Прага

Jan 05, 2012 19:32




Буйство готики




Говорят, Париж и Прага - два самых красивых города мира. Не скажу за весь мир, как говорят в Одессе, но из той его небольшой части, что я видел сам, - это так. Причем, если Париж поражает тем “духом свободы”, которым наполнен его воздух и своими масштабами, то Прага - именно “материей”, количеством памятников средневековья на единицу площади.

От такого количества башен и шпилей разбегаются глаза и кружится голова, тем более, что большинство их имеет похожую форму - прямоугольник в поперечнике, заканчивающийся черной двускатной крышей-“домиком”. Разница только в размерах и цвете, так что, в первые дни я отчаянно, но безуспешно пытался расставить по полочкам сваленные в моей голове в одну кучу башни по обеим сторонам Карлова моста, Пороховую и ратуши...

Эта путаница объективная усугублялась ещё и субъективным фактором - моим природным географическим дебилизмом. Попадая в новое место, я очень плохо ориентируюсь в нем первое время, особенно, если рядом есть кто-то, кто ориентируется хорошо и я могу просто идти за ним. Ирка в этом плане - полная противоположность мне и находит дорогу в новом городе просто с кошачьей интуицией, так что я мог себе позволить абсолютно расслабиться, смотреть по сторонам и получать удовольствие.

Опять-таки, боюсь обобщать, так как опыт моих путешествий по миру очень мал, но, думаю, что старого города, причем, подлинно средневекового, не реконструированного и не новодела, таких размеров больше нет нигде. И наверное, нигде нет готической архитектуры в таком количестве и таких масштабов. Готика, особенно имперская - дворцы и храмы, предназначавшиеся королям и императорам - и сегодня продолжает соответствовать своей изначальной идее - напоминать человеку о том, что он - “тварь дрожащая” перед Богом. Ну, и перед императором заодно...

В этой связи, пожалуй, не помню архитектурного сооружения, которое произвело бы на меня такое же впечатление, как собор святого Вита. “Внушает”, что и говорить... Какими-то несерьезными на его фоне кажутся все современные идеи о свободе и правах человека и почему-то первым, что пришло на память при виде его, было “оставь надежду, всяк сюда входящий”...

Я вообще благоговею перед средневековьем. Даже одно какое-нибудь сооружение - башня, стена, собор - вызывает во мне трепетное смирение, как у верующего - святые мощи или чудотворная икона. Я сразу пытаюсь “материализовать” в своем сознании столетия, составляющие возраст этих стен, вспомнить события и людей, которых они повидали на своем веку, представить себе, чьи сапоги могли ступать по этим каменным мостовым...

А тут, по сути - целый город по обе стороны Влтавы. И если усилием воли абстрагироваться от толп туристов, в основном, наших соотечественников и японцев, привычно считающих весь окружающий пейзаж созданным лишь для того, чтобы можно было запечатлеть себя, любимого - центр мирозданья - на его фоне, то средневековый город предстает в почти чистом, первозданном виде. Именно таким его видят и снимают рано утром фотографы, днем продающие свои работы на Карловом мосту: в утренней дымке, с редкими фигурками прохожих и с грозно-величественными силуэтами скульптур и готических шпилей в контровом свете восходящего солнца...

К счастью, есть два обстоятельства, позволяющие даже в такой суете находить в Праге совершенно очаровательные и тихие уголки. Первое - это  разнообразие и размеры старого города. Второе - зацикленность туристских орд исключительно на путеводительских “фишках”, открыточных визитках - Староместской площади, Карловом мосту, Пражском граде... Для подавляющей части этой публики отклонение от заданного маршрута, очевидно, равноценно тому самому “шаг вправо, шаг влево”, за которым следует выстрел конвоира.

Поэтому, каждый день мы, приходя в “Старе место” или “Мала страна”, наугад сворачивали в какую-нибудь боковую улочку и, пройдя совсем недолго узкой брусчатой мостовой, совершали очередное открытие - то маленькую, треугольную, с таким крутым уклоном, что даже устоять на месте трудно, площадь Snemovni с какой-то полустертой готической надписью на одном из зданий. То совсем затерявшийся в паутине старых улочек “Romantic otel U’Raka”, стилизованный под средневековый постоялый двор...

Если же вернуться к “фирменным” соборам, шпилям и башням, то в некоторых местах их обилие становится похоже на какое-то нагромождение. К примеру, вид с Карлова моста на его “малостранскую” сторону дал повод Ирке сравнить его со складом, в котором две башни моста, колокольня и купол собора святого Миколаша, находящие в перспективе друг на друга, выглядят словно театральные декорации, сваленные в кучу.

С таким обилием “культурных объектов” в Праге, однако, успешно соперничают разнообразные “эротик-шоу”, “эротические кабины” и прочие заведения, которые у нас называются коротко и ясно: секс-шопы. Отличие от наших, во-первых, в их количестве, которое в условиях сегодняшней доступности видеофильмов и прочих материалов на эту тему, вызывает удивление, а во-вторых, в центральном расположении, больших площадях, которые они занимают, и “художественном оформлении” - ярких витринах с соответствующими картинками.

Прага оказалась слишком большой, чтобы успеть посмотреть её за семь дней. Но даже если бы это удалось сделать, сюда все равно хочется возвращаться часто и надолго. Просто так - погулять, попить пиво и неспеша “открывать” новые уютные уголки города, где не дымится земля и не пахнет резиной туристских подошв.




































У Британского посольства









Витражи в соборе св. Вита









Улица Нерудова






путешествия

Previous post Next post
Up