Дедушкин чемодан

Nov 26, 2012 00:10

Сегодня разбирали дедушкины вещи. Собственно, их осталось не так много, если не считать тысячи ценнейших книг, которые дедушка собирал всю жизнь и читал до самого конца, а также целого семейного архива с видеопленками и слайдами. Если все это оцифровать, то получатся часы видеозаписей и гигабайты фотографий.

На полке лежала  дедушкина скрипка - потертый черный чемоданчик, в котором на зеленом сукне покоилась скрипка 80-х годов 19 века. Скрипку уже много лет не брали в руки, но по ней сразу было видно, что за ней ухаживали и очень берегли. По-другому и быть не могло, зная дедушкину исключительную аккуратность и бережность к вещам. Я помню, как дед играл "Грезы" Шумана и "Ave Maria" Баха. Он был самоучкой, узловатые пальцы плохо слушались, иногда дед фальшивил и, стараясь вытянуть какую-нибудь ноту, начинал помогать голосом. Мне маленькой было интересно, как дед играет, но вот эти стоны не нравились. Бабушка и вовсе не любила, как он играет, поэтому дед чаще всего играл один, чтобы никому не мешать. А сейчас я смотрю на эту скрипку и думаю: кому же перейдет эта скрипка по наследству? Никто в нашей семье больше не играет. А деду было бы приятно знать, что его скрипка звучит в руках правнука.

Перед нами лежал небольшой советский чемоданчик. Сюда были собраны семейные документы, фотографии, записные книжки, несколько писем и другие вещи. Ни я, ни моя мама никогда прежде не видели всех этих многочисленных дипломов, удостоверений доктора наук, свидетельств о браке. С фотографий на нас смотрел молодой жизнерадостный дед: худой, красивый, спортивный. Лежали фотографии покойной жены дедушки - моей бабушки, маленькой мамы, меня, моего двоюродного брата. Среди прочих бумажек обнаружилось коротенькое стихотворение, написанное рукой дедушки. Это стихотворение, оказывается, сочинила я в пять лет, а дед записал и отметил год написания... Были и поделки из цветной бумаги - цыпленок, черепашка, еще кто-то - дед хранил все мои подарки.
Дальше - записные книжки покойных бабушки и дедушки. У бабушки - неразборчивым почерком, много зачеркиваний, вперемешку с какими-то записками вроде "Суп на балконе, на обед жарьте карт. с луком" (как это по-женски!). У дедушки - очень четко и подробно, фамилия, имя, отчество полностью. Больше всего поразило, что некоторые фамилии были обведены в рамочку, а рядом поставлен крестик. И таких рамочек в записной книжке было довольно много. Дедушка был акккуратистом во всем, даже в таких вещах. Найдется ли еще такой человек?
Еще мы нашли две пары часов - бабушкины и дедушкины. Старые, годов 80-х. Завели - до сих пор тикают. Странно, что дед не носил эти часы. Сколько я помню деда, он все время носил самые обыкновенные часы "Электроника" с электронными же цифрами и всегда просил заменить батарейку в них.
Моя мама - необыкновенно сильная женщина. Она сидела на полу, рассматривая вещи своих покойных родителей, фотографии людей, которых уже нет в живых, и даже не плакала, хотя было видно, как ей тяжело. 
Вот кажется, ну дедушка умер... 80 лет, болел, ну жалко, конечно. А мне почему-то до сих пор так больно...
Previous post Next post
Up