О реальных сроках создания нового эсминца

Apr 12, 2014 23:01


.
Согласно сообщениям РИА Новости, ИТАР-ТАСС и иже с ними от 08.04, в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 г. Северный флот ВМФ РФ ожидает от промышленности поступления одного эсминца нового проекта (ссылка 1). Выдавать желаемое за действительное - не слишком большой грех, свойственный многим (если не всем без исключения), однако пора наконец понять (и перестать тешить иллюзиями общественное мнение), что эскадренный миноносец нового проекта  (шифр "Лидер") может вступить в строй к 2020 г. только в том случае, если в его создании примет участие НИИ чародейства и волшебства им. братьев Стругацких.


Проектное изображение эсминца пр. 21956 (с сайта Северного ПКБ - ссылка 2)



В плане деятельности Минобороны на 2013-2020 г.г. (ссылка 3) в разделе "Разработка перспективных образцов ВВСТ. Принятие на вооружение. Начало серийного производства" значится "эсминец - до 2019 г." (в плане на 2018 г. ещё более конкретно - "до 30.12"). При этом следует понимать, что к эсминцу относится только первая часть заголовка раздела (разработка), в то время как "принятие на вооружение" и "начало серийного производства" - к тем ВВСТ, специфика которых позволяет в относительно короткое время изготовить и испытать их опытные образцы.

Срок окончания разработки проекта эсминца подтверждает начальник Генерального штаба В. Герасимов (27.06.2013): "в 2015 году будет завершена разработка нового танка, боевой машины пехоты и боевой бронированной машины, в 2016 году - перспективного авиационного комплекса, зенитной ракетной системы С-500 и корвета, в 2018 - эсминца нового поколения" (ссылка 4).

Научно-исследовательские работы по аванпроекту "Лидера" были включены в гособоронзаказ на 2013 г. со сроком окончания до конца года. В 2014 году планировалось начать опытно-конструкторские работы (ссылка 5), и, судя по заявлению руководителя департамента ГОЗ ОСК А. Шлемова, они уже начались, но "закладки эсминца в ближайшие три года  ждать точно не стоит" ( ссылка 6, процитировано в вольном изложении).

Бывший начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Шлемов знает, о чём говорит. Близкий по водоизмещению (11 300 т полн.) и по технической сложности ракетный крейсер пр. 1164 проектировался четыре года - с октября 1972 г. (начало разработки эскизного проекта) до ноября 1976 г. (05.11.1976 - закладка головного корабля) - при этом надо иметь в виду, что рабочая конструкторская документация продолжала разрабатываться  и корректироваться в течение всего срока строительства.

Совершенно очевидно, что Северное ПКБ сможет начать работу над эскизным проектом только после утверждения главкоматом ВМФ (и, надо полагать - Верховным главнокомандующим) тактико-технического задания на проектирование, которое, в свою очередь, может быть разработано НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ (бывшим 1-м ЦНИИ МО РФ) не ранее окончания НИОКР по теме "Лидер".

При самом благоприятном развитии событий опытно-конструкторские работы будут закончены в текущем году, а в начале следующего, после утверждения ТТЗ, Северное ПКБ приступит к эскизному проектированию нового эсминца. В этом случае примерно через 4 года может состояться закладка головного корабля, что хорошо согласуется с планами Минобороны. При этом, было бы наивным полагать, что головной "Лидер" будет построен быстрее "Славы" - первого 1164-го, создававшегося могучим ОПК и раскрученным судпромом СССР (РКР вступил в строй 30.12.1982 - через шесть лет после закладки).

Как бы этого ни хотелось всем нам (тем, у кого болит душа за ВМФ России), но вступления в строй нового отечественного многоцелевого надводного корабля океанской зоны следует ожидать не ранее, чем через десять лет − ближе к 2025 году.

Эсминцы пр. 23560

Previous post Next post
Up