Герб России - мутант или древний символ?

Aug 12, 2014 18:18





Тема данной статьи, несомненно, довольно сильно избита. Есть сторонники, как одной, так и другой версии. Но кто из них прав до конца не ясно. Двуглавые мутанты в природе встречаются, это факт, однако, было ли это возможным в древности или это исключительно "заслуга" современности? Про ископаемых с двумя головами мне, по крайней мере, не известно, да и могли ли древние принять такое уродство за нечто божественное? Версия про древний символ кажется более достойной внимания, что сразу же порождает вопрос о смысле данного символа. Об этом и пойдет речь в статье.

Статья в Википедии предлагает некоторые сведения об истории двуглавого орла и аккуратно сообщает о его якобы шумерской природе. Неплохая статья с подборкой данных о двуглавом орле и вовсе однозначно утверждает, что при раскопках шумерского города Лагаш было обнаружено одно из самых древних его изображений. Вот оно:


Это же изображение использует и историк Федор Гайда в своей статье на эту же тему.
Однако, достаточно долгий поиск хоть каких-то подобных изображений ни к чему не привел. Двуглавость персонажей не свойственна изображениям, которые находят в Шумере. Разных мутантов много, и люди-рыбы, и люди-птицы, а гибридов разных животных вообще без счета. Но двуглавых среди них нет. Плюс ко всему, на картинке изображен бог Нинурта, его зверем был лев, а не орел. Да и строить предположения по одному единственному, нет, даже не оригинальному изображению, а всего лишь по прорисовке, неизвестно кем и когда выполненной, считаю опрометчивым.
Анализ других изображений памятников шумерской культуры показывает, что двуглавый орел имеет мало с ней общего. Можете посмотреть сами.
Следующими по списку идут Хетты, которые так же использовали двуглавого орла как символ царской власти. Здесь уже все прозрачно и приводятся фото археологических памятников. Обычно этого:


Современные исследователи сходятся в том, что орел это солярный символ и олицетворение царской власти. Да, все это верно, но это никак не объясняет наличие двух голов. Объяснение, что одна голова смотрит на восток, а другая на запад и, типа, вместе они олицетворяют всеобъемлющий контроль царя/императора за своей территорией, так же неудовлетворителен. Есть же еще север с югом, которые остаются не охваченными царским взором. Чего тогда голов не четыре?..

Сомневаться в чужих выводах намного проще, нежели предлагать свои предположения, но я попробую.
На более глубокое понимание этого символа меня натолкнуло изображение топора из Бактрийско-Маргианского археологического комплекса:


Это, между прочим, XXIII по XVIII вв. до н. э., то есть задолго до первого изображения двуглавого орла на камне у хеттов, которое датируется XIII в. до н.э. Так как наличие двуглавых изображений у шумеров, на мой взгляд, никак не доказано, можно считать, что самое древнее изображение - бактрийское.
На картинке выше изображен стилизованный топор, точнее его навершие. Центральной фигурой, несомненно, является двуглавый орел, пусть и с телом человека.
Правой рукой "орел" удерживает, скорее всего, тигра, который почти во всех верованиях ассоциируется с силой, как созидающей, так и разрушающей. В Индии тигр является символом касты кшатриев (воины, правители). Подробнее можно прочитать здесь. Обратите внимание, что у тигра в пасти вставлена палка, которая не дает ему сомкнуть челюсти. То есть, тигр в таком расположении практически безопасен для "орла". Еще одна деталь, которую стоит подметить - держать тигра за горло можно только крепко сжав пальцы в кулак, иначе тигр вырвется.
Левой рукой "орел" удерживает кабана, но удерживает он его очень условно. Никакой агрессии кабан не проявляет, он как бы просто висит на руке "орла". Глаза его прикрыты, а рука "орла" даже не держит его, а лишь прикрывает ему пасть. Кисть "орла" не сжата, это явно видно на картинке. Это тоже интересный момент.
Кабан (свинья, вепрь) также может ассоциироваться с силой и агрессией, но под влиянием религии за свиньей закрепилась лишь негативная окраска. Напротив, в Китае и Индии свинья имеет очень положительный образ. У древних же кельтов кабан символизировал духовную власть друидов. Подробнее можно прочитать здесь.

Так что же делает этот двуглавый орел, глядя вправо и влево? Он не просто "бдит за востоком и западом", он контролирует воинов и священников! Первых он держит накоротке, не давая укусить, а вторым не дает открыть рот со своими советами. Это единоличный хозяин - царь, император, назовите как угодно, но власть у него действительно никем не ограничена. Вот, как я считаю, исходный смысл двух голов у современного орла!
Чтобы ассоциация была более убедительной и полной, посмотрите на еще одно "совпадение" - правая лапа современного орла держит скипетр (аналог оружия, в лапе бывает и меч), т.е. правая лапа сжата в кулак, как и у древнейшего "орла", а левая лапа просто держит державу, т.е. пальцы разжаты, так же как и у более древнего прототипа. Вроде бы это мелочи, но это очередные "совпадения" и этого нельзя не признать.

На вопрос, вынесенный в название статьи, ответ найден - двуглавый орел является древнейшим символом единоличной неограниченной власти, которая прямым образом нарушает еще более древнее разделение людей по уровням духовного развития, которые отражены в Древней Азбуке - Азъ, Человек, Людин, и которые сохранились в Ведах в виде каст - брахманы, кшатрии, вайшья и шудры. И это очень важный момент.
Обращу Ваше внимание на то, где располагалась Бактрия с Маргианой. Это Средняя Азия, север современного Афганистана с захватом кусков территорий почти всех бывших азиатских советских республик. Поэтому, вполне естественно, что главный исследователь данных культур, Виктор Сарианиди, считает бактрийцев индоариями. Но посмотрите внимательно на изображения №1, 19 и 27, приведенные на сайте экспедиции. Это индоарии? По-моему, семитских черт намного больше, а славянских нет вовсе.

К чему это я? К тому, что по оной из версий, именно территория Бактрии является местом зарождения зороастризма, который являлся прологом современных религий. Как раз в Бактрии обнаруживается древнейший город Балх, который до эпохи эллинизма являлся центром зороастризма, иудаизма и буддизма в Персии. Вероятно, что изначально территорию Бактрии населяли не индоарийские, а семитские племена, к чему, кстати, склоняются некоторые современные ученые. И эти племена были не очень довольны приходом индоариев с севера за две тысячи лет до нашей эры. Ведическое учение, которое несли индоарии с собой на юг, вряд ли сочеталось в понятиями единоличной власти. Человек слаб, и со временем индоарии написали Авесту, вместо Вед...

В конце одной из своих статей я уже высказывал предположение о том, что Ариев и Атлантов постоянно сталкивает лбами некая третья сила, истоки которой нужно искать в Тибете. Похоже, я нашел еще одно подтверждение собственным выводам, но теперь не в языке, а во вполне официальной археологии. До ухода в Европу и Тибет (после поражения Ариев (Кауравов) в Индии), представители этой третьей силы, похоже, заселяли как раз таки Бактрию, где издревле развивали мысль о единоличной власти. Арии выступили инструментом распространения данной мысли и, как результат, придумали и приняли зороастризм, христианство и далее по списку. Придумывали, скорее всего, не они, а представители исходного населения Бактрии, но это сути не меняет.

Глядя на современный герб России и на растущие, как грибы после дождя, религиозные храмы нельзя не заметить, что мысль, зародившаяся где-то в Бактрии в третьем тысячелетии до нашей эры жива и по сей день. С такими мыслями и символами надеяться на духовное возрождение (не в рамках религии), пусть даже и имея на руках Веды, увы, не приходится.

Дополнение:
В комментариях получил от Константина Пономарева очень интересное описание прикладного смысла топора, рассмотренного в статье. Константин - биолог-охотовед, вероятно поэтому его анализ получился настолько содержательным и логичным с прикладной точки зрения. Я решил собрать его комментарии воедино и сделать дополнением к статье. Прикладной смысл не отрицает смысла духовного, который попытался найти я, а дополняет его.
Орфография и пунктуация оставлены "как есть", сделал лишь разбивку на абзацы для лучшего, как мне кажется, восприятия.

Это охотничий топор очень знатного и богатого охотника, он призван приносить удачу владельцу и никогда не оставаться без добычи... Скорее всего мастер отливал топор по конкретному случаю произошедшему на охоте с заказчиком со слов или сам видел, т.к. выдумать подобный сюжет довольно сложно. Судя по тому как анатомически точно переданы пропорции животных, мастер входил в свиту охотника и сопровождал его на охоте, чтобы иметь возможность зарисовывать животных и снимать с них мерки...

...Изображённый Кабан (секач) уже повержен и он не живой, пасть и глаза закрыты, лезвие топора как бы вошло в тело кабана, это добыча охотника... Кабана он (человекоорел) может не держит, а удерживает, положил на него руку так сказать говоря этим "свою добычу не отдам никому, чего прикоснулся, моё", а почему рукой держит за пасть, скорее всего так было удобнее мастеру исходя от пропорций, длина руки, положение кабана, самым логичным было расположить руку на пасти чтоб не закрывать более значимые детали (закрытый глаз к примеру) и закрытая пасть символизирует отсутствие опасности...

...Тигр ... ручной-охотничий (как охотничья собака) призванный помогать охотнику в добыче животных, он вырывается, хочет крови и мяса поэтому охотнику приходится его сдерживать, полос на нём не видно, на шее и боках защитные латы от клыков кабана и когтей диких хищников, на спине не крылья, а что то типа сигнального флажка, чтоб тигра далеко было видно в высокой траве... палка в пасти может быть выполняла функцию кольца для подвязки какой нибудь кисточки. Бородка могла выполнять декоративную, украшательную функцию или как метка принадлежности конкретному хозяину-это по живому тигру, так и по топору можно узнать кому он принадлежит... кольцо в пасти или в ноздрях ранее широко использовалось в различных изделиях, дверные ручки в храмах вспоминаются, скульптурные композиции, сабли,мечи в охотничьих ножах до сих пор используется такой элемент. Может означать как власть человека над природой в широком смысле, подчинение природы человеку, приручение зверя человеком...

...По центру сам охотник стилизованный под двуглавого орла, возможно это родовой знак-тотем (двуглавый орёл). Говорить что головы смотрят на запад и восток (и при этом выпали север и юг) не корректно, объясняю. Поверхность земли плоская и двух орлиных голов больше чем достаточно для охвата всего вокруг не оставляя при этом слепых зон + великолепное зрение орла, в изображении на топоре это может означать Зверь от меня не уйдёт и не спрячется из моих цепких лап никто не вырвется... Он (человекоорел) просто удерживает тигра на расстоянии от кабана, чтоб тот его не разодрал от злости (хорошо обученную по кабану или медведю лайку тоже трудно оттащить от добытого зверя)... Удержание человекоорлом тигра одной рукой говорит о силе и власти владельца топора. показывает кто главный...
Набедренная повязка подтверждает что действие происходило в жарком климате, где конкретно пусть учёные разбираются.
Крылья у человекоорла свидетельствуют о высоком его положении в обществе, в прямом смысле, без мистики, как и головы (высоко сижу, далеко гляжу, всё вижу- в общем всё под контролем)...
...Немного об орлах: "Глаза орлов, высматривающих на поверхности земли жертву с огромной высоты полета, имеют удивительное морфофизиологическое строение сетчатки глаза. У них общее поле зрения, как и у человека, которое отображает реальность в масштабе 1:1, а вот в центральном пучке поля зрения все воспринимаемое увеличивается в 2,5 раза, т. е. оптическая система глаз пернатых хищников двойная! Орел с высоты полета видит мельчайшие детали на земле, как телеобъектив фотоаппарата, угол зрения дневных пернатых хищников почти 360 градусов...

...Топор являлся своеобразной фотографией с элементом своеобразного древнего фотошопа, с кабаном всё ясно и понятно, а вот тигр несёт в себе дополнительную смысловую нагрузку, это не просто какой то абстрактный тигр, а любимый тигр своего хозяина-товарищ и друг, вожак стаи таких же охотничьих тигров и отличительная черта его от других бородка-символ мужественности. Только поэтому его изобразили на топоре. Тигр воспитывался его хозяином с детства, вместе играли, отдыхали, спали в тени, поэтому охотник держит его одной рукой, потому что он друг и вреда хозяину не причинит. Возможно топор изготовлен в память о тигре, чтоб помнить...

Еще раз хочу поблагодарить Константина за столько подробное и целостное описание рассматриваемого топора.

Вернуться к Оглавлению

Русь, Русский язык, История

Previous post Next post
Up