12:29, Ноябрь 2, 2016
![](https://www.newsgeorgia.ge/wp-content/uploads/1-35-300x300.jpg)
Или ностальгия по новому наваринскому дыму.
Средиземное море, как и любая трансконтинентальная артерия, связывающая как на суше, так и на воде различные мировые зоны, или стороны света (кому как угодно именовать), имеет свои неизменные и неоспоримые данности (особенности), которые всем и во все времена следовало и следует учитывать.
Такого типа артерии, как к примеру на суше - Шелковый путь, существовавшие многие века, а то и тысячелетия, и существующие сегодня, являлись продолжением, а во многом и следствием торгово-экономических и вооруженно-захватнических передвижений людских масс.
Так как мы рассматриваем сегодняшнее время, проецируясь от прошлого, то смею заверить: несмотря на огромный технический цивилизационный прогресс и сегодня существуют категории, которые непременно следует учитывать при использовании этих коммуникационных артерий. Особенно это касается древнейшей их них - Средиземного моря, связывающего север Африки, Азию (Ближний Восток) и Европу.
Именно в этом регионе последние два года происходит все большее скопление военных кораблей России.
И сюда же направляется, и уже вошла, обогнув всю Европу, эскадра, состоящая из двух сильнейших надводных кораблей российского флота: тяжелого ракетного крейсера «Петр Великий» и тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» с кораблями сопровождения: большими противолодочными кораблями “Североморск” и “Вице-адмирал Кулаков”, вскоре к ним присоединятся три подводные лодки. Эта эскадра находится сейчас в водах западного средиземноморья и движется в его восточную часть.
В восточном Средиземноморье находятся: большой десантный корабль “Новочеркасск”, сторожевой корабль “Пытливый”, большие десантные корабли Черноморского флота “Цезарь Куников” и “Александр Отраковский”, большой десантный корабль “Минск”, “Мираж” - малый ракетный корабль, большой десантный корабль”Николай Фильченков”, сторожевой корабль “Сметливый”.
По подводным кораблям следующая картина: две многоцелевые атомные подводные лодки по натовской классификации “Акула” (российской - “Щука-Б”) и одна дизель-электрического класса “Кило” (“Варшавянка”), оснащённые крылатыми ракетами “Калибр” на подходе, а ранее в декабре прошлого года в Средиземном море появилась российская подводная лодка «Ростов-на-Дону».
Что касается военно-воздушной “мощи”, находящихся сил на борту “Адмирала Кузнецова”, - чётко различимы 5 Су-33, 3 МиГ-29К, 4 вертолёта Ка-27 и 1 ударный Ка-52.
То есть, всю эту армаду - с эсминцами, подводными лодками и буксиром гнали в Средиземное море ради оказания сомнительной поддержки силами 9 единиц техники? А не проще было бы их перебросить на базу Хмеймим или вообще, за те же деньги, что были потрачены на этот вояж, построить ещё одну авиабазу в Сирии?
Невольно возникает вопрос: почему государство, которое не имеет выхода к Средиземному морю, концентрирует вдали от собственных баз свои самые боеспособные военные корабли, которые в любой момент могут быть заблокированы без права прохождения проливов?
Проходы (проливы) в эту акваторию контролируются странами - членами НАТО (Гибралтар - Великобританией, а Босфор и Дарданеллы - Турцией), а Россия не имеет сколько-нибудь эффективной мощной военно-морской базы для подобной группы скапливаемых морских сил, ибо Тартус - сравнительно небольшой порт. Что касается дозаправок военных судов и обеспечения необходимым личного состава, то в западном средиземноморье у России туго с союзниками, а до Египта, Сирии и Турции еще нужно доплыть.
И это на фоне того, что в Черном море РФ (после развала СССР и как правопреемница советской империи) лишилась практически двух третей побережья и военно-морских баз, а положение с Крымом (Севастополь) остается весьма неоднозначным и шатким.
Кроме проливов, в Средиземном море существут две точки на западе и востоке данного морского ареала, контролируя которые (так сложилось исторически и географически на протяжении веков) вместе с проливами, вы держите в руках все море. Это два острова, точнее - архипелаг и остров: Мальта и Кипр. Эти две точки с XIX-XX веков также находятся под контролем Британии и США.
Недаром чуть ли не с античных времен и с периода крестоносцев за них шла борьба не на жизнь, а на смерть, как между Востоком и Западом, так же и между европейцами. Таким образом, если контролируешь крайне западную точку и ворота Средиземного моря - Гибралтар, в центральной части - Мальту, а на востоке - Кипр, то на море ты хозяин.
В разрезе всего этого, не случайно ли именно в этот период концентрации военно-морских сил России готовится (и затем срывается) спецоперация российских структур по подготовке путча и смене правительства в Черногории - небольшой средиземноморской стране, имеющей давние историческо-династические связи с северной империей? Вся эта череда действий, как и поход русской эскадры из Североморска, планируется именно на период предвыборной компании в США.
Как говорит герой одного произведения: Как все удачно неудачно сложилось…
Исходя из всего вышесказанного, не будет ли вся эта история с российским сухопутно-морским анабасисом иметь агентурно, или же ракетно-искрометное продолжение? Скажем так: все в духе новой российской стратегии и поиска подходящего побережья, или островов для базирования и дозаправок (в которых повсеместно было отказано), хотя бы в качестве резервного пост-черногорского варианта?
Образно говоря - морская черепаха заплыла в теплую лагуну, полную крокодилов, чтоб отложить где-то в укромном месте яйца…
Теймураз Туманишвили
Источник: Новости-Грузия
https://www.newsgeorgia.ge/sredizemnomorskij-anabasis-rossijskih-voenno-morskih-sil/#t20c