часть 1 часть 2 Часть третья фото-репортажа из NASM, сегодня о персональной авиации и аэромобилях. Желание создать личный самолет, который можно ставить в гараж рядом с машиной, не покидает умы конструкторов одиночек и различные корпорации уже несколько десятков лет.
Waterman Aerobile #6
В 1934 Waldo Waterman воплотил свою мечту об аэромобиле в жизнь. Аэромобиль мог, понятное дело, летать и передвигаться по дорогам. Крыло достаточно просто снималось и ставилось. При создании этого чуда Waterman использовал много частей от автомашин Ford, Studebaker, Austin и Willis, чтобы максимально снизить цену производства. Один двигатель от Студера приводил в движение пропеллер в воздухе и задние колеса на земле. Аэромобиль мог развивать скорость до 70 миль в час на земле и 120 в воздухе. Всего было построено 5 таких машин. Производство так и не было налажено.
Fulton FA-3-101 Airphibian
Разработанная Fulton-ом "Аэрофибия" состояла из двух частей: кабины на колесах и задней части с крыльями и хвостовым оперением. После посадки задняя часть отстегивалась, пропеллер снимался, и автомобильчик мог резво катить по дороге. Первая модель была построена в 1945 году; испытания были успешными, и в том же году ,была основана компания для производства. К 1950 году аппарат был доведен до промышленного уровня и получил сертификацию Управления гражданской авиации. Но в производство машина так и не пошла: вес самолетика оказался слишком тяжелым и из-за этого страдали скоростные характеристики. В воздухе он развивал всего 100 миль в час, а на земле 55.
Bede BD-5B
В конце 1960-х годов Джеймс Беде изменил мир любительского авиастроения, предложив серию аппаратов, продающихся в разобранном виде. То есть покупатель собирал свой самолет сам. Самой большой, и так и не решенной проблемой, стал двигатель. Несмотря на то что в 73м году было получено более 4000 предварительных заказов и Беде решил начал доставлять заказы без моторов, подходящего двигателя не нашлось, и контора разорилась.
Самолет мог развивать скорость до 200 миль в час, а стоимость для конечного покупателя была всего 3000$.
Примерно в тоже время появилась реактивная версия этого самолета BD-5J.
На данном экспонате владельцем был установлен автомобильный двигатель от Хонды Сивик c турбонаддувом. Сейчас по непроверенным данным сохранилось порядка 200 таких машин, 20 из которых летают.
Monnett Moni
Еще один самолет-конструктор. Разработан был в начале 80-х годов школьным учителем John Monnett. На самом деле это мотопланер, который конструктор окрестил как Air Recreation Vehicle, по аналогии с RV. Всего было продано около 350ти наборов. Дальность полета составляла порядка 500 km
Rutan VariEze
Серию "собери-сам" продолжает весьма коммерчески успешный VariEse ( от Very Easy). Burt Rutan сконструировал этот самолет в 1976. 100 сильный мотор позволял нести двух взрослых пассажиров на дистанцию до 1130 км на скорости до 290 км/ч. К концу 1979 года было продано 4500 наборов. Самолет привлекал покупателей не только своими замечательными летными характеристиками и простотой сборки и обслуживания, но и необычностью внешнего вида.
По каким то странным причинам музейные работники поставили самолет задом к публике - на самом деле это самолет типа "Утка". В носу есть еще одно убирающееся шасси.
Rutan Quickie
Несмотря на то, что этот самолет-набор носит название Rutan, сам Burt лишь помогал двум основным конструкторам: Tom Jewett и Gene Sheehan.
Quickie было выбрано чтобы убедить покупателей, насколько быстро его можно собрать. И действительно, данный экземпляр был собран в одиночку всего за 1000 часов
В 1978 году (когда он и был разработан) самолет получил приз ассоциации экспериментального самолетостроения за выдающийся дизайн.