Дело было в конце 1980-х. У одного из моих родственников случилось несчастье: он сбил пешехода. Улица, где произошло ДТП, была узкой, ночью не освещалась, а женщина шла навстречу движению, но не по тротуару, как положено, а по обочине проезжей части.
Водитель отвез потерпевшую в городскую больницу, врачи диагностировали легкие травмы.
Сестра пострадавшей, нагло соврав, заявила, что на ее сестренке в ту ночь был «бриллиантовый гарнитур за пять тысяч рублей», а находившийся в отъезде муж пострадавшей, как выяснилось, оказался известным криминальным авторитетом той самой улицы. Хозяину жигулей, таким образом, даже после суда, грозили разборки по понятиям, долгосрочный банальный отъем собственности, «выворачивание карманов».
Знакомый адвокат, которого попросили вмешаться и в эту ситуацию тоже, предупредил, что любой из его коллег будет «работать только в правовом поле», то есть не станет связываться с «улицей».
Тогда кто-то из многочисленной родни (кажется, он был школьным завхозом) решил обратиться за помощью к… более статусному - не «уличному», а «квартальному» - авторитету, единственный сын-оболтус которого учился во вверенной родственнику школе.
Переговоры велись всю ночь.
С утра в длинном коридоре приемного отделения городской больницы в ожидании окончательного вердикта врачей слева сидели родственники виновника - в основном интеллигенция в очках; а справа - близкие потерпевшей, настоящие братки, в кепках, с рядами золотых зубов.
В воздухе больницы запахло конфликтом...
Но неожиданно распахнулась входная дверь, и сквозь ряды сопереживавших медленно прошелся, учтиво кивнув в знак приветствия школьному завхозу и брезгливо взглянув на золотозубых… здоровенный амбал в роскошном костюме в клетку, рыжих туфлях, белых носках, с крупным перстнем на пальце - очевидно, тот самый квартальный авторитет.
Шел гость лениво, как в замедленной съемке, скрипя сшитой явно на заказ модной обувью. Дойдя до самого окна, он картинно развернулся на 180 градусов, попрощался кивком только с завхозом, и… вышел.
Нужно было видеть лица грозных дядек, которые привстали, кланяясь, и с ужасом на лице проводили неожиданного визитера.
Так и была разрешена аварийная коллизия!
Виновник аварии в конце концов получил заслуженное наказание, а грозные дядьки смилостивились, учтя материальное положение нашего родственника.
Есть ли в городской истории аналоги такового вот «ты просто пройдись туда-сюда»? Да. Похоже, это уже традиция.
В одном из романов С. Айни описан похожий эпизод. В начале прошлого века родственники обиженного хулиганами парня попросили квартального авторитета заступиться за него, на что тот ответил: «У меня нет привычки ходить на площадь, но ради вас я сейчас же туда отправлюсь. Скажите своему брату, чтобы он следовал за мной. В результате рты гуляк окажутся закрытыми, а руки связанными».
Квартальный авторитет прошелся кругом по площади, а молодой человек - в нескольких шагах позади. С тех пор никто не только не позволял себе ничего дурного по отношению к парню, но даже не решался смотреть в его сторону.
…А наша героиня благополучно пережила виновника автоаварии, нянчит внуков. Злополучная улица пошла под снос, а на новом квартале и его улицах… появились новые разборщики. Жизнь продолжается!
Назар Шохин