.
Так не планировалось. Всё получилось по принципу "не было бы счастья, да несчастье помогло" - несчастье для нас (СССР) и компании "Грумман", счастье для "Макдоннелл-Дуглас". Разговор о "Хорнете" заводится не случайно, а в связи с недавно произошедшим событием (речь о нём пойдёт немного позднее), которое послужило поводом для размышлений на тему "Всё ли хорошо в американской палубной авиации?" или "Так ли страшен чёрт, как его малюют?".
В последние годы F/A-18 заполонили собой полётные палубы американских авианосцев и царствуют на них практически безраздельно - на снимке можно видеть модификации F/A-18C "Хорнет" со скруглёнными и F/A-18E "Супер Хорнет" - с прямоугольными воздухозаборниками из авиакрыла CVW-3 авианосца CVN 75 "Гарри Трумэн", Атлантический океан, 02.08.2013 (фото с navy.mil)
Когда "Гроулер" (EA-18G) заменит "Проулера" (EA-6B), на палубах АВ ВМС США будет наблюдаться совсем уж унылое однообразие, нарушаемое лишь грибами РЛС "Хокая" (на переднем плане) да винтами "Си Хоков" ("Нимиц", 5-й флот, 11.10.2013, navy.mil)
Ниже приводятся цитаты (с незначительными правками) из материалов Михаила Никольского "Развитие авиации корабельного базирования после Второй мировой войны" и "Супер Хорнет", опубликованных в журнале ВВС "Авиация и космонавтика" (№7 за 2001 г., стр. 27-62 и №11 за 2011 г., стр. 35-46 соответственно, курсив мой - А.Ш.).
"С появлением на борту авианосцев истребителей F-14 и самолётов ДРЛО E-2C "Хокай" [1973-1974 г.г. - А.Ш.] ВМС США наконец-то получили надёжное средство борьбы с главным врагом крупных американских кораблей - советскими ПКР. РЛС истребителя F-14А позволяла обнаружить ПКР на дальности около 180 км, а система управления оружием - сопровождать на проходе десять целей одновременно и производить пуск УР "Феникс" по четырём целям; модифицированный F-14D был способен сопровождать уже 24 цели и наводить ракеты на шесть целей. Истребитель F-14 знаменовал отказ от тактики поражения носителя в пользу уничтожения самих ракет. Так, чтобы уничтожить АПЛ проекта 670М (головная лодка вступила в строй в 1973 г.) необходимы серьёзные усилия комбинированных (самолёты, вертолёты ПЛО, корабли, подводные лодки-охотники) противолодочных сил, в то же время все восемь ПКР "Малахит", составлявших главное оружие АПЛ этого типа, могли уничтожить два F-14.
Резкое усиление ПВО авианосного соединения, произошедшее после принятия на вооружение истребителей F-14, способствовало появлению в советском ВМФ огромных АПЛ проекта 949 с 24 пусковыми установками ПКР "Гранит". Считалось, что только в случае одновременного залпа..20-24 ПКР существует вероятность поражения авианосца, охраняемого истребителями. F-14... Последней программой судостроения, которую успели принять в Советском Союзе, предусматривалось построить 20 субмарин проекта 949...
F-14D "Томкэт" - гроза небес и надёжный страж АУГ (эскадрилья VF-213 "Т. Рузвельта", Персидский залив, 26.10.2005, navy.mil)
Тяжёлый "Томкэт" (F-14D) со своим тогда ещё "младшим братом" - лёгким F/A-18A (район Нового Орлеана, 09.12.2004, navy.mil)
Другая "жертва" многоцелевого "Хорнета" - тяжёлый палубный штурмовик A-6E "Интрудер" (АГ "Д. Эйзенхауэра", 1987, US Navy)
Вьетнамская война привела к пересмотру тактики боевых действий истребителей. Концепция ракетного боя на дальних дистанциях потерпела провал, а относительно простые и маневренные МиГ-21 переиграли в маневренных боях сложные и тяжёлые "Фантомы". Боевой опыт заставил командование ВВС США приступить к исследованиям по программе разработки лёгкого истребителя. В 1974 г. начались сравнительные испытания самолётов YF-16 и YF-17. ВВС отдали предпочтение F-16. К лёгкому истребителю присматривался и флот. В 70-е годы была модной концепция смешанного парка истребителей, состоящего из сложных, дорогих машин и относительно простых и дешевых. В ВВС такими самолётами стали F-15 и F-16. ВМС хотело получить лёгкий самолёт в дополнение к сложному и тяжёлому "Томкэту".
Флот остановил свой выбор на неудачнике сухопутного конкурса - истребителе YF-17, поскольку однодвигательный F-16 не устраивал ВМС по соображениям безопасности полётов над морем. Исходный вариант самолёта был значительно переработан, так как флоту требовалось не просто дополнение к F-14‚ а многоцелевой самолёт, способный вести борьбу за господство в воздухе, обеспечивать ПВО авианосцев и наносить удары по наземным целям.
Первый полет опытный F/A-18 "Хорнет" совершил в 1978 г., серийное производство началось в 1982 г. До 1985 г. было выпущено для ВМС США 371 истребитель-бомбардировщик F/A-18А и 39 двухместных учебно-тренировочных самолётов F/A-18B. В 1987 г. начался выпуск усовершенствованных боевых машин F/A-18C и учебно-тренировочных F/A-18D, которые поставлялись и на экспорт. К концу 1994 г. было построено 1410 самолётов всех модификаций... Истребители-бомбардировщики F/A-18 заменили истребители "Фантом" и штурмовики "Корсар".
Средняя прибавка в массе за полтора десятка лет эксплуатации "Хорнета“ составила примерно килограмм в неделю. С такими темпами роста, по мнению представителей ВМС США, баланс между массой истребителя-бомбардировщика и его лётными характеристиками мог быть нарушен к 2001 г. Вопрос о кардинальной модернизации планера и силовой установки самолёта встал ребром еще в конце 80-х годов. В июле 1987 г. Пентагон выпустил требования к "промежуточному" истребителю-бомбардировщику: основным тактическим истребителем должен был стать NATF (Navy ATF) - морской вариант самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter - перспективный тактический истребитель), известный ныне как F-22 "Раптор", а ударным - "стелсообразный" A-12 (штурмовик "Авенджер II" - А.Ш.). В роли "промежуточной" машины моряки видели модернизированные F/A-18 или F-16‚ поскольку ни A-12‚ ни NATF не могли быть приняты на вооружение ранее начала XXI века.
Несостоявшийся палубный вариант перспективного тактического истребителя NATF (рис. с ausairpower.net)
NATF (компьютерная графика с deviantart.net)
Ответом фирмы Макдоннелл-Дуглас на запрос министерства обороны стал глубоко модифицированный F/A-18 "Конфигурации IV", известный также как "Хорнет 2000"... Работы по проекту продолжались вплоть до 1990 г., пока в ВМС не началась масштабная ревизия всех авиационных программ. Ревизия эта была напрямую связана с изменением политической ситуации в мире, вызванной развалом советской военной мощи, и, как следствие, сокращением, военных расходов. Фактически из всех программ уцелела лишь одна - радикальная переделка "Хорнета", однако и её "ужали". Вместо "Хорнета 2000" было решено вести работы над менее амбициозным вариантом F/A-18E/F "Супер Хорнет".
Приводимые далее цитаты из второй статьи, увидевшей свет десятью годами позднее, в чём-то дополняют вышесказанное, в чём-то повторяют его (что также не бесполезно для закрепления пройденного материала).
"В начале 80-х годов... ВМС США считали необходимым для сохранения доминантного положения в мировом океане принять на вооружение два совершенно новых самолёта XXI века - истребитель (замена F-14) и ударную машину (замена A-6). Оба самолёта должны были быть разработаны с широким использованием технологии "стелс". В качестве перспективного истребителя виделся самолёт NATF (палубный вариант истребителя F-22). Перспективный штурмовика A-12 "Авенджер II" разрабатывался с нуля. Обе программы отличали высокая степень технического риска и исключительно высокая стоимость. В июле 1987 г. министерство обороны рекомендовало ВВС и ВМС США изучить вопрос о возможности модернизации самолётов F-16 и F/A-18 в качестве временной меры до принятия но вооружение в начале 2000-х годов самолётов F-22 и A-12...
Футуристический облик перспективного палубного штурмовика A-12 "Авенджер II" (рис. с ausairpower.net)
A-12 "Авенджер II" (рис. с ausairpower.net)
Окончание Холодной войны и распад СССР вызвали резкое сокращение военных расходов во всех ведущих странах мира, США исключением не стали. С распадом СССР отпала угроза, которую представляли для авианосцев ВМС США дальние бомбардировщики, вооруженные крылатыми ракетами (и, конечно же, ПЛАРК пр. 949 - А.Ш.). Сокращение количества крылатых "убийц авианосцев" поставило под сомнение необходимость эксплуатации истребителей-перехватчиков палубного базирования F-14 "Томкэт". Изменилось видение стратегии ВМС США и в целом: приоритет сместился от противодействия ВМФ СССР в Мировом океане в сторону действий в прибрежных водах (на расстоянии несколько сотен миль от берега). В США говорили: "from blue water to brown water" - от голубых вод к коричневым. Воевать американцы теперь собирались не на лазоревых океанских просторах, а среди замутнённых донным грунтом коричневых вод".
Примечание автора блога. Строго говоря, from blue water to brown water - это горькая шутка с элементами самоуничижения, т. к. термин (сленг) brown water (более литературно - бурые воды) относится к речному флоту, в то время как green water - к флоту береговой обороны (охраны водного района), а blue water - к флоту открытого океана. Любопытно, что в Википедии к blue water navy относят только ВМС США, Англии и Франции (ссылка 1), а ВМФ России - всего лишь к green water navy наряду с Бразилией, Канадой, Чили, Колумбией, Индонезией, Южной Кореей и Сингапуром (ссылка 2) и это при его военной мощи (второй в мире) и наплаванности в последние годы.
"Планы развития авиации ВМС США претерпели радикальные изменения. Вместо разработки и закупки истребителей NATF (Navy Advanced Tactical Fighter - палубная версия F-22) было принято решение о разработке и ограниченной закупке (54 машины) новой модификации "Томкэта" - F-14D. От программы A-12 отказались в пользу разработки новой модели штурмовика "Интрудер" - варианта A-6F. План этот оказался "промежуточным". В условиях сокращения бюджетных расходов министерство обороны США разрешило ВВС и ВМС разработку одного нового самолёта и модернизацию одного существующего. ВВС остановили свой выбор на программе JSF в варианте F-35A, как "новой", и модернизации (как это ни странно звучит, учитывая состояние программы ATF в 1993 г.) F-22. Флот сделал выбор в пользу JSF в варианте F-З5C и модернизации F/A-18.
Работы по проекту "Хорнет 2000", между тем, не прекращались, однако ВМС cочли программу излишне амбициозной. А вот проект самолёта, получившего обозначение F/A-18E/F (E - одноместный вариант самолёта, F - двухместный), не предполагал радикального изменения аэродинамики исходного F/A-18. Ставка делалась на увеличение размерности планера и установку более мощных, нежели ТРДД Дженерал Электрик F-404 самолёта F/A18 двигателей. Конкурентом F/A-18E/F являлся модернизированный F-14, который на всех уровнях лоббировала фирма "Грумман". ВМС, однако, высказались в пользу самолёта фирмы "Макдоннелл-Дуглаc" ещё в конце 1991 г. Формально декларация о закупках F/A-18E/F "Супер Хорнет" была подписана 12 мая 1992 г.
Особенности конструкции "Супер Хорнета" определяются словом "компромисс". "Супер Хорнет" - это сплошной компромисс между стоимостью и боевой эффективностью, стоимостью и малозаметностью, стоимостью и лётными данными. Несложно заметить, что ключевым фактором является стоимость. Но в начале 90-х годов для программы, высшего приоритета не имевшей, иного и быть не могло - бурными финансовыми потоками тогда наполнялись сверхамбициозные программы разработки истребителей F-22 и F-35. ВМС США отвели для "Супер Хорнета" место ровно посередине между чистым штурмовиком и чистым перехватчиком". (Продолжение следует)
F/A-18F "Супер Хорнет" - король небес над просторами Мирового океана, пока - король... ("Дж. Вашингтон", 21.08.2013, navy.mil)