БЫЛА ТАКАЯ СТРАНА...

Mar 07, 2009 12:19



Имени Сергея Михайловича Прокудина-Горского не знает Советский Энциклопедический словарь. Не упоминается там он, даже вскользь, и ни в одной статье, посвященной фотографии. Как будто и не было на свете его и его вдохновенного труда. Его точные биографические данные сложно найти даже в специальной литературе по истории фотографии - сведения источников слишком сильно разнятся...

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в Санкт-Петербурге 31 августа 1863 года в старинной дворянской семье. В детстве он посещает Императорский Александровский лицей, затем поступает в Технологический институт на факультет естествознания, где с головой погружается в научные исследования. Именно тогда возникает интерес к химии, и, чтобы получить дополнительные знания по этому предмету, он начинает посещать лекции и лабораторные занятия Дмитрия Ивановича Менделеева. Спустя много лет, находясь в эмиграции, Сергей Михайлович будет тепло вспоминать о великом учителе в своей автобиографии.


    Не окончив институт, Сергей Михайлович отправляется в Германию, где преподает химию в Высшей технической школе города Шарлоттенбурга. В это время он знакомится с опытами пионеров цветной фотографии и увлеченно погружается в эту область научного знания. В своих открытиях он уйдет гораздо дальше, чем его соратники Герман Вильгельм Фогель, прославившийся изобретением панхроматических фотопластинок, чувствительных к трем основным цветам, и Адольф Мит, создавший фотокамеру для проецирования трех цветоделенных негативов на одну пластинку.

По возвращении в родной Петербург, Прокудин-Горский открывает фотографические курсы, что было в диковинку не только для петербуржцев, но и для России в целом, публикует книги «О печатании (копировании) с негатива» и «О фотографировании моментальными ручными камерами». А в 1904 году, с началом русско-японской войны, Прокудин-Горский отправляется в Корею, где создает обширную коллекцию черно-белых снимков и оформляет их в виде военного ежегодника. И, конечно, продолжает работу над главным своим изобретением, благодаря которому у нас с вами есть возможность насладиться цветными образами ушедшей России.

Сергей Михайлович верил и доказал с помощью своего изобретения, что Россия наравне с Западной Европой может похвастаться не черно-белыми, а натуральными цветными фотоизображениями. Метод Прокудина-Горского заключается в использовании трех светофильтров: красного, зеленого и синего. Эти цвета были выбраны не случайно. Дело в том, что всю зрительную информацию мы воспринимаем посредством трех рецепторов, чувствительных лишь к этим трем цветам, поэтому для получения различных оттенков этой тройки достаточно.

Использование специальной камеры позволяло последовательно и очень быстро воспроизводить три снимка каждого объекта на одну фотопластинку. Демонстрация цветных слайдов осуществлялась аналогичным методом. Сначала негативы переводились в позитивы, а затем через специальный диапроектор, оснащенный тем же комплектом светофильтров, Прокудин-Горский проецировал сразу три слайда на экран.

На сегодняшний день этот метод - метод цветоделения - кажется громоздким и несовершенным, но тогда ещё не существовало способа закрепления цветного изображения. Изобретение энтузиаста повлекло за собой известность. Сергей Михайлович читает лекции в Москве, Петербурге, Берлине, Лондоне, Риме, получает Гран-при на международной выставке в Париже, становится редактором популярного журнала “Фотограф-любитель”, который под его руководством превращается в целенаправленное, содержательное и высококлассное издание.

Но мечтой всей жизни Прокудина-Горского является создание полного фотосреза русской жизни начала XX века, который бы отразил многогранность природы и колорит народов николаевской России. По воле случая в 1908 году об опытах Прокудина-Горского узнали в Царском Селе. Содействовал этому брат Николая II, Великий князь Михаил Александрович, который был знаком с работой нашего героя и журналом «Фотограф-любитель», а также видел цветные фотографии Льва Толстого, сделанные в Ясной Поляне в 1908 году. По его просьбе Прокудин-Горский демонстрирует свои цветные слайды узкому кругу друзей князя в его доме. На показах Сергей Михайлович использует диапроектор, созданный по его собственным чертежам еще во время пребывания в Германии.

Наконец, в мае 1909 года Прокудин-Горский был приглашен в Царское Село. Александра Федоровна и царские дети были в восторге. Николай II спросил, что фотограф собирается делать со своими работами, как он видит будущее своего аппарата. “Будущее - в образовании”, - отвечал Сергей Михайлович. Он поведал о своей мечте применить проекторы в учебных заведениях, чтобы молодежь знала и восхищалась Россией, ее историческим прошлым, культурными памятниками, прекрасными пейзажами. Царь увлеченно слушает и предлагает в честь 100-летия со дня победы над наполеоновской армией запечатлеть Бородинское поле, чтобы возродить в молодом поколении патриотическое чувство. Это стало первым шагом на пути к реализации мечты нашего героя. Сергею Михайловичу выдали два официальных документа и наказали носить их при себе постоянно. В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секетности. Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина-Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать - "в любом месте и в любое время". В его распоряжение выдан специально оборудованный пульмановский вагон, где находились просторная лабораторная, темная комната для проявки фотопластинок, была горячая и холодная вода, ледник для сохранности продуктов. А также Прокудину-Горскому предоставляются машины и даже суда для передвижения и съемок.

Летом 1909 года путешествие началось. Первым пунктом назначения, по распоряжению царя, была Мариинская водная система, где сохранились объекты времен Петра I. Затем был Урал, а в дальнейшем Сергей Михайлович побывал в Сибири, Туркестане, на Волге (Плес, Кострома, Ярославль и др.), в Центральной Азии, на русском Севере. Всего Прокудин-Горский со своей съемочной группой успел объехать 11 регионов и снять множество мест: древние русские монастыри, транссибирские магистрали, чаеразвесочные фабрики в Грузии, рынки, лавки, иконы, крестьян и крестьянок, торговцев, узников, православных монахов, благородных дам и нищих. И стоит отметить, что, фактически являясь придворным фотографом, он не занимался ретушированием действительности, на его снимках - настоящий, без прикрас, образ России.

1911 год был в некотором смысле поворотным для Прокудина-Горского. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь со множеством научных обществ у себя в стране и за границей, он много ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим - и не забывал о российской публике. Еще в 1900 г. Сергей Михайлович Прокудин-Горский получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 г. он сделал большой показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был так огромен, что предложения крупнейших зарубежных фирм занять тот или иной пост посыпались на него. Но Россию он оставить не мог - слишком многое было связано с ней. Пришлось отказаться.

Насыщенная, вдохновленная, неутомимо творческая и подпитываемая благосклонностью сильных мира сего, а особенно - Николая Второго жизнь изменилась с началом Первой мировой войны. Поездки свелись к минимуму. Прокудин-Горский передал свой комфортабельный пульмановский вагон в распоряжение армии. Война затмила все остальные российские заботы. Прокудина призвали работать экспертом в специальный комитет, контролирующий поступление фото- и киноматериалов из-за рубежа, особенно материалов технического характера, он же просматривал все поступающие кинофильмы.

Времена изменились. Путешествия Прокудина-Горского по дальним и ближним краям Российской империи подошли к концу. В 1914 г. он запечатлел начальный успех русских на Восточном фронте, заснял австрийских военнопленных перед бараками - далее пошли картины ужасающих поражений, вызвавших в памяти общества катастрофы Крымской и Русско-японских войн.

Большевистская революция 1917 г. сделала свершения Прокудина-Горского, тем более поддержанные царем, не предметом гордости, а отягчающей уликой. Счастье научного исследователя сменилось страхом за свою жизнь и сохранность близких. Комиссарам высокое искусство было не нужно, да и лицо страны неузнаваемо исказилось - Прокудин-Горский видел, что сделалось с Екатеринбургом, запечатленным им совсем незадолго до этого. В Екатеринбурге оборвалась жизнь царской семьи - его главных заказчиков и защитников. В 1918 году Прокудин-Горский бежал из России со всей своей семьей - так началась его эмигрантская Одиссея, никогда уже не приведшая его домой, в Петербург.

Свою коллекцию пластинок он вывез, но оборудование и проектор остались; часть его снимков были, правда, до этого конфискованы властями, так как на них были запечатлены объекты стратегического назначения - в основном те, что были сделаны для министра Рухлова; для публики же они не несли в себе никакого смысла. Остались где-то в России и снимки царской семьи, так, похоже, до сих пор и не найденные. Прокудин-Горский сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича.

Два года провела семья Прокудиных-Горских в Норвегии, затем перебралась в Англию. В Лондоне Сергей Михайлович выступал с лекциями в Королевском фотографическом обществе, публиковал статьи в The British Journal of Photography.

Главная его идея - о пользе цветной фотографии для просвещения и науки, да и вообще для общества - не изменилась. В Англии он запатентовал свою разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 г.перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию - там же работали двое сыновей Сергея Михайловича. В дальнейшем Прокудины-Горские так и жили во Франции, всесте с ее народом перенесли тяготы Второй мировой войны. Родина же Сергея Михайловича, русского человека, труженика и сподвижника, прожила и без него.

Русский фотограф-новатор скончался в Париже в 1943 году. За время немецкой оккупации семья оказалась в очень стесненных средствах. Двое его сыновей, Михаил и Дмитрий, унаследовали профессию отца и коллекцию его работ.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов американским Советом Learned Societies было опубликовано около тридцати переведенных с русского языка работ по науке и культуре двадцатого века. Затем средства Совета исчерпались; несколько работ были не завершены и остались полуподготовленными к публикации. Среди последних - девятитомная "История русского искусства" коллективного авторства под общей редакцией Игоря Грабаря.

Через некоторое время возник вопрос о публикации первого тома, и тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков. Исполнительный директор Совета Мортимер Грейвз самолично связался с парижским представителем Рокфеллеровского фонда Джоном Маршаллом, а тот разыскал Прокудиных-Горских. В 1948 году Маршалл приобрел у них около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Теперь эти пластинки хранятся в Библиотеке Конгресса, и их можно обозреть через Интернет. Какое счастье, что это стало возможным!... Осмотрите их, поразмышляйте, почтите память Сергея Михайловича... Почтите память ушедшей России...
    Фотографии С.М. Прокудина-Горского (те, что уцелели) были оцифрованы в библиотеке Конгресса США. Качество их поражает - такого разрешения позволяют добиться лишь современные профессиональные фотокамеры. На некоторых снимках, особенно, пейзажных, заметно преобладание синего цвета, что могло быть вызвано качеством светофильтров. Ведь "измерять" интенсивность и чистоту цвета, как и получать цветные изображения на носителях, фотография научилась гораздо позже.



Эмир Бухарский. Бухара, между 1905 и 1915



Лев Толстой. 1908



Этюд. Во дворе церкви Воскресения. Кострома. 1910



Монастырский сенокос. Леушинский Монастырь, 1909



Этюд у водопада Кивач. Река Суна. 1915



Старинная церковь в с. Каннесемга. 1915



Этюд на речке Кумса. 1915



Рыбачий поселок. 1915



Вид на Никольский собор в г. Кеми. 1915



Можайский Николаевский собор. Вид сбоку. 1911



Вид с колокольни Спасо-Бородинского мон. на местность, где марш. Ней вел атаку
на флеши Багратиона. Бородино. 1911



Смоленск. Вид на Крепостную стену из Лопатинского сада. 1912



Формовка художественного лития. Касли. 1910



Андрей Петров Калганов. Бывший мастер завода. На службе был 55 лет, от роду 72 г.
Имел счастие подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству
Государю Императору Николаю II. Златоуст. 1910



Семинарская слобода. Уфа. 1910



На р. Сим у ст. Аши-Балашовской. 1910



Крестьянка мнет лен. Пермской губ. 1910



Накатка дров для обжига руды. 1910



Работа на Бакальском руднике. 1910



Общий вид на город и реку Вытегру. 1909



Команда парохода «Шексна» М.П.С. Российская империя. 1909



На жнитве. 1909

Источники:
http://www.port-folio.org/part170.htm

http://www.fotodelo.ru/?t=ZjibdD119349ecLzED0354

http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/colorpg_1.html

фотографии, русская история

Previous post Next post
Up