рецензия - 2011 - Люди Икс: Первый класс / X-Men: First Class

May 31, 2011 18:37



Люди Икс: Первый класс
X-Men: First Class

Кем бы ты ни был, помни одно: ты уникален!
Уникальность - это не дар и не проклятие, это данность, которую надо принять.

год - 2011
страна - США
слоган - «Стань свидетелем того, как изменится наш мир»
режиссер - Мэттью Вон
сценарий - Эшли Миллер, Зак Стенц, Джейн Голдман
продюсер - Грегори Гудман, Саймон Кинберг, Лорен Шулер Доннер
оператор - Джон Мэтисон
композитор - Генри Джекман
художник - Крис Сигерс, Грант Армстронг, Адам О’Нейлл
монтаж - Эдди Хэмилтон, Ли Смит
жанр - фантастика, боевик, триллер, драма, приключения
премьера (мир) - 1 июня 2011
премьера (РФ) - 2 июня 2011, «Фокс»
рейтинг MPAA - PG-13
время - 132 мин.

О чем?
Фильм нам расскажет о том, как сформировались профессор Ксавье и Магнито, о процессе основания школы Ксавье для детей-мутантов и, наконец, о том, что же произошло между двумя закадычными друзьями и почему они расстались.

В главных ролях:
Джеймс МакЭвой / James McAvoy - Charles Xavier
Лоуренс Белчер / Laurence Belcher - Charles Xavier
Майкл Фассбендер / Michael Fassbender - Erik Lehnsherr / Magneto
Билл Милнер / Bill Milner - Young Erik
Кевин Бейкон / Kevin Bacon - Sebastian Shaw
Роуз Бирн / Rose Byrne - Moira MacTaggert
Дженнифер Лоуренс / Jennifer Lawrence - Raven / Mystique
Оливер Плэтт / Oliver Platt - Man In Black Suit
Алекс Гонзалес / Álex González - Janos Quested / Riptide
Джейсон Флеминг / Jason Flemyng - Azazel
Зои Кравиц / Zoe Kravitz - Angel Salvadore
Дженьюэри Джонс / January Jones - Emma Frost
Николас Холт / Nicholas Hoult - Hank McCoy / Beast
Калеб Джонс / Caleb Jones - Sean Cassidy / Banshee
Эди Гатеги / Edi Gathegi - Armando Muñoz / Darwin

......................................................................................................................


Что сказать?
Это просто восхитительно! Говорить об увиденном зрелище очень непросто, ведь при просмотре были задеты все возможные рецепторы и нервы, тем самым погружая в волшебный мир неподдельных ощущений и чувств!
Кино раздражает и злит, воодушевляет и вдохновляет, поражает и радует, шокирует и дарит возможность ностальгировать по шикарной оригинальной трилогии Брайана Сингера и Бретта Рэтнера.



Итак, «Люди Икс» - кто они? Что они? Откуда они пришли и зачем? Чего они хотят?
Подобно своим предшественникам из обширной вселенной «Marvel» они были героями, склонными к антиобщественному поведению, не лишенными недостатков, но при этом вызывавшими сочувствие у зрителя, когда боролись с самими собой, призраками прошлого, старались искоренить заниженную самооценку, а также вступали в схватку с могущественными и влиятельными врагами как из мира людей, так и из вселенной супергероев.



Люди Икс - следующий этап в цепи эволюции.
Каждое новое звено приходит на этот свет с уникальной мутацией генов, которая в переходный период полового созревания проявила себя в виде экстраординарных и необычных способностей.
В нашем мире год от года наполняющимся страхом, гневом, ненавистью, страданиями, предрассудками и завистью первоначально мутанты были научной загадкой, можно даже сказать ошибкой природы, но впоследствии общество наложило на них штамп изгоев, которых оно не приняло и отвергло.
Люди поступили так по причине невозможности примирения с мыслью о том, что на этом свете может быть кто-то непохожий на них самих.



Не мудрено, что при таком отношении всё медленно, но верно идет к гражданской войне и настоящей бойне, которая получила своё полноценное развитие и кульминацию в оригинальной трилогии Брайана Сингера и Бретта Рэтнера.
«Первый класс» Мэттью Вона рассказывает о предпосылках противостояния, а также ставит не только перед зрителем, но и перед мутантами очень непростые вопросы:
- Должны ли уникальные люди заявить о себе?
- Могут ли пользоваться своим даром?
- Имеют ли они права и обязанности наравне со всеми?
- Должны ли мутанты править на планете, как доминирующие существа, или обязаны влиться в общество и стать его частью?


Создателей картины, прежде всего, волнует борьба за права и свободы людей, которая в будущем может превратиться за отстаивание существования мутантов.
Однако в конечном итоге через призму фантастики авторы стараются показать человеческую природу с очень необычного, даже неожиданного угла зрения, при этом уложив фабулу в крайне интересный сюжет и увлекательный видеоряд.



А теперь обо всем по порядку.
Если честно, то веры в первый класс изначально не было никакой!
Причина кроется в убогом ориджине (становлении) самого интересного героя вселенной «Людей Х» - Росомахи.
Фильм Гэвина Худа 2009 года при бюджете в колоссальные сто пятьдесят миллионов долларов оказался непотребной чепухой с бездарно прописанными героями м очень плохим экшеном. Ставка была сделана не на зрелищность или какие-то интересные, новаторские ходы, а на Хью Джекмана! В итоге из фантастического фильма не смогли выжать даже трети возложенных на него ожиданий…



Изначально проект «Люди Х: Первый класс» спасал режиссер Мэттью Вон, который в 2010 подарил зрителям убойную и восхитительную во всех отношениях ленту «Пипец», а потому нельзя сказать, что веры в проект не было, скорее был страх за то, что угробят очередной ориджин…
Но, к счастью этого не произошло!

Фильм демонстрирует грамотный подход ко всем возможным составляющим!
Это и отличная реализация, и шикарный актерский состав, и много экшена, и демонстрация во всех подробностях удивительных способностей героев, и, конечно же, наличие большого количества мутантов.
Все встало на свои места и вернуло зрителя в уже полюбившийся ему кинематографический мир необычных людей.



Плюс к этому лента Вона имеет восхитительный смысловой подтекст, от которого просто дух захватывает, ведь он проходит лейтмотивом через все действо: 
«Прежде всего, нужно полюбить себя и поверить в свои силы, лишь в этом случае удастся добиться успехов и раскрыть собственный потенциал».



Каждый из мутантов до встречи с мудрым профессором Чарльзом Ксавьером (Джеймс МакЭвой) считал себя единственным в своём роде и очень стеснялся своих «уродств», которые наиболее часто выражены внешне, а не внутренне!
Страх порождал гнев, гнев - ненависть, а ненависть становилась залогом страданий не только себя, но и окружающих.



Пункт 1: страх.
Представьте, что коварная судьба наделила или наградила вас чем-то, чем вы не можете пользоваться на людях, а потому вынуждены упорно скрывать, испытывая невероятный дискомфорт. Причина этого заключается в том, что находясь в постоянном контакте с обществом, никто не захочет привлекать к себе особое внимание или становиться подобием подопытной крысы в какой-нибудь секретной подземной лаборатории!
Каждый хочет свободы, независимости и… принятия в «стаю».
Отторженцы, мучаясь внутреннее, чаще всего оказываются неспособны пережить такой удар и либо накладывают на себя руки, либо сходят с ума в одиночестве.
Но, так поступает лишь тот, кто слаб, а тот кто силен начинает не жалеть себя, а искать силы в ненависти, ярости и гневе, причиняя страдания и муки окружающим, стараясь тем самым заглушить свою боль.



Пункт 2: гнев.
По сути, это самое простое решение своих внутренних проблем - обвинить кого-то вокруг себя! В данном случае несправедливую судьбу, природу или мать, породившую на свет урода, вынужденного скитаться и страдать.
Чаще всего никто не старается заглушить свою боль путем поиска ответов на многочисленные вопросы «почему» в себе самом! Никто не старается использовать и превращать слабость своих недостатков в абсолютную пользу для себя и окружающих, тем самым находя в этом покой и умиротворение, ведь гнев дает очень интересные и доселе неведомые преимущества: баланс силы в организме увеличивается, а рецепторы становятся обостреннее! Это логически приводит индивида к тому, что, не решив внутренних проблем, не совладав с самим собой, он начинает использовать свой гнев для увеличения и усиления своих способностей, однако при таком раскладе он очень быстро достигает своего максимального предела, что заставляет искать новый источник пополнения сил. Этим наркотиком становится ненависть!



Пункт 3: ненависть.
Однажды встав на этот путь, сойти с него будет очень непросто! Невозможность ответить себе самому на пронзающий не только сознание, но и все тело вопрос: «Почему я не такой, как все?» будет являться аккумулятором злости, приводящей индивида к гневу и ненависти.
Единственно верным решением в этом случае будет непростой, но очень логичный выход: уничтожение!
Но кого? Бога? Природы? Судьбы?
Не в силах добраться до этих нематериальных составляющих, объятый ненавистью индивид будет истреблять окружающих, заставляющих его чувствовать неконтролируемый животный страх, порождающий в неустойчивом сознании домыслы, и приводящий к разрушению, истреблению и страданиям.



Пункт 4: страдания.
Финальный и крайне печальный итог, который должен по теории индивида принести ему умиротворение на самом деле принесет вовсе не то, что планировалось! Вместе с мнимым спокойствием придет и осознание того, что пришлось натворить, чтобы добиться успокоения!



Это неминуемо приведет к точно такому же результату, который произошел со слабым индивидом - гибель или лишение рассудка.



Именно в таком положении оказалось большинство героев и, если бы не мудрый голос очень сильного телепата, проникающий в сознание, то очень многие могли бы всю жизнь быть никем или вовсе не дожить до зрелости…



Центральным персонажем, запутавшимся в себе и уходящим от света к тьме, разумеется, стал Эрик Леншерр (Майкл Фассбендер) впоследствии больше известный как Магнито.
В детстве нацисты через нечеловеческие пытки в лагере смерти раскрыли его необычное способности к взаимодействию с металлом, именно они поставили его на путь страха, гнева и ненависти. Не удивительно, что после войны Эрик решил отомстить и сделал это смыслом своей жизни…



Интересен тот факт, что изначально в «Первом классе» он желает лишь восстановить справедливость, наказав военного преступника, который после Второй Мировой войны ведет упорную деятельность в развязывании Третьей. Эрик не желает зла простым людям, а в «Людях Х» (2000, Брайан Сингер) он уже хочет истребить всех и каждого, у кого в крови нет гена Икс, наделяющего экстраординарными способностями.



Что же сделало из обиженного и изначально довольно слабого мутанта настоящего монстра? На протяжении ста тридцати двух минут у зрителя будет возможность проникнуть к нему в душу и понять философию того, кто впоследствии станет самым могущественным среди себе подобных!
Весь ужас будет заключаться в том, что путь к силе ему откроет его… друг, а позднее заклятый враг - профессор Чарльз Ксавьер!



Обстоятельство, лишившее сверхсильного телепата возможности ходить, навсегда приковав его к креслу, очень сильно рассорило и разбило удачный тандем, поставив героев по разные стороны баррикад!

Одни будут всю жизнь добиваться прав мутантов на законных основаниях, также пытаться объяснить простым людям то, что если кто-то не похож на них самих, его не нужно бояться! Его нужно понимать и принимать как равного!
Другие будут бороться с человечеством огнем и мечом, считая, что бестолковому человеку, являющемуся узником страха перед всем необычным, объяснить ничего нельзя! Он поймет только силу оружия после его применения, а значит выход один: либо всех истребить, либо превратить в себе подобных.



Удивительно, но поначалу этой же философии придерживался фашистский преступник Себастьян Шоу (Кевин Бэйкон), который хоть и не разделял постулатов национал-социализма, сочетавших в себе различные элементы фашизма, расизма и антисемитизма, однако после Второй Мировой он пришел к тому, что в его планы на самом деле входит тотальное истребление не одних евреев, а вообще всех «разумных людей», дабы расчистить плацдарм для избранных этого мира - мутантов!



Что касается основного сюжета фильма, то он развивается на фоне Карибского кризиса или «Кубинского ракетного кризиса». Когда в ответ на размещение в 1961 году на территории Турции Соединенными Штатами Америки своих ядерных ракет средней дальности «Юпитер», способных достать как до промышленных центров, так и до Москвы, Советский Союз сделал тоже самое на Кубе в 1962 году.
Это естественно вызвало чрезвычайно серьезное противостояние между двумя мировыми державами, по сути, поставив мир на грань ядерного уничтожения.



Смотря это кино даже у очень консервативного зрителя, уверенного в том, что все американцы до сих пор хотят смерти всем русским, возникнет ощущение окончания холодной войны!



Во-первых, Россия в фильме показана очень культурной и предприимчивой державой, преследующей одну единственную цель - обезопасить себя! При этом, ни о каких шапках-ушанках, водке и медведях речи вообще нет! Даже напротив, мы выставляемся наравне со Штатами интеллектуальной элитой, ведь именно в Советском Союзе был создан шлем, который блокирует телепатическую деятельность такого сильного мутанта, как профессор Ксавьер!


Это всё, естественно, вызовет огромную гордость у отечественного зрителя, привыкшего видеть лишь унижение русских в западном кино…



Во-вторых, американцы в этот раз не спасают мир, а упорно направляют его к гибели, ведомые за нос предприимчивым фашистом, провоцирующим СССР и США на отчаянное столкновение лбами.



В-третьих, миссия по разрешению сложной ситуации достается мутантам, появившимся на свет в разных уголках земного шара. Именно в разгар Холодной войны, когда благополучие всей планеты было под угрозой, мир узнал об их существовании!



К слову, именно против них впоследствии ополчатся все нации, включая основные сверхдержавы, которые придут к выводу, что именно люди с экстраординарными способностями представляют собой реальную угрозу и нуждаются либо в обезвреживании, либо в уничтожении!
Что тут скажешь? Браво! Просто «Оскар» за сценарий!



Именно в таком кино нуждается сейчас мир, ибо оно демонстрирует не только словами, но наглядными действиями слаженную работу команды творцов спокойствия, тем самым противопоставляя параду военных действия торжество необъяснимой магии направленной на поддержание баланса безопасной жизни простых граждан…



Ко всему прочему зритель удостоится чести увидеть создание «Института для Одарённых Подростков» Чарльза Ксавьера, где будущий профессор Х поможет детям примириться с их даром и научит использовать его во благо не только себе, но и окружающим!
Однако, совладать со своими способностями очень непросто, равно как и стать одной командой. Примечательно то, что если в оригинальной трилогии мутанты уже были единым костяком и давно обуздали свои возможности, а потому использовали их целенаправленно, то в «Первом классе» они, зачастую, растрачивали их бесцельно, причиняя лишь сплошной вред.



К тому же на юных героев давит желание быть такими как все. Они, точно также как и обычные подростки, чувствуют неимоверный дискомфорт оттого, что не могут полностью соответствовать идеалам или стандартам общества, в котором они живут.

Уже зная судьбу многих мутантов по оригинальной трилогии, очень интересно наблюдать за тем, как те или иные индивиды в конечном итоге занимают сторону либералов или агрессивных консерваторов.
Кстати, этот же прием был использован и со «Звездными Войнами» Джорджа Лукаса, где новая трилогия повествовала о том, как мальчик Энакин превратился во вселенское зло Дарта Вэйдера из оригинальной трехсерийной саги.



«Первый класс» также расскажет и о возникновении прибора Церебро  - специального устройства, усиливающего телепатические способности Профессора Х. Несмотря на то, что будет показан лишь прототип из шестидесятых, момент связи с мутантами на уровне подсознания продемонстрирует, какую необычайную силу парень имел в своем достаточно юном возрасте…



Что касается кастинга, то это стопроцентное попадание во всех отношениях!
Джеймс МакЭвой справился просто на ура с реализацией своего героя Профессора Х или Чарльза Ксавьера в переломный момент. В зрелом возрасте в оригинальной трилогии его сыграл талантище Патрик Стюарт.


Юный профессор не очень уверен в себе, но, несмотря на это, он уже начинает думать о будущем человечества, а также о том, как помочь таким, как он сам: «особенным» и «одаренным», узнав о том, что в этом мире он не один такой.
Хотя юношеский максимализм берет своё, представляя его немного эгоистичным и эксцентричным парнем, ищущим себя.
Всё это, кстати, очень сильно повлияло на его подругу Рейвен Даркхолм (Дженнифер Лоуренс) впоследствии известную как Мистик.


Иное поведение Эрика могло обеспечить ему кардинально иное будущее, но погоня за девушками и соблазнение их своим интеллектом, а также неимоверная гордость своими способностями, наслаждение достижениями, а также влияние Эрика-Магнито положили конец дружеским отношениям между Чальзом и Рейвен…



Майкл Фассбендер великолепно воплотил на экране Эрика Леншерра, который в будущем станет могущественным Магнито. В «Первом классе» они с Чарльзом представляют дружеский тандем, фактически, первый в жизни Эрика, но их идеологии не совпадали с самого начала, а потому полноценной дружбы между ними не было, скорее глубокое уважение друг к другу.
По сути, создатели с их помощью отражают разные идеологические и философские позиции той эпохи: и Эрик, и Чарльз понимают, что мутантов будут преследовать с целью уничтожения. Но, несмотря на это, Ксавьер живет во имя защиты тех, кто боится его, Леншерр же желает истребить их! Вот тут-то герои и становятся Профессором Х и Магнито, ибо каждый уверен на все сто, что правда именно на его стороне и компромисса быть не может!



А потому переживания зрителя, которому приходится лицезреть конец взаимодействия двух сильнейших мутантов, будут очень тяжелыми, ведь реально ужасает осознание того, чего они смогли бы добиться, если бы объединили свои усилия…



Что касается причины их расходящихся точек зрения, то он сокрыт в детстве, которое кардинально отличалось: жестокое и прискорбное у Эрика и комфортное и безбедное у Чарльза. А потому финал, в принципе, не удивителен, даже закономерен!



Со стороны мутантов, придерживающихся либеральной позиции, создатели предлагают нам познакомиться с Хэнком МакКоем (Николас Холт), который из-за своего желания стать нормальным пробудит и сделает необратимой свою генную мутацию, в итоге превратившись в Зверя (сильное существо, покрытое синим мехом). Впоследствии его ожидает светлое будущее в правительстве США.
А пока он гениальный изобретатель самолета Икс и прототипа Церебро.

Дополняют команду профессора Ксавьера:
- Шон Кэссиди (Калеб Лэндри Джонс) известный как Банши, его ультразвуковые звуковые волны могут поднять его в воздух.


- Армандо Муньоз (Эди Гатеги) Дарвин, его способности позволяют адаптироваться к любой самой непредвиденной ситуации, путем защиты своего тела.


- Алекс Саммерс (Лукас Тилл) или Хавок, который умеет излучать кольца красной энергии и бросаться ими в противника (во вселенной «Людей Икс» его брат - небезызвестный Циклоп).


Со стороны консерваторов, ведомых нацистом Шоу, его правой рукой и возлюбленной является Эмма Фрост (Дженьюари Джонс) или Белая Королева, чья способность заключается в защите тела подвижной алмазной кожей, ко всему прочему она является сильным телепатом, способным противостоять самому профессору Х.


К команде злодеев также относятся:
- демонический Азазель (Джейсон Флеминг), который может открывать портал в другое измерение и телепортироваться в любое место, подобно Ночному Дьяволу.


- Янош Квестедк (Алекс Гонзалес) или Риптайда, чья способность заключается в управление вихрями, сбивающими противников с ног.


- Энджел Сальвадор (Зои Кравиц), чья ядовитая слюна представляет собой гремучую и взрывоопасную смесь, а татуировка на спине в виде крыльев, как у стрекозы, материализуется и дает ей возможность летать.


Фильм Мэттью Вона «Люди Х: Первый класс» настоящий шедевр во всех возможных отношениях! Он органично и очень умело соединяет в себе невероятный размах и динамику грандиозного многомиллионного проекта. Равно как и оригинальная трилогия, проект представляет собой очень органичное и крайне искусное сочетание социально-политических животрепещущих тем, драмы, боевика и героического эпоса.

Очень радует то, что сюжет «Первого класса» не представляет собой прямую палку, описание которой заключено в одно предложение, это так же не тупой «бум-бах» с взрывами, перестрелками, погонями и драками, который так свойственен для летних блокбастеров.

На удивление действие предстает очень содержательным, посредством шикарного и зрелищного видеоряда оно представляет зрителю очень многослойный сценарий, обрамлением которого является тонкая психологическая драма, которая съедает изнутри  каждого героя в отдельности и всё человечество вместе взятое.
По сути, в данном случае идет уравнивание всех под одну гребенку, тем самым, являя основной посыл: «Несмотря на то, что многие из окружающих очень сильно не похожи на нас самих, между нами всеми гораздо больше общего, чем, кажется на первый взгляд! А потому война, насилие, уничтожение, истребление - это не лучший способ дружбы и познания…»
В итоге перед зрителем во всей красе раскроются характеры и личные переживания практически всех ключевых фигур, имеющих значение в оригинальной трилогии.

Удивительно так же и то, что у каждого действия в фильме есть реальные последствия в настоящем мировом прошлом, что придает ленте еще и «псевдоисторическую» ценность, а потому фильм Вона еще и откроет кое-какие секреты Холодной войны, пусть и находящиеся на грани фантастики!

Примечателен и тот факт, что в картине действуют сначала четыре, а после и пять альянсов, каждый из которых преследует свою цель:
Первые два - это люди, одни борются за мир во всем мире, другие стараются его уничтожить.
Другие три - мутанты:
Первый под предводительством Чарльза Ксавьера старается не допустить победы человеческого альянса, желающего применить ядерное оружие (по сути, тут он оказывается один со своей немногочисленной командой против могущественных армий США и Советского Союза).
Второй под началом бывшего нациста Себастьяна Шоу наоборот хочет развязать войну, тем самым разом уничтожив два альянса людей и немногочисленную группу восставших мутантов. Стерев всех недругов с лица Земли, он планировал освободить поле для деятельности и стать верховным предводителем новой ступеньки эволюции.
Третий альянс образуется в самом конце фильма, его главой станет Магнито, чья цель будет равноценна радикальному желанию фашистского преступника…

Прежде, чем Чарльз Ксавьер и Эрик Леншерр стали Профессором Икс и Магнито, они были простыми парнями, открывающими в себе свои невероятные способности.
До того, как стать заклятыми и непримиримыми врагами, они были друзьями и вместе с другими мутантами старались спасти этот мир.

Фильм-шедевр Мэттью Вона настоятельно рекомендуется к просмотру всем поклонникам оригинальной трилогии о «Людях Х» Брайана Сингера и Бретта Рэтнера, а также просто всем любителям качественной фантастики, основанной не на одних эффектах.

Назин Владислав (nazinvladislav@yandex.ru) ©

Люди Икс: Первый класс Вон МакЭвой 2011, - рецензия, - нужно смотреть

Up