.
По прошествии девяти месяцев после принятия долгосрочной программы военного кораблестроения на период до 2050 г. (далее ПВК-2050) широкой общественности не известно о ней практически ничего. Плотная завеса секретности, вновь опустившаяся на всё, связанное с оборонной тематикой, в середине 2000-х (после короткого периода прозрачности на рубеже веков), продолжает скрывать не только то, что действительно необходимо держать в тайне, но и то, что в странах "с развитой демократией" принято предавать гласности и выносить на всенародное обсуждение.
Туман на море - лучшая аллегория "открытости" долгосрочной кораблестроительной программы ВМФ РФ. Клочок чистого неба в левом верхнем углу олицетворяет надежду на скорые перемены к лучшему
Как известно, демократия (народовластие) подразумевает личное или опосредованное участие граждан в принятии политических решений, а также возможность влияния на "неправильные" решения (не отвечающие интересам большинства) с целью их отмены или корректировки. Участвовать и влиять можно самыми разными способами (было бы желание), но для этого надо, как минимум, знать содержание принимаемых законодательных и правовых актов.
В наших реалиях всё это звучит немного наивно, но к этому надо стремиться. Власть не должна принимать долгосрочных военно-политических решений ценой во многие триллионы рублей втайне от граждан своей страны - исправных налогоплательщиков и совладельцев "национального достояния" (© "Газпром"). Власть должна быть подотчётна народу во всём, кроме тех случаев, когда преждевременное раскрытие информации может нанести ущерб государственной безопасности. ПВК-2050 к таким случаям уж точно не относится.
Обнародование ПВК-2050 стало бы не только жестом уважения к налогоплательщикам и "совладельцам", но и утолило бы повышенный интерес сотен тысяч граждан РФ, которые "в теме" - примерно 130 000 из них служат в ВМФ (по данным The Military Balance 2014), около 80 000 - работают на вефях и в КБ ОСК, плюс сотрудники предприятий-контрагентов, плюс морские офицеры, старшины и матросы, уволившиеся в запас, плюс военные кораблестроители на пенсии и работающие не по специальности, наконец - те, для кого военый флот является объектом изучения, увлечения, творчества.
Пока обнародования не случилось, попытаемся хоть как-то удовлетворить этот интерес, сведя воедино разрозненные крупицы легальной и полулегальной информации по ПВК-2050, имеющейся в наличии на сегодняшний день, после чего продемонстрируем, к чему надо стремиться в области открытости военно-морского строительства на примере страны с весьма зрелой демократией (обвинения в низкопоклонстве не принимаются).
Суть вопроса
Строительство первоклассного военно-морского флота, способного на равных конкурировать с флотами ведущих морских держав - дело дорогое, трудоёмкое и, поэтому, долгое. Ни одна страна в мире не имеет достаточных финансовых и производственных возможностей, позволяющих сделать это в течение достаточно короткого времени (измеряемого, скажем, двумя президентскими сроками).
При наличии соответствующей научной базы, инженерно-конструкторской школы, развитой промышленности и денег в бюджете реальный срок создания нового флота (полного обновления корабельного состава), при определяющем условии равномерного распределения по годам бюджетных средств и загрузки верфей, составляет 30-40 лет. Именно поэтому в названии ПВК и фигурирует 2050 год.
Кроме равномерности распределения сил и средств планирование кораблестроения на 35 лет вперёд имеет целый ряд других немаловажных достоинств:
1) возможность создания наконец-то сбалансированного флота (
ссылка 1) (
ссылка 2) благодаря видению картинки в целом, а не отдельных её фрагментов (А.Ш.);
2) поступательное (эволюционное) развитие корабельного состава (
ссылка 3, касается также п.п. 3-5);
3) сокращение номенклатуры проектов кораблей и увеличение их серийности;
4) возможность "загоризонтного" планирования в НИИ и КБ и, как следствие, опережающее создание новых технологий (
ссылка 4);
5) более эффективное расходование средств в рамках всего жизненного цикла корабля;
6) значительное снижение рисков в случае изменения политической конъюнктуры (смене правительства, командования ВС и ВМФ) (
ссылка 1), за что боролись ещё В. Кузин и В. Никольский ("Военно-морской флот СССР 1945-1991", 1996, стр. 595-596).
История вопроса
Ранее в постсоветской России корабли строились (или пытались строить) в рамках десятилетних государственных программ вооружения - ГПВ-2005 (1996-2005), ГПВ-2010 (2001-2010), ГПВ-2015 (2006-2015) и ныне действующей ГПВ-2020 (2011-2020). Первые две программы оказались откровенно провальными (по крайней мере, в отношении ВМФ), третья была пересмотрена по итогам Пятидневной войны 2008 г., ход выполнение четвёртой даёт все основания для осторожного оптимизма.
В отличие от ПВК-2050, вскоре после принятия ГПВ-2020, пусть и без особой конкретики, был озвучен объём кораблестроительной части программы - 100 кораблей, .включая. 20 подводных лодок, 15 фрегатов и 35 корветов (
ссылка 6).. В дальнейшем эти цифры не раз конкретизировались и уточнялись - 11.03.2013, например, С. Шойгу говорил о 24 ПЛ и 54 боевых надводных кораблях (
ссылка 7) (по лодкам он, скорее всего, имел в виду 8 "Бореев", 8 "Ясеней", 6 "Варшавянок" и 2 "Лады", по БНК ясности нет до сих пор).
Взгляды главкомата ВМФ о необходимости планирования строительства флота на период до 2050 г. на основе долгосрочной программы кораблестроения впервые озвучил главком ВМФ В. Чирков в своём интервью журналу "Национальная оборона", опубликованном 11.06.2013 в блоге главного редактора И. Коротченко (
ссылка 2), а 05.09.2013 на рабочем совещании в Крыловском государственном научном центре (КГНЦ) речь шла уже конкретно о ПВК-2050, которую в соответствии с поручением Президента России следовало разработать к началу 2014 г. совместными усилиями Минобороны и ОПК (
ссылка 3).
В ноябре 2013 г. в Санкт-Петербурге в рамках научно-практической конференции ВМФ представителями ведущих профильных предприятий и организаций ОПК, Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ и Минпромторга была произведена оценка реальных возможностей промышленности по реализации проекта ПВК-2050 (
ссылка 8). До конца года своё заключение на проект программы представил в Главкомат ВМФ и Минпромторг РФ главный исполнитель - ОСК (
ссылка 9).
В начале марта 2014 г. проект ПВК-2050 был рассмотрен и одобрен ВПК при Правительстве РФ [4], а через месяц Комитет по промышленности Госдумы РФ .в ходе заседания экспертного совета на тему перспектив судостроительной отрасли в контексте Госпрограммы "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" констатировал зависимость её реализации от объёмов гособоронзаказа по кораблестроению (
ссылка 10) (из чего следует, что обсуждение военной и гражданской программ проходило параллельно).
В мае 2014 г. ПВК-2050 утвердил Президент РФ (
ссылка 11).
Цена вопроса
Оценить стоимость ПВК-2050 в самом первом приближении можно по заявлению замминистра обороны Ю. Борисова от 05.09.2013 о том, что "общий объем ассигнований на реализацию госпрограмммы вооружений 2011-2020 годов в части ВМФ составляет 5 триллионов рублей (ранее называлась цифра 4,7 трл. руб.
ссылка 12 - А.Ш.), из них 47 процентов предусмотрено на строительство новых кораблей" (
ссылка 13).
В пересчёте на доллары США на день заявления (курс на 05.09.2013 - 33,47 руб. за $1) на 10-летнюю кораблестроительную программу в рамках ГПВ-2020 предусматривалось израсходовать около $70 млрд. В пересчёте на 35 лет получается огромная сумма порядка $250 млрд. (само собой - по предкризисному курсу, т. к. военная продукция ОСК очень мало зависит от американского доллара). Чтобы дать представление о том, что это за деньги, достаточно сказать, что на них можно построить 20 (двадцать) авианосцев типа CVN 78 "Джеральд Р. Форд" (CVN 78 - $12,9 млрд., CVN 79 - $11,5 млрд.,
ссылка 14) или 140 (сто сорок) эсминцев типа DDG-51 "Арли Бёрк" мод. III ($3,5 млрд. за пару в 2016 г.,
ссылка 15).
Объём программы
Основным источником по ПВК-2050 на сегодняшний день является интервью замглавкома ВМФ по вооружению контр-адмирала В. Бурсука, данное им 25.10.2014 в программе "Военный совет" радиостанции "Эхо Москвы" (
ссылка 1). В 45-минутном интервью очень мало конкретики и чётких формулировок, много "воды" и посторонних разговоров, но что есть, то есть. В ходе беседы на вопрос, будет ли "на выходе" (в 2050 г.) иметь место увеличение численности флота, замглавкома ответил: "На выходе мы примерно сохраним имеемую численность, но это будет… качественно новый флот".
Суммарный объём ПВК-2050 озвучен пока только "Российской газетой": "Планируется построить более 600 надводных кораблей, подводных лодок и различных судов обеспечения. Военно-морской флот будет полностью обновлён" (
ссылка 16). Попробуем проанализировать два этих факта на предмет их соответствия друг другу.
На первый взгляд число 600 кажется заоблачным, т. к. даже в ВМС США - величайшем военном флоте планеты, числится и будет продолжать числиться в течение ближайших 30 лет порядка 300 кораблей и судов (от 274 до 319), включая (помимо подводных лодок и боевых надводных кораблей основных классов) фрегаты, корабли прибрежной зоны (littoral combat ships), минно-тральные, десантные корабли, суда снабжения (resupply ships) и обеспечения (support ships) (см. Часть 2).
На самом деле, чтобы полностью обновить флот, 600 корпусов будет даже мало. По данным The Military Balance 2014, на конец 2013 г. ВМФ РФ имел в своём составе (в переводе на язык нашего Корабельного устава) 263 боевых корабля (включая ПЛ и катера), 8 ПЛ спецназначения, 260 морских судов обеспечения и НК спецназначения и 376 рейдовых судов обеспечения (включая катера) - итого немногим более 900 единиц корабельного состава (russian-ships.info даёт 282 БК и 9 ПЛСН на 04.03.2015, по НКСН и МРСО сводных данных нет).
Здесь следует привести ещё одну цитату из интервью В. Бурсука (далеко не последнюю в данной публикации): "Мы планируем поставку... плавучих кранов для всех флотов ВМФ России. Вообще развитие кораблей вспомогательного флота - это это отдельная программа, которая создана, утверждена министром обороны РФ, и её реализация осуществляется уже в настоящее время". Если замглавкома имел в виду некую программу строительства рейдовых судов обеспечения (к которым относятся и плавучие краны) как составной части новой инфраструктуры базирования ВМФ, то исключив их из суммарных 900 единиц (точнее - 907), мы получим 530-550 кораблей и судов, подлежащих замене в рамках ПВК-2050, что не так уж плохо согласуется с данными "Российской газеты".
Жалкие крохи с барского стола
Какие именно корабли и в каком количестве будут строиться в рамках ПВК-2050, если не случится чуда, нам предстоит узнать ещё очень не скоро. Пока же придётся подбирать крошки со стола тех, кто "лелеет в кармане" интересующую нас информацию "и этим сознанием горд" (© "Аквариум"). Ниже представлено то, что удалось подобрать автору блога.
Подводные лодки
Тут почти пусто, за исключением того, что вовсю идут работы по проектированию ПЛ 5-го поколения (основы наших подводных сил в 2050 году) - как атомных (для которых "новое поколение - вещь философская"!
ссылка 18), так и неатомных (проекта "Калина") с воздухонезависимой энергетической установкой (
ссылка 19). Появление их в составе ВМФ планируется после 2030 года (В. Бурсук,
ссылка 1).
Авианосцы
"Пришло сразу три подряд (причём от разных людей) вопроса про авианосцы. Люди спрашивают, будут ли у России авианосцы?.. Не даёт нашим слушателям покоя авианосец, вернёмся ненадолго. Спрашивают..." - реплики ведущего радио "Эхо Москвы" как иллюстрация живого общественного интереса к кораблям данного класса.
Первая ласточка выпорхнула 22.04.2014 (т. е. ещё до утверждения ПВК-2050 президентом РФ): "Авианосцы включены в программу кораблестроения до 2050 года, .но по срокам они стоят там дальше, чем хотелось бы... .Флот говорит,. что нужно по два авианосца на Северный флот и на Тихоокеанский" - гендиректор Невского ПКБ С. Власов (
ссылка 20). Хочется надеяться, что "флот" говорил это в проекте ПВК-2050, а не в приватном разговоре в курилке НПКБ.
К сожалению, на публике флот изъясняется куда менее конкретно. Фрагмент интервью контр-адмирала Бурсука на "Эхо Москвы", касающийся авианосцев, как нельзя лучше демонстрирует умение официальных лиц играть словами и уходить от прямого ответа на поставленный вопрос:
"- Давайте... об этих кораблях поговорим.
- В настоящий момент главное командование ВМФ не отказывается (! - А.Ш.) от того, что в составе ВМФ должны находиться авианосцы... Планируемый к строительству авианосец - это будет принципиально новый универсальный боевой корабль большого водоизмещения...
- Я правильно понимаю, что мы сейчас... говорили с Вами об одном авианосце?
- Нет, мы говорили о том, что будут созданы авианосцы, основой которых будет являться корабль такого класса.
- Ну приблизительно сколько? По одному на флот? Или меньше, или больше?
- Их строительство спланировано на рубеже 2030-х г.г. и в дальнейшие годы, поэтому их количество будет уже конкретно определяться опытом строительства и применения головного корабля" (конец цитаты).
Крайняя фраза замглавкома обескураживает, т. к. входит в противоречие с незыблемым принципом непрерывности кораблестроения. Если понимать сказанное буквально, получается, что после спуска на воду головного корабля планируется дождаться пока его достроят на плаву (5 лет), испытают, доведут до ума, снова испытают, примут в опытную эксплуатацию, отправят на БС, оценят приобретённый опыт (ещё года три), и только после этого примут решение о строительстве серии и заложат на пустовавшем 8 лет стапеле второй корпус, когда квалифицированный персонал, навыки и контрагентские связи уже будут утрачены. Новый корабль должен закладываться в один день со спуском предыдущего, и так до скончания времён - контр-адмирал знает об этом лучше других, но почему-то предпочитает вводить аудиторию в заблуждение.
Последнее (на сегодняшний день), чем порадовал главкомат ВМФ всех, кто ждёт - не дождётся закладки нового российского авианесущего корабля, стала фраза Чиркова, сказанная им 02.03 в Коломне (Московская обл.) на совещании по вопросам поставок флоту корабельных дизель-генераторов (! - А.Ш.): "Авианосец у флота будет" (
ссылка 21). Есть ощущение, что долгий период неопределённости и сомнений по данному вопросу ("нужен - не нужен", "можем - не можем", "сейчас - потом") навсегда уходит в прошлое.
Универсальные десантные корабли
Аноним: "Проектирование и строительство российских универсальных десантных вертолетоносцев внесено в долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года, сообщил... высокопоставленный источник в оборонном ведомстве. "Строительство собственных десантных кораблей включено военно-морским флотом в ПВК-2050 и одобрено Министерством обороны. Там есть такие корабли, причём много", - заявил собеседник агентства" (
ссылка 22) (наречие "много" в роли числительного производит особенно сильное впечатление).
В. Бурсук (в ответ на вопрос "Неужели мы не можем свой Мистраль построить?"): "Программой кораблестроения запланировано строительство кораблей подобного класса, и безусловно будет осуществлено на российских судостроительных предприятиях".
Эсминцы, фрегаты и корветы
По эсминцам (проект "Лидер") есть предполагаемая дата закладки головного корабля - конец 2017 г. (
ссылка 23), что маловероятно, а также количество кораблей в серии (!) - 12 единиц, и распределение по флотам - поровну на СФ и ТОФ (
ссылка 24). Оба источника - анонимные, Бурсук льёт воду.
Имеется вполне резонное предположение, что к 2050 г. многоцелевые эсминцы 4-го поколения заменят собой три класса боевых надводных кораблей - ракетные крейсера (по крайней мере - "лёгкие" пр. 1164), БПК и ударные эсминцы (
ссылка 25).
По фрегатам пр. 22350 в СМИ по-прежнему (22.02.15) можно встретить контрактную численность серии в 8 единиц (
ссылка 26).
Однако в конце 2014 г. появилось сообщение о намерении ВМФ иметь в своём составе 15 кораблей пр. 22350 и 22350М (в 2006 г., когда закладывался "Адмирал Горшков", говорили о потребности в 20 кораблей) (
ссылка 27).
О корветах В. Бурсук высказался так: "Проект 20380... Это корабли достаточно большой серии, которые будут строиться… вплоть до 25-го года, и далее. В различных модификациях" (ссылка 1). Самая новая из известных на сегодняшний день модификаций - 20386 (спроектированный по модульному принципу), головной корабль планируется заложить в конце 2015 - начале 2016 года (
ссылка 28).
Программа в программе: Перспектива-2035
В. Бурсук: "На перспективу после 35-го года... программа предусматривает строительство кораблей, которые там обозначены по классам. Например, большой десантный корабль нового поколения. То есть, строго не регламентировано какой он будет, и требования к нему будут сформированы главным командованием ВМФ, когда приступят непосредственно к проектированию. Но промышленность и наука знает, что корабль такого класса будет, он предусмотрен. Это даёт возможность науке и промышленности к нему готовиться, предлагать свои наработки, а ВМФ на определённом этапе - не начинать с пустого места, а уже иметь набор предложений, который будет рассмотрен, что приведёт к интенсификации строительства кораблей данного класса..." (
ссылка 1).
Окончание следует -
ссылка