“АМЕРИКАНЕЦ”

Feb 17, 2009 01:32



"А голова, какой в России нету, -

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку не чист:

Да умный человек не может быть не плутом".

Это Грибоедов устами Репетилова - о Федоре Толстом.

- По строке "И крепко на руку нечист" можно подумать, будто я взяточник - обиделся "прототип".

- Но ты же играешь нечисто - возразил Грибоедов.

- Только-то? Ну, ты так бы и написал...

Говорят, Толстой присутствовал на премьере "Горя от ума" и после монолога Репетилова встал и громко сказал, обращаясь к публике:

- Взяток, ей-богу, не брал, потому что не служил!, - что было встречено аплодисментами... (Сохранился один из списков “Горя от ума”, который ходил по Петербургу и Москве. В нем рукою Толстого была внесена поправка: вместо “В Камчатку сослан был” - “В Камчатку чорт носил (ибо сослан никогда не был)”, а вместо “и крепко на руку не чист” - “в картишках на руку не чист” и приписано пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола”).


В жизни мрачной и презренной

Был он долго погружен,

Долго все концы вселенной

Осквернял развратом он.

Но, исправясь понемногу,

Он загладил свой позор,

И теперь он - слава богу -

Только что картежный вор.

А. С. Пушкин. Эпиграмма на гр. Ф. И. Толстого.


Федор Иванович Толстой - "Американец" - не обладал никакими особыми талантами. И, тем не менее, стал одной из колоритнейших фигур русской истории, для чего одного дальнего родства с Львом Николаевичем Толстым было бы маловато...

Он родился 17 февраля 1782 года. Закончил Морской кадетский корпус и поступил на службу в... элитный Преображенский полк - возможно, благодаря содействию влиятельных родственников. С детства отличался буйным темпераментом и склонностью к авантюрам, за что получал постоянные взыскания.

В 1803 году Толстой отправился в кругосветное плавание в качестве члена команды шлюпа “Надежда” капитана Крузенштерна. Это было первое кругосветное плавание корабля под российским флагом. Каким образом Толстой, не служивший на флоте, попал на корабль, неизвестно. Писательница Марья Каменская, дочь его двоюродного брата, впоследствии известного художника и скульптора Фёдора Петровича Толстого, пишет в своих воспоминаниях, что Толстой таким образом ловко избежал очередного наказания в Преображенском полку. По её словам, он выдал себя за своего двоюродного брата-тёзку, который числился в составе экипажа, но не желал плыть, так как страдал морской болезнью.

На борту поведение Толстого, не обремененного служебными обязанностями, было также весьма непредсказуемым. Так, однажды он напоил сопровождавшего экспедицию попа, и когда тот лежал мертвецки пьяный на полу, приклеил его бороду к доскам палубы сургучом, запечатав казённой печатью. В итоге бороду пришлось отрезать - Толстой напугал попа, что печать ломать нельзя. В конце концов, Крузенштерн потерял терпение и высадил его во время остановки “Надежды” на Камчатке. Его возвращение с Камчатки до Петербурга успело обрасти множеством легенд и слухов, отчасти распространяемых и им самим, тело - множеством татуировок, всегда с гордостью им демонстрируемых, а имя - неизменным с тех пор "довеском" - "Американец", намекавщим на его пребывание в Русской Америке… Одно из немногих письменных свидетельств этой одиссеи находится в “Записках” бытописца Вигеля, вышедших в свет в 1892 году. Вигель, путешествовавший в начале XIX века по России в целях изучения российского быта, встретил Толстого в Удмуртии и описал этот эпизод следующим образом: "На одной из станций мы с удивлением увидели вошедшего к нам офицера в Преображенском мундире. Это был граф Ф. И. Толстой... Он делал путешествие вокруг света с Крузенштерном и Резановым, со всеми перессорился, всех перессорил, и как опасный человек был высажен на берег в Камчатке и сухим путем возвращался в Петербург. Чего про него не рассказывали"…

Возвратившись в 1805 году в Петербург, прямо у городской заставы он был арестован и отправлен на гауптвахту. Кроме того, специальным указом Александра I ему был запрещён въезд в столицу.

Дружба Толстого с генералом князем Михаилом Долгоруковым помогла ему в конце-концов устроиться к нему адъютантом во время начавшейся русско-шведской войны 1808 года. Там Толстой оказался в своей стихии: он активно участвовал в боях, в том числе в битве под Иденсальми, в которой Долгоруков погиб. Эти подвиги, способствовавшие быстрой победе России, реабилитировали Толстого в глазах начальства и с 31 октября 1808 года ему было разрешено вновь служить в Преображенском полку в чине поручика.

в 1812-м, во время Бородинского сражения, он был тяжело ранен в ногу. По рекомендации Раевского, который в письме Кутузову отметил мужество Толстого, тот получил Георгиевский крест четвёртой степени и звание полковника. По окончании войны он окончательно уволился из армии и поселился в Москве в своём доме в переулке Сивцев Вражек. Дом Толстого в Сивцевом Вражке вблизи Старого Арбата не сохранился: он был в 1950-е годы снесён, и на его месте построена и до сих пор стоит “кремлёвская” поликлиника.

Он вел светский образ жизни, был заядлым картежником, причем, при игре отчаянно "мухлевал". Граф сам признавался, что не любит полагаться на фортуну, а предпочитает играть "наверняка". Ещё одним его "хобби" были дуэли. Стрелялся Толстой по любому поводу, а часто и без всякого повода. Ходили слухи, что на дуэлях он убил 11 человек... В 1826 году Толстого вызвал Пушкин за оскорбительные слухи, которые тот распустил о нем, когда поэт был в ссылке. Дуэль не состоялась, "ввиду отсутствия ответчика" на тот момент в Москве, а позже они довольно близко сошлись.

Хорошо образованный и неглупый, Федор Толстой был знаком со многими известными писателями и поэтами, с некоторыми из них дружил. В числе его знакомых были Баратынский, Жуковский, Грибоедов, Батюшков, Вяземский, Денис Давыдов.

10 января 1821 года он женился на цыганской плясунье Авдотье Тугаевой, с которой до этого жил на протяжении нескольких лет. Тугаева родила ему двенадцать детей, однако 11 из них родились мёртвыми или умерли в младенческом возрасте.Старшая дочь Сарра, обладавшая поэтическим даром, но очень болезненная и психически неуравновешенная, умерла в 17 лет от чахотки. Толстой очень тяжело переживал смерть своих детей. Марья Каменская вспоминала, что он к концу жизни стал человеком набожным и считал смерть одиннадцати своих детей Божьей карой за смерть одиннадцати человек, убитых им на дуэлях:

"Убитых им на дуэлях он насчитывал одиннадцать человек. Он аккуратно записывал имена убитых в свой синодик. У него было 12 человек детей, которые все умерли в младенчестве, кроме двух дочерей. По мере того, как умирали дети, он вычеркивал из своего синодика по одному имени из убитых им людей и ставил сбоку слово "квит". Когда же у него умер одиннадцатый ребенок, прелестная умная девочка, он вычеркнул последнее имя убитого им и сказал: "Ну, слава Богу, хоть мой курчавый цыганёночек будет жив".

5 ноября 1846 года Толстой, после непродолжительной болезни, скончался в своём московском доме в присутствии жены и единственной пережившей его дочери Прасковьи. По воспоминаниям близких, перед смертью он велел позвать к себе священника и исповедовался ему в течение нескольких часов. Похоронен Толстой на Ваганьковском кладбище, где его могила до сих пор сохранилась.

литература, персоналии

Previous post Next post
Up