Так и не прочитал пока “Зеленый шатер” Улицкой. Только фрагменты. Впечатления - предварительные - вполне ожидаемые после Даниеля Штайна. Мне хорошие тексты доставляют просто физическое удовольствие - такое же, как изысканная еда, новые путешествия и красивые женщины. “Штайна” в свое время прочитал именно с таким ощущением - ощущением гурмана. Даже “порции” ограничивал специально, стараясь растянуть удовольствие. Читая отрывки из “Зеленого шатра”, вспомнил один из
недавних постов на эту тему в своей френдленте.
“Самое страшное в прозе - предсказуемость. Заранее известный набор интеллигентских штампов, старательно использованный автором. Глухая стена вместо открытой двери”.
Бедная русская литература! Она вся состоит из “интеллигентских штампов”! Пресный своей вычурностью и надуманностью Достоевский. Предсказуемо-скучный и нудно-нравоучительный Чехов. Все романы Льва Великого предсказуемы просто до тошноты, банальны и наивны Пушкин с Лермонтовым, а уж классики вроде Тургенева или Островского сегодня и вовсе стали абсолютно “несъедобными”!..
Помню, у нас с автором поста даже возникла мини-дискуссия в комментариях. Я предложил ей выбрать любое произведение русской литературы и взял на себя обязательство доказать предсказуемость его сюжета. Автору эта затея показалась “скучной”. И я с ней абсолютно согласен - то ли дело читать красивые истории, полные интриги! И какая экономия времени - кто-то один прочитал, а остальным достаточно просто пересказать сюжет своими словами. Если рассказчик достаточно искусен, качество истории может даже выиграть по сравнению с оригиналом...
Самое страшное в прозе, как и вообще в искусстве, - бездарность! Заранее известный набор языковых штампов и унылых банальностей, составляющих “внутренний мир” автора и выдаваемый им за философское содержание. Закрученный, непредсказуемый сюжет, рассказанный языком Эллочки Щукиной. Безграмотность и пошлость, выставляемые как народный фольклор.
Русская классическая литература способна сама по себе сделать то, что не под силу урокам литературы в школе - привить человеку вкус к качественному, серьезному чтению. Это как раз тот случай, когда количество неизбежно переходит в качество. Ребенок, только начинающий самостоятельно читать, ждет от книжек и кино, прежде всего, интересных историй. Но человеку, выросшему на Булгакове и Набокове, интересно уже не “что”, а “как”. Именно по этому принципу банальнейшая история из “Шербургских зонтиков” становится классикой кино. По сути, всё европейское искусство состоит из таких “зонтиков”.
Простые, казалось бы, вещи. И если надоело биться головой о глухую стену, возьми, да сам открой эту дверь - ведь даже самый гениальный автор за тебя это не сделает. Сегодня отечественная литература в основном представляет из себя, как говорил ослик Иа, душераздирающее зрелище. Улицкая - одно из немногих светлых пятен в ней. Сюжеты её романов предсказуемы, как сама жизнь. Зато как веселы и непредсказуемы романы Марининой и Донцовой!..