.
Благодарю. АРКАН (forums.airforce.ru) за кропотливую работу по сбору информации, использованной в данной статье.
Что представляют из себя на сегодняшний день палубные истребители Су-33 и сколько их у нас осталось, наверное, интересует многих. Разбирательство по данной теме было начато автором блога в рамках серии статей о "Супер Хорнете". В процессе работы накопился достаточно большой объём фотоматериалов, которыми грех было бы не поделиться с читателями. Другим побудительным мотивом публикации явилась приятная неожиданность возвращения в строй двух бортов, о судьбе которых долгое время ничего не было известно.
Проекции прототипа Су-33 Т-10К-6, б/н 79, зав. № 03-01 (рис. с сайта КнААПО)
28 января с. г. мурманский телеканал ТВ-21 разместил на своём сайте видеорепортаж из 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, базирующегося в Североморске-3 (
ссылка 1 - с подачи Polikarpoff с forums.airforce.ru), запечатлевший в полёте машины с бортовыми номерами 67 и 84, которые, судя по всему, совсем недавно перелетели из Комсомольска-на-Амуре после планового ремонта (как сообщает АРКАН, некоторое время назад подобным же образом в полку неожиданно объявился "новенький" б/н 62). Кроме заботы о строевых Су-33 как таковой радует то, что на КнААПО они не только ремонтируются, но и проходят модернизацию, о которой имеет смысл поговорить отдельно. Ниже речь пойдёт только о списочном составе 279 окиап.
Итак, в 1992-1996 г.г. [2] (по другим данным - в 1991-1997 г.г. [1])* КнААПО передало ВМФ 26 серийных Су-33 - по пять машин 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и одну 9-й серии (заводские номера в упрощённом виде: 04-01, 04-02... 05-05... 09-01). Здесь обращают на себя внимание два момента: во-первых, в самые что ни на есть смутные времена новейшие дорогостоящие самолёты были построены в осязаемом количестве и в короткие сроки (очень многое, но далеко не всё у нас тогда было плохо); во-вторых, Су-33 достаточно молоды - 17-20 лет для аэродинамически совершенного планера не возраст, а всё остальное - дело наживное.
* Есть сведения, что первые четыре самолёта первой серии перелетели из Комсомольска-на-Амуре в Североморск в 1993 г. и были приняты в эксплуатацию в апреле того же года -
ссылка 2).
Строевые Су-33 на палубе ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (фото с сайта КнААПО)
К величайшему сожалению, в ходе испытаний и эксплуатации в лётных происшествиях было потеряно пять машин: катастрофы - 17.06.1996 (б/н 65, подполковник Виталий Кузьменко), 17.07.2001 (б/н 70, генерал-майор Тимур Апакидзе); аварии - 26.12.1994 (б/н нет, зав. № 08-05, отказ двигателя во время испытательного полёта); 11.05.2000 (б/н 73, ошибка пилотирования в сложных метеоусловиях), 05.09.2005 (б/н 82, обрыв троса аэрофинишёра на ТАВКР). За вычетом утраченных бортов остаётся 21 самолёт. Необходимо отметить, что, несмотря на участие по крайней мере одной предсерийной машины (Т-10К-9, б/н 109 синий) в первом дальнем походе "Адмирала Кузнецова" (23.12.1995-22.03.1996), ни одна из них не может рассматриваться даже как кандидат на переоснащение в полноценный строевой истребитель.
Су-33 279-го окиап разбиты на две эскадрильи - 1-ю "орлиную" (с соответствующей эмблемой на киле) и 2-ю "тигриную". Первоначально в состав 1-й аэ входили самолёты с бортовыми номерами 60-76 (с пр'опусками), 2-й - 77-88 [2-137], на сегодняшний день б/н 77 и 78 носят на своих килях "орлов". Если посчитать количество номеров с 60 по 88, получится 29, что на три больше числа серийных самолётов. Кандидатами на вылет являются номера 63, 69, 74 и 75, т. к. они отсутствуют и на известных фотографиях Су-33, и в разбивке самолётов по эскадрильям в книге А. Фомина (имеются в виду только красные б/н, т. к. есть, например, фото Су-33 б/н 69 синий, который является опытным Т-10К-5 [1-1]). Один из этих номеров, скорее всего, принадлежал потерянному зав. № 08-05, причина пропуска трёх других не совсем понятна.
Эмблема 1-й и 2-й эскадрилий 279 окиап (фрагменты
фото 1 Михаила Михина и
фото 2 Sierra, russianplanes.net)
Достоверно известно (из репортажей телеканала "Звезда" -
ссылка 3,
ссылка 4,
ссылка 5), что сейчас на борту "Кузнецова" находятся по крайней мере шесть самолётов 1-й аэ (б/н 62, 66, 68, 76, 77, 78), а ещё один "орёл" (67) и один "тигр" (84) летают (ставятся на крыло) в Североморске-3 (ТВ-21). Кроме того, есть информация [1-11-Polikarpoff], что на палубе ТАВКР кроме "орлов" были замечены четыре "тигра". С учётом того, что ремонт с модернизацией на КнААПО прошла уже б'ольшая часть имеющихся в наличии Су-33 (кроме б/н 71, 83, 85, 88 [1-1]), есть основания надеяться, что воздушное пространство над Средиземным морем оглашает рёвом своих двигателей не менее дюжины (полноценной эскадрильи) "тридцать третьих".
Кстати говоря, задержавшиеся в Североморске пилоты во главе с командиром 279 окиап полковником Евгением Кузнецовым скоро собираются в небезызвестный Ейск, что на берегу Азовского моря. При наличии здорового военного азарта у руководства ВМФ (в чём лично я сомневаюсь) и Вооружённых сил в целом (тут уже теплее) можно было бы усилить авиагруппу ТАВКР посредством перелёта б/н 67 и 84 по маршруту Ейск - Черноморские проливы - восточная часть Средиземного моря. Каких-либо технических проблем при реализации подобного "дерзкого" замысла быть не должно, т. к. протяжённость указанного маршрута не превышает 2400 км (до Суэцкого канала) при дальности полёта Су-33 без дозаправки 3000 км.
В заключение, несколько слов для пессимистов, которым цифра 21 может показаться совсем уж скромной и даже ничтожной в сравнении с многочисленными авиакрыльями палубной авиации ВМС США. На самом деле всё не так уж плохо. Если о Су-33 будут заботиться так же, как и сейчас (не забывая о его авионике), в состоянии постоянной готовности можно будет держать две сокращённых двухзвенных эскадрильи - 16 самолётов завоевания превосходства в воздухе, которые в случае противостояния авианосных групп один на один смогут надёжно прикрыть свои корабли и проложить дорогу к АУГ противника ударным МиГ-29К.
Ниже представлены фотографии всех имеющихся в наличии Су-33 ВМФ РФ (21 борт)
Источники (в некоторых случаях через дефис может быть указан номер страницы)
[1] Реестр Су-33, Airforce.ru - ВВС России: люди и самолёты (
http://forums.airforce.ru/matchast/4131-reestr-su-33-a).
[2] А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", Интервестник, М., 2003.
[3] Стелс машины: реальность и перспективы (
http://www.paralay.com/su33.html).
[4] Сухой Су-33 (Су-27К/Т-10К), Russianplanes.net (
http://russianplanes.net/st/Sukhoi/Su-33_(Su-27K/T-10K)).
[5] Sukhoi Su-33, Airliners.net (
http://www.airliners.net/search/photo.search?aircraft_genericsearch=Sukhoi%20Su-33).
Су-33, б/н 60, зав. № 05-04, 05.09.2006 (фото Олега Подкладова с russianplanes.net)
Су-33, б/н 61, зав. № 05-05, 17.01.2009 (фотолаборатория "Кузнецова", Ю. Шепель - А. Олейник, от Евгения с forums.airforce.ru)
Су-33, б/н 62, зав. № 06-01, 09.2012 (фото Sergy с airliners.net)
Су-33, б/н 64, зав. № 06-02, 17.01.2009 (фотолаборатория "Кузнецова", Ю. Шепель - А. Олейник, от Евгения с forums.airforce.ru)
Су-33, б/н 66, зав. № 06-04, 26.08.2011 (фото с b-port.com)
Су-33, б/н 67, зав. № 06-05 (фото с elhangardetj.blogspot.ru)
Су-33, б/н 68, зав. № 07-01, 2012 (фото Sierra с russianplanes.net)
Су-33, б/н 71, зав. № 04-05, 12.07.2013 (фото с airforce.ru от APKAH)
Су-33, б/н 72, зав. № 05-02, 23.08.2003 (фото Евгения Пашнина с airliners.net)
Су-33, б/н 76, зав. № 04-04, 09.2010, Саки (фото Артёма Старкова с russianplanes.net)
Су-33, б/н 77, зав. № 05-01, 12.03.2012 (фото Михаила Сырицы с aviaport.ru)
Су-33, б/н 78, зав. № 04-01, 12.03.2012 (фото Михаила Сырицы с aviaport.ru)
Су-33, б/н 79, зав. № 04-02, 08.06.2007 (фото sasho, spotters.net.ua от APKAH, airforce.ru)
Су-33, б/н 80, зав. № 07-02 (фото Максима Брянского с airliners.net от paralay.com)
Су-33, б/н 81, зав. № 07-03 (фото с paralay.com)
Су-33, б/н 83 и 84, зав. № 07-05 и 08-01 (фото с paralay.com, дата не известна) - приличного сольного фото б/н 83 не нашлось
Су-33, б/н 85, зав. № 08-02 (фото с airforce.ru от APKAH)
Су-33, б/н 86, зав. № 08-03, 27.09.2010, Саки (фото Игоря Бубина с russianplanes.net)
Су-33, б/н 87, зав. № 08-04, 19.08.2010, Саки (фото Y.I.P с russianplanes.net)
Су-33, б/н 88, зав. № 09-01 (фото с paralay.com)