22350: военная сила

Mar 20, 2023 21:30


.
У нас их пока только два (третий проходит испытания, четвёртый скоро спустят на воду, ещё четыре корпуса собирают в эллинге). И всё же, наличие в составе флота тех двух фрегатов пр. 22350, на которых уже подняты Андреевские флаги ("Адмирала Горшкова" и "Адмирала Касатонова"), уже придаёт ВМФ России новый (современный) облик и повышает его авторитет в Мировом океане. Те корабли, которые ранее представляли Российскую Федерацию в дальних водах (чаще всего − классические БПК пр. 1155 и КРВ пр. 20380), достойно демонстрировали флаг, но не военную силу − состав их вооружения был для этого явно недостаточен (в одном случае, по причине почтенного возраста, в другом − из-за малого водоизмещения, свойственного корабельному составу ближней морской зоны). На первый взгляд, ФР пр. 22350 тоже нельзя причислять к океанским − их концепция и Dполн = 5400 тонн привязывают их к менее значимой (и менее престижной) операционной зоне − дальней морской. Однако опыт дальних походов и боевых служб двух "адмиралов" показывает, что благодаря прекрасной мореходности они могут без особых проблем оперировать в открытом океане. Наконец, мощное вооружение (прежде всего − ракетное) делает их отличным инструментом  демонстрации военной силы.


ФР "Адмирал Горшков" в Оманском заливе (скриншот из видео Минобороны от 17.03.2023)



"Адмирал Горшков", вступивший в строй 28 июля 2018 г. (в тот день на нём был поднят флаг), уже 26 февраля 2019 г. отправился в кругосветное плавание, предсказанное и, возможно, инициированное автором блога за год с лишним до его начала. За 175 суток, т. е. примерно за полгода, фрегатом и сопровождавшими его судами обеспечения было пройдено свыше 40 тыс. миль по маршруту Североморск − Норвежское и Северное моря − Ла-Манш − Гибралтар − Средиземное море − Суэцкий канал − Красное море − Джибути (заход) − Аденский залив − Аравийское море − Коломбо, Шри-Ланка (заход) − Малаккский пролив − Циндао, Китай (визит) − Владивосток (День Победы) − учения юго-восточнее Гавайских островов − Пуэрто-Боливар, Эквадор (заход) − Панамский канал − Гавана, Куба (заход) − рейд порта Пуант-а-Пьер, Тринидад и Тобаго (пополнение запасов) − Прая, Кабо-Верде (заход) − Ла-Манш − Кронштадт (парад в День ВМФ) − Балтийское море (учения "Океанский щит") − Северное и Норвежское моря − Североморск (19 августа 2019 г.). Таким образом, были пересечены все меридианы планеты и три её основных океана − Индийский, Тихий и Атлантический − что является обязательным условием зачёта кругосветки ( ссылка 1).

Едва вернувшись из кругосветного плавания, "Горшков" приступил к испытаниям "Циркона". Для этого в течение двух лет (с конца ноября 2019 г. (ссылка 2) до конца 2021 г.) он совершал регулярные межбазовые переходы из ППБ в Беломорскую ВМБ и обратно. В БелВМБ корабль проходил плановое техобслуживание с частичной модернизацией систем и механизмов (надо полагать, СУО и УКСК) на предприятиях судоремонтного комплекса и проводил испытания в Белом море (ссылка 3). Первый пуск гиперзвуковой ракеты 3М22 был выполнен в начале января 2020 г. (ссылка 4) (по другим данным, в декабре 2019 г. − ссылка 5). До конца 2021 г. было выполнено около 10 пусков (ссылка 6) по береговым и морским целям, включая залповый (ссылка 7), ещё два − в 2022 г. (28 мая на дальность около 1000 км и 19 февраля − ссылка 8, ссылка 9). 4 января с. г. фрегат "Адмирал Горшков" с ракетами 3М22 на борту вышел на боевую службу (ссылка 11).

12 января корабль с буквами "Z" и "V" на дымовой трубе прошёл Ла-Манш (ссылка 12), а 13 суток спустя был уже в Западной Атлантике, где провёл учение по применению гиперзвукового ракетного оружия способом компьютерного моделирования, конкретнее − отработал организацию нанесения ракетного удара ракетой комплекса "Циркон" по морской цели, имитирующей корабль противника, находящийся на удалении более 900 км (ссылка 13). Учитывая, что от западных ворот Ла-Манша до Вашингтона и Нью-Йорка около 3000 миль, а фрегат мог не спеша (на 12 узлах) пройти за указанное выше время более 3700 миль, его пребывание вблизи Восточного побережья США не вызывает сомнений. Кстати, в то же самое время в том же районе проходили боевую подготовку авианосец CVN 69 "Дуайт Д. Эйзенхауэр" и УДК LHD 5 "Батаан" (ссылка 14), поэтому цель условного удара могла быть вполне реальной (насколько известно, МКРЦ "Лиана" функционирует почти в штатном составе − несколько "Лотосов" и один из двух "Пионов", − и проблем с целеуказанием быть не должно).

Поиграв на нервах у представителей нации, элита которой уверена в её исключительности (что в общем-то сродни нацизму), "Адмирал Горшков" пересёк Атлантику в обратном направлении, сопровождающий его танкер "Кама" спас терпевшего бедствие яхтсмена из Франции и его собаку (из французских 155-мм САУ "Цезарь" хохлы убивают русских, а мы спасаем французов), после чего отряд СФ прибыл в южноафриканский Кейптаун. Прибытие российского военного корабля в иностранный порт в то время, когда все западные порты для нас закрыты, − явление незаурядное, однако ещё удивительнее последовавшие вскоре международные военно-морские учения с участием кораблей ЮАР, Китая, "изолированной" от всего мира России и наблюдателей от ВМС Бразилии (ссылка 15). Обогнув мыс Доброй Надежды, "Горшков" прибыл в район проведения учений (выход из порта Ричардс-Бей в Индийском океане, активная часть − 25-27 февраля), а после их окончания отправился на следующие − ирано-российско-китайские в Оманском заливе (порт Чахбехар, 16-17 марта − ссылка 16). Далее по плану похода боевого корабля-дипломата, судя по докладу министра обороны по ссылке 11, − БС в СЗМ, где у него будет подходящий объект для тренировок БЧ-2 − CVN 77 "Джордж Г. У. Буш" (ссылка 17).

Учебно-боевая активность второго фрегата пр. 22350 − "Адмирала Касатонова", который пока без "Циркона" (с "Ониксом", Калибром-НК" и "Ответом") − также весьма высока. В свой первый дальний поход (на БС в СЗМ) он отправился 30 декабря 2020 г. (ссылка 18) − через пять с небольшим месяцев после подъёма флага (21.07). Ключевые точки маршрута: Североморск − Гибралтар − порт Алжир (заход) − Пирей, предавшая нас Греция (заход) − Александрия, Египет (заход) − ВМБ Акзас-Карагач, Турция (заход) − Лимасол, Кипр (заход) − Пирей (второй заход) − Гибралтар − Североморск (ссылка 20). 13 июня "Касатонов" уже в Кронштадте, куда он прибыл для участия в МВМС-2021 и ГВМП-2021 в СПб. 23 января 2022 г. (в преддверии СВО) фрегат в составе отряда с РКР "Маршал Устинов" и БПК "Вице-адмирал Кулаков" без объявления цели похода вышел из Североморска (ссылка 22) и 7 февраля вошёл в Средиземное море (ссылка 23) − как понятно теперь, для противодействия (вместе с отрядом ТОФ и силами ЧФ в Тартусе) проходу кораблей стран НАТО в Чёрное море. "Устинов" и "Кулаков" покинули СЗМ 26.08 (ссылка 24), "Касатонов" оставался там до 9 марта с. г. (ссылка 25). 15-го он прошёл Ла-Манш (ссылка 26) и скоро будет дома (*).

(*) P.S. Корабль вернулся в Североморск 23.03.2023 (ссылка 32).

Как можно видеть, главкомат ВМФ России использует (эксплуатирует) свои новейшие корабли по полной программе, и это не может не радовать. Огорчает лишь их малое количество, но это дело наживное. "Адмирал Головко" должен пополнить Северный флот во II кв. текущего года (ссылка 27), "Адмирал Исаков" − сдаточный заказ будущего года (ссылка 28). В середине 2020 г. прошла инсайдерская информация о распределении ФР пр. 22350 по флотам − три СФ, три ТОФ, два ЧФ (ссылка 30). Планирующееся начало строительства фрегатов на Амурском СЗ не должно сказаться на планах усиления ТОФ кораблями постройки СВ из-за того, что первые 22350 АСЗ сможет сдать не ранее 2030 г. Для Черноморского флота по справедливости должно быть построено три 22350 в качестве замены недополученных 11356. В целом, минимальную потребность ВМФ во фрегатах пр. 22350 автор оценивает в 21 единицу − 6 СФ, 12 ТОФ (6 для Приморской флотилии и обязательно 6 для Камчатки), 3 ЧФ. К сожалению, 22350 ещё долго будут и. о. кораблей океанской зоны, поэтому особое значение имеют сроки их постройки. Если с 2027 г. планируют строить атомные подводные крейсера с Dнадв = 9200/14700 тонн за 6 лет (ссылка 31) (сейчас − 7,4-8,4), сам Бог велел строить фрегаты максимум за 5 лет. ■

Фрегаты пр. 22350, Кораблестроение

Previous post Next post
Up