И так, как мы и обещали
ранее , разберемся с динамикой смертности по Запорожской области (к сожалению, в мартирологе по Днепропетровской области составители не указали дату смерти). Помимо этого дополнительно приводится динамика смертности по Украине в целом с Молдавской АССР (УСРР) и по Нижневолжскому краю РСФСР.
Для удобства оценки динамики все данные приведены к одному порядку:
по УСРР - на 10000; Источник: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 20. Д. 41. Л. 16. Цит. по: Голод в СССР. 1929-1934. Т. 1. Кн. 2. / Отв. составитель В.В. Кондрашин. - М.: МФД, 2011. - С. 362-363
по Нижневолжскому краю - на 1000; Источник: Современная российско-украинская историография голода 1932-1933 гг. в СССР / науч. Ред. В.В. Кондрашин. - М.: РОСПЭН, 2011. - 471 с.
по Запорожской области - на 100; Источник: Національна книга пам’яті жертв Голодомору в Україні. Запорізька область. - Запоріжжя: Дике Поле, 2008. - 1080 с.
И так по первому полугодию 1932 года наблюдается очень интересная картина. Если по Запорожской области абсолютгная смертность падала с незначительным пиком в апреле месяце, то по Нижневолжскому краю она практически не менялась. Т.е. это никак не «голодомор», при котором смертность «вроде как» должна расти. А вот по УСРР в целом смертность росла до своего пика в июне. Такая динамика может свидетельствовать исключительно о региональных особенностях смертности по УСРР. Условно говоря, если где то и был «голодомор», то уж никак не на юге Днепропетровщины (современной запорожской области) и на Нижней Волге.
Дальше - еще интереснее. И по Нижней Волге, и по Украине наблюдается очень интересный пик смертей. По УСРР он относится к июню, а вот по Нижней Волге - июлю. При чем, по Нижней Волге это пик резкий, т.е. число умерших резко возросло (по УСРР наблюдается плавный рост). По Запорожской же области - абсолютно другая картина. Во-первых, начинается рост смертности (как и по Нижней Волге), но это рост продолжается и кривая выходит на «плато» в конце лета - начале осени. Т.е. резкого «пика» не наблюдается.
А вот в конце года наблюдается самое интересное - смертность начинает падать. При чем, по Нижней Волге и УСРР в целом смертность снижается постепенно после раннелетнего июньского (июльского) «пика». Лично у нас имеются очень большие сомнения, что этот «пик» можно считать голодом 1932 года. Но дело не в том, по Запорожской области нет «пика», а падение смертности резкое, начиная с ноября 1932 года.
Поясним. Нам вот уже пару десятков лет долдонят, что «голод начался в 1932 году». Однако весной 1932 года пиков смертности не наблюдается, а осенью наблюдается падение смертности. Ладно, пускай пик «голдомора 1932» года пришелся на начало лета (середину лета на Нижней Волге), хотя это ну очень удивительно. Пускай потом, в связи с созреванием урожая «голодомор-32» пошел на спад. Но вот как объяснить падение смертности в конце 1932 года? Когда по заверениям «историков-исследователей» полным ходом шла «выкачка продовольствия» и начался «голодомор-33»? Как объяснить различия в динамике смертности по Запорожской области и по УСРР в целом и Нижней Волге (последние практически идентичны)?
У нас только одно этому объяснение, котрое высказывалось ранее - в Запорожской области во второй половине 1932 года была эпидемия инфекционных заболеваний, которая к концу года на этой территории пошла на спад. На общеукраинской смертности она не сказалась из-за своей локальности. А вот июньский (июльский) пик смертности 1932 года нужно проверять дополнительно.
А по 1933 году динамика смертности просто ставит в тупик. По Нижней Волге все понятно - идет рост смертности, которая выходит на «плато» в мае-июле. По УСРР в целом - картина сходная, правда, с резким июньским «пиком». Похоже на 1932 год, только наблюдается резки десятикратный рост числа умерших.
А вот для Запорожской области - абсолютно другая картина! Совершенно не похожая ни на ситуацию на Нижней Волге, ни на общую по УСРР. Наблюдается резкий (четырехкратный) скачок смертности в марте, высокая смертность держится всю весну, постепенно спадая к июню, а потом резко идет на спад. И вот это и есть действительная картина голода. Можно сказать, классическая. Кстати, следует отметить, что такое весенне-раннелетнее «плато» голодных смертей в Запорожской области получается из-за того, что в разных районах области всплеск смертей происходил в разные месяцы. В одних районах он был в марте, в других - в апреле, в третьих - в мае, в четвертых - в июне. Совокупность «пиков» и дала такое «плато».
В общем, какой-то совершенно «не такой» голод был в Запорожской области в 1933 году. Не вписывающийся в общеукраинскую картину.