.
Продолжение темы о Программе военного кораблестроения на период до 2050 г. (
ссылка 1).
К сожалению, долгосрочная программа строительства военного флота страны засекречена. Отдельные её элементы время от времени будут предаваться гласности, однако, если информационная политика Министерства обороны останется прежней, картина в целом ещё долго будет скрыта от глаз широкой общественности. Поэтому, не дожидаясь милости от военного ведомства, попробуем заглянуть в будущее и представить, каким он будет - ВМФ 2050 года. Прежде всего надо определиться с приоритетами и понять, чего больше всего не хватает современному российскому флоту.
Фрагмент иллюстрации (в полном виде - под катом)
Неполноценность ВМФ РФ образца 2015 г. .заключается в его неспособности: .1) ощутимо присутствовать в Мировом океане на постоянной основе; .2) оперативно проецировать реальную военную силу на любой регион Земного шара; .3) в случае крайней необходимости - проводить там, где потребуется, воздушно-сухопутно-морские операции с решительными целями. Для того, чтобы стать полноценными военно-морскими силами, нашему флоту понадобятся минимум две постоянно действующие оперативные эскадры. - .Атлантическая и Тихоокеанская, формируемые на ротационной основе из кораблей СФ и ТОФ соответственно.
Определившись с корабельным составом эскадр .и умножив его на два (коэффициент оперативного напряжения 0,5) или на три (КОН=0,33), можно будет получить необходимое количество кораблей океанской зоны для каждого из двух океанских флотов. Возникает дилемма: высокий КОН (отношение времени на БС к общему времени службы) при меньшем количестве кораблей или умеренный КОН при их большем количестве (цена вопроса - 50% в одну или в другую сторону).
Затронутая тема - весьма и весьма проблемная. В 1982-1986 г.г. КОН наших РПКСН семейства 667 удалось поднять с 0,2 до 0,35 только большим напряжением сил "личного состава ракетоносцев, штабов, судоремонтных мастерских, портовых рабочих и органов тылового обеспечения" (
ссылка 3), после чего он вновь упал до прежнего уровня (на американских ПЛАРБ за всё время противостояния КОН не опускался ниже 0,55 и доходил даже до 0,7) (
ссылка 4).
Для того, чтобы поддерживать КОН на уровне 0,5 российскому ВМФ потребуется работающая как часы система планового судоремонта (с налаженными контрагентскими связями), а также разветвлённая сеть военно-морских баз (пунктов материально-технического обеспечения) и упрощённые (уведомительные) правила захода в иностранные порты для отдыха личного состава. Другого выбора здесь, скорее всего, нет, т. к. наша судостроительная промышленность вряд ли сможет в период до 2050 года насытить флот таким количеством кораблей, которое обеспечило бы КОН=0,33 - особенно с учётом того, что придётся заново учиться строить авианосцы и эсминцы.
Примерный состав предполагаемой оперативной эскадры ВМФ РФ образца 2050 г. представлен ниже (изображения кораблей - условные).. Самоочевидно, что всем кораблям опэск нет необходимости держаться вместе и ходить в одном ордере в течение всей боевой службы. Надо полагать, что они изначально будут разбиты на тактические группы (авианосную, поисково-ударную, десантную и т. д.), которые могут переукомплектовываться в зависимости от оперативной обстановки. Кроме того, отдельно взятым одиночным вымпелам надо будет периодически демонстрировать флаг в ходе визитов в порты иностранных государств, международных военно-морских манёвров, торжеств и т. д. - .но так, чтобы в любой момент (по приказу Генштаба или ГК ВМФ) немедленно выйти в точку рандеву и снова стать частью единой корабельной группировки.
Примечание. Есть предположение, что именно четыре эсминца (4х12х4 ПУ ЗРК С-500 - морской аналог зенитного ракетного полка 4-х-дивизионного состава) способны обеспечить надёжную зональную ПВО соединения. Пара фрегатов будет полезна для замены эсминцев в качестве дозорных, разведывательных, посыльных и представительских кораблей эконом-класса.
Теперь, как было условлено ранее, умножим количество кораблей опэск каждого класса на два (или разделим на КОН=0,5) - это означает, что пока половина основного корабельного состава СФ или ТОФ находится на боевой службе, другая половина проходит восстановление технической готовности в основном пункте базирования или на судоремонтном предприятии, а её личный состав отдыхает в соответствии с графиком отпусков (к 2050 г. боевой состав флота должен полностью перейти на комплектование личным составом по контракту, иначе вся затея с постоянным присутствием в Мировом океане рассыплется, как карточный домик).
Понятно, что одной только океанской компоненты для нормального функционирования ВМФ будет недостаточно, к тому же есть ещё ЧФ и БФ, которым в силу их географического положения эта компонента попросту не нужна. Поэтому, не мудрствуя лукаво, включим в состав всех флотов по 6 фрегатов, корветов, неатомных ПЛ и по 4-6 БДК (цифра 6 взята из текущего заказа на СКР и ДЭПЛ для ЧФ). При этом будем придерживаться озвученного замглавкомом ВМФ по вооружению В. Бурсуком одного из основополагающих принципов Программы военного кораблестроения до 2050 г. - качественно новый флот примерно той же численности, что и сейчас (
ссылка 5). Результаты прогноза представлены в таблице:
Комментарии по классам кораблей
ПЛА(М) - общее количество лодок оставлено таким же, как и сегодня (включая АПКР, за вычетом 4-х подлежащих скорому списанию ПЛАБ пр. 671РТМК); 12 ПЛА (2 дивизии) на каждом из двух флотов должно хватить (в режиме 6/6 - БС/ВТГ) и на обеспечение развёртывания двух из четырёх РПКСН, и на боевую службу в составе оперативной эскадры, и на "свободную охоту"; строительство - на Севмаше, с сегодняшним темпом сдачи (один корабль в год) проблем не будет.
ПЛ(М) - неатомные подводные лодки с воздухонезависимой энергетической установкой, по одной бригаде на каждом из четырёх флотов; строительство - на Адмиралтейских верфях, где ДЭПЛ пр. 06363 строятся с темпом сдачи два корабля в год.
АВ(М) - количество планируемых к постройке авианосцев косвенно подтвердил гендиректор НПКБ С. Власов (
ссылка 6); строительство может вестись только на Севмаше, имеющем свежий опыт по перестройке пр. 11434 в пр. 11430 для ВМС Индии, однако необходимы реконструкция и расширение производства, набор и подготовка кадров; .в случае закладки головного заказа в 2031 г. и сроках строительства 10, 10, 7 и 7 лет (могут и должны быть меньше) 4-й АВ вступит в строй в 2050 г.; для обеспечения непрерывности постройки авианосцев необходимо увеличение серийности хотя бы до шести единиц - с таким расчётом, чтобы к моменту освобождения построечного места подошёл срок среднего ремонта (с модернизацией) головного корабля.
ЭМ(М) - должны заменить собой современные крейсера, эсминцы и БПК (из 21 корабля 5 находятся в консервации и техническом резерве 2-й категории); в СМИ была озвучена меньшая численность серии - 12 единиц (
ссылка 7), что не имеет принципиального значения; строительство следует вести параллельно на двух заводах - Северной верфи и ПСЗ "Янтарь", хорошо зарекомендовавшем себя при постройке БПК пр. 1155 (для чего надо освободить его от "непрофильных" заказов - таких, как БДК пр. 11711); в случае закладки головных кораблей на обоих предприятиях в 2018-2019 г.г. (
ссылка 8), последний серийный эсминец будет передан флоту даже раньше 2050 г.
ФР(М) и КРВ(М) - строительство фрегатов должно восполнить острую нехватку кораблей дальней морской зоны, которых сейчас всего 5 на 4 флота (причём на СФ и ТОФ их нет вообще); многоцелевые корветы должны заменить в пропорции 1:2 специализированные корабли охраны водного района (МРК, МПК); в целом в морской зоне (ближней и дальней) следует ожидать того самого качественного скачка в рамках прежней численности, о котором говорилось выше; фрегаты будут строить те же Северная верфь и "Янтарь", .корветы - СВ, АСЗ и, возможно, кто-нибудь ещё (к примеру, керченский "Залив", строивший когда-то СКР пр. 1135 полным водоизмещением 3200 т за 1,5 года!).
УДК и БДК - самый предпочтительный подрядчик для строительства УДК - Балтийский завод, имеющий богатый опыт постройки кораблей и судов большого водоизмещения и даже - ДВКД типа "Мистраль" (пусть и не в полном объёме); здесь же следовало бы разместить заказы и на перспективные БДК, что позволило бы создать на БЗ своеобразный "центр десантного кораблестроения" и разгрузить "Янтарь", дав ему возможность сосредоточиться на эсминцах и фрегатах.
В заключение стоит сказать, что накопленный в последние годы и продолжающий накапливаться опыт строительства боевых кораблей 4-го поколения, .длительный срок (35 лет), отпущенный на выполнение Программы военного кораблестроения, и очень серьёзные объёмы её финансирования (по оценке автора - порядка $250 млрд. по курсу 2013 г. -
ссылка 1) .дают веские основания надеяться на то, что к 2050 году у России наконец-то появится полноценный океанский флот.