"Великолепный век"

Jan 31, 2012 02:07


Совершенно случайно попала на этот сериал в прошлые выходные - и смотрела, не отрываясь. Жалею, что не с начала - но это, увы, было вполне справедливо. Потому что я увидела его в программе, почитала аннотацию - и решила, что "турецкий сериал - не, смотреть не буду". Ксенофобия наказуема, и даже хорошо, что так быстро и легко (наверное, это мне за то, что вообще мне она не свойственна, да и не от ксенофобности это шло, а от глупости - обычное стандартизированное мышление, типа видела мельком пару-тройку то ли фильмов, то ли кусочков сериалов - не понравилось - решила, что оно всё там такое. Сама себе дура, на самом деле). 
Сериал мне - как видно из вышесказанного - понравился, очень. Смотрела буквально не отрываясь (уборку вот заканчивала вчера глубокой ночью уже, потому что до - не успела, а во время было жалко). Потом пошла гуглить - так и не поняла, это всё, или просто не все сезоны ещё сняты, и продолжение будет, когда-нибудь после. 
А дальше началось интересное. Вернее, не дальше, а параллельно. Вообще, я историк, и общий контекст знаю, но очень общий - в общем, я полезла читать конкретику. Почитала. Впечатлилась. 
И задумалась. 
И вот что надумала. Во-первых, всё это совсем не моё. Чужое. (На всякий случай - я не вкладываю в это понятие никакого негатива.) Причём чужое не внешним, а именно внутренним своим содержанием, основной идеей. Тем, что считается там правильным, и что - нет. Эта вот абсолютизация покорности - всему. Аллаху, падишаху (даже если он твой родной, причём очевидно любящий тебя, брат; даже если ты его дважды, как минимум, спас; даже если он твой очевидно любящий тебя сын), матери, обычаям - далее везде. Ни за что не скажи ни слова о том, чего хочешь. И обратно: вроде бы искренняя любовь к сестре, или к дочери даже не предполагает простого вопроса о том, чего хочется именно ей. При этом можно даже ходить и думать об этом, и мучиться, и пытаться угадать... но просто спросить - почему-то нет. Не понимаю...
Гарем. Гарем - место, на мой взгляд, жуткое: место абсолютной несвободы и бесправия при огромном количестве свободного времени. И единственный путь хоть как-то распоряжаться своей жизнью там лежит через другого человека (при этом одного на всех) - сначала мужа, а потом - сына, в случае, если этот сын когда-нибудь наследует отцу. А претендентов - много. И единственный шанс для женщины получить хотя бы частичную свободу - это стать вдовой и матерью главного наследника (я специально не пишу "шаха", потому что всё это справедливо, насколько я понимаю, для любого гарема). 
Говоря чуть прямее - единственный способ для женщины быть (стать) человеком - это похоронить мужа и устроить на его места сына. Которому она, конечно, всё равно будет подчиняться, но всё-таки, всё-таки... И всё-таки всё равно полной свободы - не будет. Никогда. 
Система тотальной несвободы (ну вот - непреднамеренный пафос начался, надо заканчивать). В которой что лучшие, что худшие качества человека мутируют, и принимают самые причудливые формы. Система, при этом, получается мощная, но малоподвижная, и малотрансформируемая.
Но это всё теория, а я же, в общем-то, о кино. Для меня это был отчасти новый опыт: мне, пожалуй, не доводилось раньше смотреть что-то, что вызывало бы достаточно сильные положительные эмоции своей формой, и такие же по силе отрицательные - своим... даже не содержанием, а смыслом, подтекстом. Странная история, в которой масса интересных героев, но нет ни одного симпатичного (мне. Всё субъективно, конечно).
А фильм очень красивый и атмосферный. Жалко, что он, насколько я понимаю, закончился, во всяком случае, пока. 
Хотя, вспоминая те реальные события, которые он иллюстрирует, я даже и не знаю, так ли уж это плохо...

Но это не конец. :) Ещё мне ужасно досадно, что ничего подобного у нас ещё долго, наверное, не появится. И дело не в стоимости проекта - дело в его интонации. Он - по ощущению - честен (и я не о соответствии в точности всем историческим фактам сейчас) и непропагандичен. И снят, по-моему, с интересом со стороны всех участников, от режиссёра до актёров и операторов (хотя, вообще, я совсем не разбираюсь в кино). 

размышления, кино

Previous post Next post
Up