Китай, Россия, авианосец

Apr 18, 2023 18:30


.
До недавнего (20-22.03) визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, заявления сторон о наивысшем уровне всеобъемлющего партнёрства (ссылка 1) и прощальных слов главы китайского государства о том, что мы вместе двигаем перемены, которых не было сто лет (ссылка 2), мысли о заказе в Китае боевых кораблей для ВМФ России казались фантазиями, бесконечно далёкими от реальности. Главными причинами тут выступали три обстоятельства: 1) необходимость поддержания технологического суверенитета в военно-технической области даже в отношениях с дружественными нам странами (*); 2) различия в нормативной базе, касающейся проектирования и строительства образцов морской военной техники; 3) необходимость развития собственного военного кораблестроения как одной из наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности и возможность (в перспективе) строить на своих верфях ПЛ и НК всех классов и подклассов. Всё это актуально и сейчас, но есть по крайней мере одна тема, которая после визита Си может быть в короткое время реализована совместными усилиями для обоюдного блага.


Боковой вид и вид сверху ТАВКР пр. 11436 ("Морская коллекция" №8/2011, 4-я стр. обл.)



(*) Заказ в 2011 г. французских "Мистралей" даже тогда вызвал неоднозначную реакцию общества, а с учётом бесславного завершения сделки с одной из стран Запада следует признать его ошибкой планирования.

Без авианосца наш Тихоокеанский флот несбалансирован и, следовательно, неполноценен. Сроки создания морского авианесущего комплекса (МАК), или, проще говоря, авианосца нового проекта, покрыты туманом неопределённости. Известно, что в действующей госпрограмме вооружения (ГПВ) 2018-2027 финансирование корабля такого класса не предусмотрено (ссылка 3) за исключением НИОКР (ссылка 4). В октябре 2014 г. в интервью "Эхо Москвы", посвящённому Программе военного кораблестроения до 2050 г., бывший замглавкома ВМФ по вооружению В. Бурсук заявил, что начало строительства авианосцев запланировано "на рубеже 2030-х годов" (доступ к ресурсу ограничен, но с некоторыми цитатами из указанного интервью можно ознакомиться в одной из предыдущих записей − ссылка 5). С учётом расходов на СВО названные сроки могут быть сдвинуты вправо лет на пять, время строительства головного корабля оценивается минимум в 10 лет (ссылка 6). С учётом сказанного ВМФ России получит первый авианосец нового проекта в районе 2045 г., когда "Адмиралу Кузнецову" будет уже за 50 (и за 20 после среднего ремонта), и его надо будет выводить из состава СФ. Таким образом, ТОФ получит свой АВ где-то в 2050 г.

Теперь представим, что мы заказываем ТАВКР пр. 11436 в Китае (два таких корабля с непринципиальными отличиями от прототипа − "Ляонин" и "Шаньдун" − вошли в состав ВМС НОАК в 2012 и 2019 гг.). Заказываем, разумеется, не "под ключ", а с последующей достройкой на ССК "Звезда", в ходе которой на корабле будут установлено российское вооружение и оборудование, относящееся к разряду гостайны. При этом, для максимально возможного сокращения стапельного периода за счёт применения блочно-модульного метода постройки с высоким уровнем агрегатирования (что практиковалось уже при сборке корпуса зав. № 106 − бывшего "Варяга" − на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве) перечень секретных изделий необходимо свести к минимуму. Так, не имеет никакого смысла секретить паровые котлы и ГТЗА, которые должны быть установлены уже на первых (нижних) блоках до передачи их на стапель (см. фото в конце записи), а также насосы, электродвигатели, вентиляторы, мебель и пр.. По сути, нам необходим предельно насыщенный корпус авианосца с ГЭУ (вкл. валолинии и винты), который китайцы, в отличие от нас сегодняшних, могут собрать быстро. Всё остальное мы сделаем сами − установим авиационно-технические средства, целиком изготовим остров и т. д.

Для упрощения технического обслуживания и ремонта желательно, чтобы б'ольшая часть комплектующих (включая металлопрокат, изоляцию, кабели и пр.) была российского производства, но, в целом, тут возможен (и полезен) прагматичный индивидуальный подход (**). Конечно, без технологических вырезов в уже готовом корпусе в ходе достроечных работ для погрузки того самого секретного оборудования будет не обойтись, но их должно быть как можно меньше (резать "по живому" проходы через множество палуб для установки не вовремя поставленных изделий с демонтажом и повторным монтажом уже установленных стало настоящей головной болью при постройке "Кузнецова"). Если будет принято соответствующее решение и удастся, согласовав все спорные моменты, договориться о строительстве авианосца для ТОФ в Китае, стапельный период займёт не более 3,5 лет (по аналогии с "Шаньдуном"), достройка в России − примерно столько же, и Тихоокеанский флот получит авианосец не в 2050 г., а в самом начале 2030-х. К тому времени надо будет возобновить производство и построить две эскадрильи улучшенных Су-33 на КнААЗ (24 ЛА с РЛС с АФАР для двух ТАВКР) и столько же МиГ-29К или МиГ-35К, что не должно вызвать затруднений.

(**) О некоторых комплектующих. С котлами проблем не будет − совсем недавно (насколько известно, в 2017-2020 гг.) 8 новых КВГ-4 для "Кузнецова" изготовил Балтийский завод. Не столь хорошо обстоят дела с ГТЗА ТВ-12-4 (ГТЗА-674) производства Киров-Энергомаша. В последнее время завод "прославился" задержками поставок паротурбинных установок для серийных атомных ледоколов пр. 22220, из-за чего начата процедура его приобретения Росатомом. Заново запустить в производство ТВ-12-4 при серийности всего в 4 единицы, наверное, будет непросто, поэтому в крайнем случае аналогичные ГТЗА придётся заказывать в Китае. Похожая ситуация с Пролетарским заводом, также имеющим репутацию необязательного поставщика, и его изделиями − четырьмя аэрофинишёрами "Светлана-2Н/-23Н.5" и, возможно, двумя самолётоподъёмниками. Выполнить их ВТГ предприятие способно, изготовить − большой вопрос.

Для нас подобное российско-китайское "обратное" ВТС однозначно будет своевременно и полезно. ВМФ России сможет усилиться быстро и радикально. ТОФ снова станет полноценным океанским флотом со своей собственной КАГ. Будет и финансовая выгода − новый авианосец обойдётся нам сравнительно недорого (думается, примерно вдвое дешевле 400-500-миллиардного корабля нового проекта), кроме того не исключено, что за него (за работу, выполненную китайцами) можно будет расплатиться не деньгами, а дополнительными поставками углеводородов. Возражения, касающиеся устаревшего пр. 11436, легко разбиваются об истину, уже не раз подтверждённую американцами: далеко не новый авианесущий корабль остаётся современным, если современны его авиагруппа и радиотехническое вооружение (прежде всего − из состава АТСК). Нет сомнений, что Су-33 с АФАР и новой СУВ ещё долго будет оставаться лучшим в мире палубным истребителем завоевания господства в воздухе, а МиГ-29К/35К − одним из лучших палубных истребителей-бомбардировщиков (о целеуказании − ссылка 7). Для Китая же при наличии в регионе общих противников авианосная группа дружественного государства, готовая придти на помощь в трудный момент, определённо будет небесполезной. ■



Днищевая секция зав. № 106 с 4 котлами на стапеле, 1986 ("Морская коллекция" №8/2011, стр. 3)

Кораблестроение

Previous post Next post
Up