Есть такие сказки. Есть такие сказки, друзья, после которых немного грустно, потому что кажется, протяни еще немного руку, и ты откроешь туда дверь.
Мир “Задверья” настолько тесно переплетен с настоящим миром, что кажется, зайди я сейчас в один из лондонских переулков, непременно наткнусь на какого-нибудь маркиза, возлежащего среди бачков (что вообще очень не исключено!) или отодвинь я крышку ближайшего люка в асфальте и спустись в канализацию, уже через считанные минуты буду убегать и прятаться от шныряющих там Крупа и Вандермара.
Вообще давно надо признать, что жанр городского фэнтези и магического реализма мне все-таки ближе, чем чистое фэнтези, хотя есть исключения в обе стороны. Это если говорить упрощенно. Если разворачивать мысль, то я скорее люблю фэнтези, в котором даже если напрямую не описывается наш реальный мир, то хотя бы предполагается его наличие где-то на задворках Вселенной или в какой-нибудь параллельной реальности.
Еще я очень люблю, когда в тексте описываются реальные места, в которых я сама побывала, вплоть до той же самой лестницы в каком-нибудь музее, по которой прошел персонаж. Думаю, психология такого предпочтения довольно проста - это возможность более естественным образом проецировать настоящую реальность на вымышленную и помещать себя и свое окружение в повествование.
Скажу по секрету, это то, как я всегда видела мир вокруг себя - множество вымышленных миров и альтернативных реальностей. Я не придумывала это видение, оно просто выстроилось само. Именно поэтому у меня не самые простые отношения с тем же, например, Толкиным, так как его мир целостен, самодостаточен и исчерпывающ, настолько, что ему не нужны никакие другие миры. И поэтому непонятно, как туда попасть, там можно только родиться изначально.
Особенно удачной мне показалась метафора двери, помимо своей роли в буквальном значении, так как “дверь” - это ключ к чудесам и волшебству, лейтмотив жизни таких мечтающих чудиков, как мы.
“Они только что вышли через дверь стенного шкафа для щеток на лестничной клетке в его собственном доме”.
Это наш нарнийский шкаф, кроличья нора, кирпичная стена в Косую Аллею, полицейская будка, в конце концов, коты с полумесяцами на лбу ^_^ и тому подобное. И нет, нам никогда не надоест, и мы будем читать и смотреть про это снова и снова.
Вообще я с удивлением поняла, что описываемый дом леди Дверь очень похож на то, о чем я мечтала в детстве. У нас было очень много родственников, которые жили в разных уголках страны и за ее пределами, и я всегда думала, как было бы здорово иметь большой общий дом, как в деревне, с кучей дверей, каждая из которых вела бы в жилища близких и друзей. Оказывается, так действительно можно. :)
Скажу честно, Под-Лондон все-таки довольно мрачноват и грязноват для моей идеальной альтернативной вселенной, но чудеса обычно не выбирают, они как-то сами сваливаются. И вообще, конечно, идеальная версия существования - это возможность без ограничений путешествовать между мирами, потому что наглость - второе счастье. :)
Ну что ж, мистер Гейман, я очень рада, что мне все-таки у вас понравилось. До новых встреч.
Ну и, по традиции, список топовых цитат. :)
1. “Ты какой баронии вассал будешь?” - Теперь я знаю, что говорить вместо “Ты скакого раёна?” :))
2. “На взгляд Ричарда, она выглядела так, словно когда-то совершила налет на отдел «История моды» в музее Виктории и Альберта и до сих пор носит награбленное”.
3. - Кошек любишь?
- Да, - ответил Ричард. - Даже очень.
- Ножку будешь? Или грудку? - с облегчением спросила она.
4. Господа Круп и Вандермар убивали время.
5. - Со всем уважением к вам, сэр, позвольте напомнить, что мы с мистером Вандермаром сожгли древнюю Трою. Мы принесли во Фландрию Черную Смерть. Мы лишили жизни десяток королей, пяток пап, полсотни героев и двух уполномоченных божеств. Нашим последним заданием было замучить до смерти целый монастырь в Тоскане шестнадцатого века. Мы чрезвычайно профессиональны.