Andrey Loshak 14 жовтня о 22:01 ·
Moscow, Russia ·
Посмотрел сейчас съемку открытия в Орле памятника Ивану Грозному. Это безусловно важная отметка в хронике нынешнего погружения в средневековый мрак.
На церемонии часто звучали слова "Грозный", "Сталин", "Путин", "Россия" и, конечно же, "враги". Как Иван Грозный боролся с врагами, узнали на собственной шкуре новгородцы, утопленные в крови царскими опричниками. Неслучайно на памятнике тысячелетия Руси, установленном в 1862-м году в Великом Новгороде, есть почти все русские цари, но нет Ивана Грозного. Ставить памятник садисту, параноику и мучителю собственного народа, будь он хоть трижды царь, - до этого российская монархия не додумалась. Зато додумалась нынешняя власть, выпустившая весь этот красно-коричневый зверинец на волю.
Казаки, неоязычники, байкеры, нодовцы, православные активисты и престарелые коммунисты стояли плечом к плечу, в едином порыве. Губернатор Потомский, более всех глуповских градоначальников напоминающий Негодяева, прочел поздравительную телеграмму от министра культуры Мединского. Старец Илий, духовник патриарха Кирилла, трясущейся рукой освятил памятник, все-таки напоминающий чем-то актера Яковлева в молодости. Тут неплохо бы уточнить, что именно Иван Грозный был заказчиком убийства своего обличителя митрополита Филиппа, задушенного Малютой Скуратовым после отказа благословлять поход на Новгород и канонизированного впоследствии православной церковью.
"С Богом!" - громко закончил свою речь член коммунистической партии губернатор Потомский. Хирург с Прохановым перекрестились.
"Готова гусеница. Сложилась. Замираем.
- Гойда! - кричит Батя.
- Гойда-гойда! - гремим в ответ.
Идем за Батей. Идем. Идем. Идем гусеничным шагом. Светятся муде наши, вздрагивают уды в верзохах.
- Гойда! Гойда!"
Kirill Rogov 11 год. ·
Про Ивана Грозного.
Тут все очень просто и очень поучительно. В мифологии русского консерватизма (на самом деле - это псевдо-консерватизм, это другое) есть негативный миф русской истории - "смута" - и позитивный миф - жесткий царь-централизатор, который пусть жестоко, но искореняет смуту и отводит от России эту главную беду. Ну, и Иван Грозный - это как бы экстремальный, но тем и самый главный образец актора позитивного мифа.
На самом-то деле все было наоборот. Смута - историческая смута начала XVII века - была непосредственным следствием правления Иоанна. И дело не только в том, что он своими руками подвинул царство к династическому кризису. Кризис возник не из этого. Кризис возник из того, что царь совершенно уничтожил предыдущую политическую традицию, политическую элиту, вывел подонков в тузы, разрушил ткань политической преемственности. Если существует эта ткань и эта преемственность, то династия и царство могут выстоять даже с малолетним наследником-эпилептиком. Если их нет, то никак не может.
Смута - прямое дело рук Ивана Грозного. И это один из главных, фундаментальных фактов всей русской истории. И пока принято считать наоборот, она будет продолжаться.