.
Наступление ВСУ (коллективного Запада) на Донецком, Южно-Донецком, Запорожском, а с недавних пор и на Краснолиманском направлениях идёт уже почти три недели (вчера был 20-й день) с ожидавшимся результатом − все атаки хохлов отбиваются, линия боевого соприкосновения остаётся практически неизменной. По данным ДИМК Минобороны России, ежедневные потери врага в живой силе, как правило, составляют не менее батальона (по словам Президента, безвозвратные и санитарные в пропорции 1:1), в танках (сожжённых и подбитых) − в среднем 13,7 (танковая рота плюс взвод, 04/07/08/17.06 − более батальона, всего с 4 по 23 июня − 273 единицы), в бронемашинах (БМП, БТР, ББМ) − 37,1 (всего 742) (*). Превосходно работает армейская авиация − ударные вертолёты с ПТУРами наконец-то проявили себя как высокоэффективное средство борьбы с бронетехникой противника. Очень часто, благодаря разведке, артиллерии и ВКС, атаки захлёбываются, едва начавшись. Периодически (по крайней мере, 12 раз) наносились удары ракетами большой дальности воздушного и морского базирования, а также "Торнадо-С" по центрам принятия решений, РТР, резервам, арсеналам, местам производства БПЛА. И всё же, несмотря на напряжённую активную оборону, страна живёт не только СВО.
5-й и 2-й лётные экземпляры самолёта МС-21 (5-й с ПД-14) (Военная приёмка, 18.06.2023)
(*) По другим данным (из докладов С. Шойгу и Н. Патрушева на совещании Совбеза 22 июня), в период 04−21.06 (надо полагать, включительно) было уничтожено (сожжено и подбито − А.Ш.) 246 танков и 595 единиц другой бронетехники (
ссылка 1), что не вполне соответствует указанным в сводках ДИМК за то же время 265 и 707 единицам (плюс 7,7% и плюс 18,8% соответственно). Для точности следует отметить, что при подсчёте автором были учтены некоторые данные из заявлений начальников пресс-центров группировок войск, не вошедшие в сводки ДИМК, а также из заявлений Шойгу от 6 и 8 июня (08.06 сводка ДИМК не публиковалась). При этом, если из указанных сводок и заявлений сделать выборку, касающуюся исключительно направлений наступления ВСУ (243 и 562), разница уменьшится до минус 1,2% и минус 5,5%. Расхождение данных вызвано, скорее всего, уточнением сведений, полученных с мест. При этом, нет и не может быть достоверной информации о количестве украинской военной техники, уничтоженной и выведенной из строя в результате ракетных ударов по тылам противника. Однако, перейдём к теме записи.
Начнём с самого верха, то есть с космоса. В настоящий момент на околоземной орбите (на МКС) находятся трое наших соотечественников − Прокопьев, Петелин и Федяев. Всего же в космосе сейчас работает 10 человек − семеро на МКС и трое на китайской орбитальной станции "Тяньгун". Таким образом, при доле России в населении планеты около 2% доля работающих в космическом пространстве российских космонавтов составляет 30%, что является одним их несомненных свидетельств уровня технологического развития страны. Очередная (69-я) смена той же численности и в той же пропорции должна прибыть на МКС в августе-сентябре с. г. на двух кораблях враждующих государств (запуск "Союза МС-24" запланирован на 15.09). Не прекращаются работы по созданию ракеты-носителя тяжёлого класса "Ангара-А5". В рамках подготовки первого пуска с Восточного (с Плесецка выполнено три пуска) 5 июня из Омска на космодром прибыл наземный (нелётный) макет "Ангара-НЖ" (
ссылка 2, впечатляющий репортаж с омского ПО "Полёт" −
ссылка 3). Не прекращаются работы по новому космическому кораблю "Орёл" и национальной орбитальной станции РОС. Первый пилотируемый пуск "Орла" в 2027 году будет увязан с началом развёртывания РОС (
ссылка 4,
ссылка 5). Далее − Луна.
Ниже, в атмосфере, можно наблюдать начало возрождения отечественной гражданской авиации. В деталях с этим можно ознакомиться в недавнем выпуске "Военной приёмки" (
ссылка 6), здесь же отметим лишь основные моменты. Искусственно и весьма подло (в их стиле) приторможенная американцами программа создания среднемагистрального самолёта МС-21 (5100 км, 211 пассажиров) выходит на финишную прямую. Импортные композиты, двигатели и многое другое замещено российскими аналогами. Процесс изготовления композитного крыла большого удлинения (11,5 против обычных 8-9), улучшающего аэродинамику и снижающего на 6% расход топлива (
ссылка 7), полностью локализован − в России производится сырьё (полиакрилонитрил или ПАН), углеродное волокно (нить) и препрег (лента, из которой слой за слоем выкладываются панели крыла). Помимо инновационного МС-21, серийное производство которого начнётся в Иркутске в 2024 году, в Казани будет расширен выпуск не столь экономичного (разница менее 10%), но надёжного, проверенного временем Ту-214 того же класса. Одновременно с МС-21 в Комсомольске-на-Амуре в серию пойдёт импортозамещённый региональный "Суперджет" (3700 км, 103 пассажира). Наш авиапарк на сегодня − 1367 бортов, из которых 800 импортные. Уже к 2030 году, по словам С. Чемезова, должно быть произведено более 500 российских авиалайнеров различных типов.
Ещё ниже, на уровне моря, набирает обороты возрождение гражданского флота (военный пока оставим за кадром) − ледокольного, торгового и пассажирского, морского и речного. На дальневосточной суперверфи "Звезда" строится атомный суперледокол "Россия" пр. 10510 "Лидер", близкий по водоизмещению (71400 тонн) к линкору "Ямато" и авианосцу (ТАВКР) пр. 11437. 3 февраля с. г. подписан госконтракт с Балтийским заводом на строительство 6-го и 7-го атомных ледоколов пр. 22220 (32750 тонн), на данный момент сданы три − "Арктика", "Сибирь" и "Урал". На "Звезде" − единственной (пока) российской крупнотоннажной верфи − строится серия из 12 танкеров класса "Афрамакс" пр. 114К (дедвейт − 114 тыс. тонн), три из которых сданы (два − в 2022 г.), ещё один в апреле вышел на ЗХИ (
ссылка 8). Разумеется, 12 "Афрамаксов" составляют малую долю потребности России в нефтяных танкерах, и после переориентации поставок комплектующих с недобросовестной Южной Кореи на Китай и посильной локализации производства серия будет продолжена. То же самое относится к СПГ-танкерам. От первоначального корейского контракта на 15 судов осталось 5, о 10 идут переговоры с китайцами, но нам уже сейчас надо ещё min 30 арктических газовозов (
ссылка 9).
Наверное, наиболее критичным узким местом в области гражданского судостроения являются мощные низкооборотные дизели, которых с уходом немецких и финских фирм на российском рынке, по сути, не осталось. Проблема властями осознаётся и так или иначе будет решена (
ссылка 11). Кроме танкеров (нефтяных и СПГ) стране остро необходимы балкеры для экспорта сельхозпродукции. До конца ноября КГНЦ (точнее, входящий в его состав Балтсудопроект) спроектирует балкеры-зерновозы дедвейтом 40 и 60 тыс. тонн. Срок готовности первого судна − рубеж 2025-2026 гг., далее − 2-3 заказа в год, суммарная потребность − не менее 60 балкеров (
ссылка 12). Небывалыми темпами идёт строительство сухогрузов класса "река-море" пр. RSD59 (дедвейт море/река − 7550/5100 тонн). На сегодняшний день построено 53 судна, строится 10, а 15.06 на ПМЭФ-2023 с нижегородским "Красным Сормовом", которое строит RSD59 всего за полгода (!), заключён контракт ещё на 34 сухогруза (
ссылка 13). Наконец, 20 июня при участии Президента прошло совещание, на котором детально обсуждалась масштабная программа развития речного судоходства (
ссылка 14). Изложенное выше − лишь несколько штрихов из жизни великой страны, которая развивается, а не деградирует, как считают некоторые "реалисты". ■