- Пал Андреич, вы - шпион?
- Видишь ли, Юра…
Одним из признаков хорошего кино является наличие в нем подобных диалогов, растаскивающихся сразу после его выхода на цитаты и анекдоты. “Адъютант его превосходительства” - очень хорошее кино и не только потому, что таких диалогов в нем много (чего стоит только практически весь текст роли Папанова!). Но мои отношения с ним складывались, как сейчас принято говорить, неоднозначно…
Когда лет десять назад я стал заниматься историей русской революции, гражданской войны и белого движения, все мои симпатии были, естественно, на стороне белых. И как же мне было относиться к большевистскому шпиону, “капитану Кольцову”? Разумеется, в полном соответствии с другой популярной цитатой из другого фильма:
- С большевиками у нас разговор короткий - в этом у нас с кузеном расхождений нет!
Однако “проклятый большевистский шпион” не давал так относиться к себе, - столько обаяния, щегольства и внутреннего благородства было в нем, а вернее, - в его образе, созданном Юрием Соломиным. Много лет я мучился этим раздвоением, пока, наконец, не положил ему конец следующим, простым умозаключением:
Кольцов - это миф, киношный герой, высосанный из пальца. Пусть даже и талантливо высосанный. Его прототип - Павел Макаров, по чистой случайности попавший в адъютанты командующего Добровольческой армией В.З. Май-Маевского (прототипа генерала Ковалевского, тоже, кстати, не имевшего со своим героем ничего общего), был сыном железнодорожного рабочего, окончившим четыре класса школы. Макаров сам не раз признавался, что ему было трудно играть свою роль из-за недостатка грамотности и культуры и что он смог играть её так долго только благодаря беспрецедентной доверчивости Май-Маевского и его гипертрофированному самомнению. Так что, сказка - она и есть сказка, а благородных, культурных и образованных большевиков не бывает в природе.
Так сказал я себе - и стал с тех пор смотреть этот фильм не как исторический, а просто как очень здорово снятую сказку с хорошими актерами. И больше уже ничто не мешает мне получать от него удовольствие, не отягощенное никакими “раздвоениями”.
А Юрию Соломину - большой респект за талантливо созданный образ.
И - с Днем Рождения!