечательны пилястры, которые прилепили на колонны! Знать бы имя автора такой оригинальной находки! Понятно, что дом без балкона выглядел стройнее!
Наличники палладианских окон первого этажа парадного фасада странные. Они доходят до окон второго этажа. Явно какая то самодеятельность и отсутствие вкуса.
Заметим, что у наличников целы все элементы, ничего не отвалилось!
На фотографии конца 1940-х их просто нет. Нет даже окон, на их месте находятся входные тамбуры, устроенные при Лепешкиных с балконами над ними.
Несомненно наличники сделаны во время реставрационных работ начала 1960-х гг., когда входные тамбуры были убраны. И вот их образцы - на парковом фасаде того же господского дома.
Они существовали при купцах Лепешкиных несомненно. См. фото. Но с моей точки зрения не вяжутся с общей архитектурой дома. Мне они видятся относящимися к периоду эклектики, т.е. ко времени тех же Лепешкиных. Про балкон паркового фасада могу сказать абсолютно то же, что и про балкон парадного фасада.
Дополнительные детали, украшающие портики (парадного и паркового фасадов), окрашенные серебрянкой тоже не производят впечатления родных.
Кстати о бельведере: вот не поручусь, что он не относится к лепешкинским временам! Какие то невнятные пилястры у него, тогда как у портиков сочный ионический ордер времен Мусиных-Пушкиных. Откуда окна полуциркульные? Они явно нарушают единство стилистики. Про расстекловку и рисунок решетки на парапете даже говорить не хочется... Мне кажется, что если при Мусиных-Пушкиных и был бельведер, то он должен быть другим!
В сухом остатке получаем, что реставрация 1962-1964 гг. была какой то странноватой, дом с одной стороны, утратил часть наслоений 2-й половины 19 в., но не приобрел полностью облик начала 19 в. В итоге он стал какой то загадочной химерой, сохранив черты обеих эпох! Получилось что то среднее, пусть в итоге ставшее прекрасной декорацией для фильма "Мой ласковый и нежный зверь" (1978 г.)! Однако у реставрационных работ должны быть более убедительные результаты. В итоге неоднозначно стоило ли вообще за эту реставрацию браться! Раз единства образа начала 19 в. не получилось, то пусть бы все стояло как есть...