Оригинал взят у
alister_com в
Проверка на дорогахФильм Германа о столкновении двух очень любопытных характеров, типичных взглядов на мир - командира партизанского отряда Локоткова и подобранного им артиллериста майора Петушкова. Главный же герой Лазарев тут выступает как лакмусовая бумага, проявляющая взгляд на мир этих героев.
Локотков - тот, кого раньше называли фронтовиками, людьми которые были непосредственно на фронте и воевали с фашистами. Позже это понятие было обобщено до «ветеранов», в которых записали всех участников войны, в том числе тех, кто фронта не видел даже издали. Командуя отрядом Локотков видит врага в лицо, он смотрит на тех кого убивает (не даром одна из важнейших сцен фильма, где командир разглядывает через прицел отряд немцев, останавливаясь на каждом из них, и как бы давая ему характеристику). Он же видит своих боевых товарищей, которые погибают под пулями врага и потому знает цену жизни человека. Отсюда его «гуманизм», который не гуманизм вовсе, а просто умение видеть в каждом человека. Когда появляется Лазарев, Локотков пытается понять, что за человек перед ним. Он как бы спрашивает его - чего ты стоишь? На что ты пригоден? И для этого устраивает ему проверку на дороге.
Антагонистом этому взгляду выступает майор Петушков. Петушков артиллерист и его тяготит пребывание в партизанском отряде. Он не привык к передовой, для него война ведётся по квадратам, которые надо накрыть огнём из артиллерийской установки. В этом квадрате могут быть и гражданские, и фашисты, деревня или лес - война есть война. Петушков не привык смотреть в лица врага и отсюда его мировоззрение - он мыслит абстрактно. Петушков говорит лозунгами, рассуждает о Родине, долге, врагах - но всё это для него общие понятия, образы, к которым он апеллирует. Врагов надо убивать на фронте или ставить к стенке, здесь всё просто. И в Лазареве он сразу видит «предателя» к которому не может быть никакого другого отношения и нечего цацкаться.
В ключевой сцене подрыва моста эти два мировоззрения вновь сталкиваются друг с другом. Локотков видит перед собой баржу с людьми и не решается подорвать мост, убив не виновных пленных. Не даром камера в этой сцене сначала подолгу задерживается на лицах и немцев, и пленных, а потом уже показывает общий вид реки. Петушков же не смотрит на людей, а в ярости кричит о военном эшелоне, который надо было взорвать. На замечание, что в барже люди, он пренебрежительно бросает «пленные» - навешивая на всех ярлык (опять обобщение!).
И в наши мирные дни эти два образа мыслей встречаются повсеместно, причём абстрактный явно превалирует. Большинство людей узнаёт о происходящем из интернета или телевизора, и мыслит категориями вроде «наши», «враги», «Родина», «предатели», «пятая колонна» - всё это образы в голове, за которыми не видно судеб конкретных людей, чьих-то жизней, обстоятельств и трагедий. А потому обо всём рассуждают в духе «очевидной логики» - «те герои, этих к стенке, пожертвуем сотней, чтобы спасти тысячу». Попытки защищать права конкретных людей кажутся в этих рассуждениях глупым гуманизмом.