Если «история - это политика, опрокинутая в прошлое», то у нас большие проблемы. По всей видимости, народу Казахстана навязывается (хотелось бы ошибаться) курс на конфронтационные отношения с Россией.
▪️Образ будущего Казахстана сформулирован в терминах Вторая республика (обновление государственной модели) и Новый Казахстан (обновление общества и нации). И то и другое без переосмысления прошлого невозможно. Поэтому сейчас происходит формирование новой истории РК - замещение исторической памяти вплоть до отмены парадов на День Победы. Здесь же - переформатирование системы среднего образования, в котором поднимаются темы колониализма, захвата Россией, лагерей в СССР и слышны намеки на голодомор как форму геноцида.
▪️Благо, те, кто пытается ослабить историческую связь с Россией в настоящем, натыкаются на непреодолимое препятствие - генезис казахской государственности непосредственно связан со встречей двух цивилизаций: земледельческой и кочевой.
▪️На рубеже XVIII-XIX в. территория современного Казахстана не имела сложившихся границ и централизованной государственности. Именовалось это просто - «Cтепь». Ни по Б.Андерсену, ни по Э.Геллнеру эта «Степь» не имела развитого национального самосознания. Населявшие ее политии, уровня сложных вождеств с кочевым хозяйственным укладом, представляли собой предгосударственные племенные образования, сложившиеся на обломках Казахского ханства.
▪️Из-за междоусобиц и запутанных родоплеменных взаимоотношений местное население было уязвимо перед угрозами извне, такими, как джунгары в XVIII в. Итог - хан Абдулхаер попросился в подданство к России. То есть инициатива о присоединении исходила от «Степи», поскольку в реалиях того времени сотрудничество с Россией было шансом на выживание.
▪️В 1731 г. в ответ на их обращение Россия согласилась на вхождение в ее состав племен Младшего жуза и далее по цепочке - в том же году присягу приняли казахи Северо-западной части Среднего жуза, в 1783 году - повторно присягнули 27 старейшин Среднего жуза, в 1740 году - северные, центральные и восточные районы жуза, и в 1742 году России присягнули 140 биев и батыров Среднего жуза.
▪️Далее проявилась синергия кочевых и оседлых народов - пошел обмен, цепь крепостей улучшила ситуацию с безопасностью, как, например, прикрыла кочевья от Цинских войск. В I половине XIX в. угрозы со стороны Хивы и Коканда привели в объятия Российской империи султана Аблайханова и еще 14 султанов Старшего жуза. К концу 1860-х роды Среднего и Старшего жуза присоединились к России.
▪️Здесь надо отметить, что в отличие от турецкой модели покорения, когда народы переходили в сильное вассальное подчинение получая всё, от принудительного массового переселения (сюргун) и налога для немусульманского населения (джизья) до изъятия детей для янычар (девширме), в России казахская знать вместо клейма и жизни в гетто была приравнена к служилому сословию по «Табелю о рангах» 1722 г.. При этом казахам не надо было служить в регулярной армии, но они могли наниматься добровольцами. За военные заслуги знать получала дворянское звание.
▪️В «Степи» не было крепостничества и никакой насильственной христианизации. Проводя исторические параллели, никаких плантаторов, наподобие описанных в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» встретить здесь было нельзя и никто из России, как глава ордена иезуитов Игнатий Лойола, не лез со своим уставом.
▪️Вместо этого - разрешение на получение паспорта и перемещение по империи. Появилась возможность наравне со всеми зачисляться в купеческое, мещанское и казачье сословия. Процесс слияния «Степи» с Россией проходил настолько естественно, что административное наименование присоединенных территорий получило названием «Степной край».
Вот такой имперский билд-ап в русском стиле. Все это могло бы показаться чудовищным эталонным (английским) колонизаторам в пробковом шлеме. С их точки зрения российская модель - это анти-империя.
@dntreadonme
более подробно на
https://vizitnlo.ru/vozvysit-step-ne-unizhaya-gory-russkaya-model-imperskoj-sborki/