.
18.05 СКР "Пытливый" вышел из Севастополя, чтобы сменить однотипный "Ладный" в составе образованного два года назад (01.06.2013) постоянного оперативного соединения в Средиземном море. В течение без малого 1,5 месяцев - со дня убытия к месту постоянного базирования БПК СФ "Североморск" (27.03) и до начала российско-китайских учений Joint Sea 2015 (17.05), "Ладный" нёс службу в одиночестве, если не считать не слишком частых челночных рейсов БДК.
СКР "Пытливый" проходит Босфор, 19.05.2015 (фрагмент фото
anton_blinov, в полном виде – по клику)
СКР "Ладный" на учениях Joint Sea, 17.05.2015 (фото с сайта 81.cn от
orientalist_v с подачи wert с forums.airbase.ru)
Короткая история Средиземноморского ОпС знает и по-настоящему звёздные моменты. Так на 11.11.2013 в Восточной части СЗМ одновременно находились ТАРКР "Пётр Великий", ГРКР "Москва" и "Варяг" (
ссылка 1), а в период 10.02-14.04.2014 - ТАВКР "Адмирал Кузнецов", тот же "Пётр Великий" и БПК "Адмирал Левченко" (
ссылка 2,
ссылка 3). Однако, чаще всего у берегов Сирии можно было наблюдать не более одного БПК и одного СКР. БДК, занятые преимущественно перевозкой военных грузов нельзя рассматривать в качестве полноценных боевых единиц - в отсутствие на борту десанта они представляют из себя всего лишь слабовооружённые канонерские лодки.
Из-за хронического дефицита кораблей дальней морской зоны, для обеспечения присутствия ВМФ РФ в Средиземном море приходится привлекать совсем неподходящие для этого корабли и суда. В учениях Joint Sea 2015 был задействован МРК на воздушной подушке "Самум" (пр. 1239) - корабль охраны водного района (ближней морской зоны). с дальностью плавания всего 2500 миль на 12 узлах (БПК пр. 1155 - 5700 миль на 18 уз). Заявленная мореходность по остойчивости и прочности корпуса (8 баллов в водоизмещающем режиме) ничего не говорит о переносимости качки личным составом, а об уровне обитаемости можно судить по тому факту, что в 1050 тоннах полного водоизмещения конструкторам удалось разместить ударный ракетный комплекс эсминца пр. 956 (7940 т) и очень сложную ГЭУ суммарной удельной мощностью 63 л.с./т (у 956 - 12,5 л.с./т).
К боевой службе в Средиземном море "Самум" уже привлекался 20.09-02.11.2014, когда (в числе прочего) он представлял Россию на торжествах, посвящённых годовщине Наваринского сражения в греческом Пилосе. В 2013 г., впервые в потсоветской истории, Черноморские проливы прошёл ракетный катер: 11-21.08 РКА Р-60 пр. 11411 (490 т полн.) обеспечивал боевое охранение БДК "Минск". А вскоре (30.09-08.11.2013) произошла и вовсе трагикомическая история: командование ЧФ не нашло ничего лучшего, как послать на Русскую неделю на Ионических островах килекторное судно КИЛ-158 с ансамблем песни и пляски и ротой почётного караула на борту (
ссылка 4).
Решить проблему острого дефицита корабельного состава можно двумя способами: строить корабли или отказаться от присутствия в дальних водах. С недавних пор отказ от строительства большого флота перестал быть просто темой для обсуждения и превратился в программу действий для решения сиюминутных финансовых проблем. Отбросив пока слишком радикальную версию заговора, будем считать, что авторы
программы руководствуются самыми благими намерениями, заботой о будущем страны в том виде, в каком они его себе представляют - будущем сугубо регионального сухопутного государства, неспособного контролировать события, происходящие дальше его носа. Государства, флаг которого в Мировом океане будут демонстрировать МРК, килекторы и морские буксиры.
Корабельный состав ВМФ сухопутной России (ночной кошмар, навеянный докладом ЦАСТ):
МРКВП "Самум" (фото А. Бричевского с flot.sevastopol.info)
РКА Р-60 (фото А. Бричевского с flot.sevastopol.info). NB - ЗАК "Палаш" вместо АК-630
Килекторное судно КИЛ-158 (фото А. Бричевского с flot.sevastopol.info). Килектор - судно обеспечения, мореходный и относительно быстроходный плавкран для подводных и надводных грузовых работ (постановки якорей, бонов, причалов и пр.)