.
Достоверно известно, что СКР БФ "Неустрашимый" пр. 11540 прибыл в ПСЗ "Янтарь" для ВТГ, соответствующего по объёму среднему ремонту, в конце 2013 года после 7-месячного дальнего похода 19.03-17.10.2013. В сообщении газеты "Страж Балтики" и на сайте Минобороны говорилось о предстоящей замене форсажных двигателей, дизель-генераторов, ремонте всех основных систем (водоотливной, противопожарной, топливной и пр.), предполагалась "замена некоторых комплексов вооружения" (
ссылка 1). Как стало известно позднее, на сторожевике модернизировали РЛС "Фрегат", он получил новую навигационную РЛС, новую БИУС, вся аналоговая аппаратура была заменена на цифровую (
ссылка 2, стр. 9). Однако главной интригой ВТГ "Неустрашимого" до последнего времени оставался вопрос об установке штатного ПКРК "Уран", который не смогли установить до подъёма флага (24.01.1993) из-за неготовности комплекса, принятого на вооружение в 2004 г. Сегодня можно почти с полной уверенностью говорить о том, что "Урана" на корабле не будет − на фото с его ЗХИ и с парада в День ВМФ отчётливо видна пустая площадка между носовой трубой и грот-мачтой. Решение об отказе от ПКРК, разумеется, принимал ГК ВМФ. Есть доводы за это решение и против него.
"Неустрашимый" на ЗХИ, Балтика, 28.04.2022 (
источник)
Доводы "за"
Противокорабельная ракета 3М24 комплекса "Уран" (морская версия авиационной Х-35) первоначально имела дальность пуска 130 км. Некоторое время спустя появилась модификация Х-35У с удвоенной дальностью (260 км −
ссылка 3). Известно, что в середине 2019 г. КТРВ занималась её оморячиванием (
ссылка 4), а уже в марте следующего года корветы БФ "Стерегущий" и "Сообразительный" выполнили электронные пуски новыми ракетами (
ссылка 5), которые, несомненно, уже были в их боезапасе. Невероятно, но факт − конструкторы КТРВ не остановились на достигнутом, и в октябре 2021 г. снова удвоили дальность (до более 500 км), приспособив при этом ракету к поражению береговых целей (стрельбы выполнялись БРК "Бал" −
ссылка 6). Казалось бы, ничто не мешало оснастить "Неустрашимый" "Ураном" с "3М24У2", но для загоризонтных ракет необходимо загоризонтное целеуказание.
На единственном полноценном (многоцелевом) СКР пр. 11540 − "Ярославе Мудром", − который имеет полное право именоваться фрегатом, задачу обнаружения надводных целей и целеуказания ПКРК выполняет РЛК "Дубрава" (Ю. Апальков, Противолодочные корабли − М.: Моркнига, 2010, стр. 222), два антенных поста которого расположены по обоим бортам у основания грот-мачты. Каких-либо сведений о данном комплексе автору найти не удалось, однако не вызывает сомнений, что он относится к тому же типу загоризонтных РЛК, что и "Титанит" (1234), "Монолит" (12341, 1239, 12411), "Монумент" (20380 мод. I-II), "Минерал(-М)" (956, 22800), использующих явление ДТР (дальнего тропосферного распространения радиоволн) и наиболее эффективно работающих в пассивном режиме. От названных комплексов "Дубрава" отличается меньшими габаритами антенных постов. Замена этого мини-ДТР-РЛК, скажем, на "Минерал-М" вряд ли возможна.
Нет точных указаний и на разработчика или изготовителя "Дубравы", но всё говорит о том, что и тем, и другим являлся НИИ "Квант" (ранее − Киевский НИИ радиоэлектроники). Об этом свидетельствует, во-первых, тот факт, что первый загоризонтный ДТР-РЛК (если быть точным − РКС, т. е. радиотехническая комплексная система) "Титанит" и его развитие − "Монолит" − были разработаны именно там. Во-вторых, "Дубрава" ("Дубрава-1234") − это первоначальное наименование (шифр) "Титанита". "Неустрашимый" стал в ремонт в неподходящий момент − когда начали рушиться российско-украинские отношения и кооперация. Возможность изготовления и поставки "Дубравы" постепенно сошла на нет. Столь же нереальной была разработка аналогичного комплекса с нуля для одного корабля, т. е. при серийности в один комплект. На первый взгляд, решение Главкомата выглядит вполне разумным, но...
Доводы "против"
Наличие "Дубравы" на корабле, безусловно, является большим плюсом, однако целеуказание можно обеспечить и другими средствами. На боевой службе, в режиме слежения за АУГ и КУГ вероятного противника на дальности прямой радиолокационной видимости, ЦУ (координаты цели) можно без проблем получить от РЛС общего обнаружения "Фрегат(-МА?)". При работе "Неустрашимого" в составе тактической группы с "Ярославом Мудрым" или корветом пр. 20380 полученные от "напарников" координаты позволили бы удвоить количество ракет в залпе (атаковать большее число целей). Кроме того, на борту 11540 есть вертолёт Ка-27, позволяющий в случае одиночного плавания видеть надводные цели с большой ЭПР эпизодически в течение 2,5 часов на дальности примерно 450 км от корабля (при барражировании на 200-км удалении от него на высоте 3500 м). В составе ТГ воздушная разведка может вестись посменно в непрерывном режиме*.
* Примечание. Максимальная продолжительность и максимальная высота барражирования (2,5 часа и 3500 м) взяты из справочника "Вертолётный мир России 2007" для Ка-31 (стр. 53). Необходимо отметить, что высота барражирования, от которой зависит дальность обнаружения надводной цели с большой ЭПР, соответствует статическому потолку вертолётов семейства Ка-27/29/31 (
ссылка 7) при динамическом потолке 5000 м. Сколь-нибудь длительное патрулирование на высоте 5000 м невозможно, однако возможны краткие "подскоки" с целью заглянуть на 50 км дальше за горизонт (за счёт сокращения времени полёта). Удаление от носителя взято из книги А. Фомина о Су-33 (2003, стр. 18) и подтверждается другими источниками. Максимальная продолжительность непрерывной вертолётной разведки тактической группы зависит от запасов авиатоплива, которые у кораблей пр. 11540 и 20380 сильно ограничены.
Выводы и предложения
Как это ни прискорбно, но, простояв восемь лет в заводе, на тридцатом году службы СКР "Неустрашимый" так и не получил свой главный калибр − ПКРК "Уран". Самое обидное в этой истории − то, что, при взгляде со стороны, никаких непреодолимых препятствий для установки комплекса кроме украинского РЛК не было. Пусковые установки КТ-184 производятся серийно − для корветов пр. 20380, строящихся на АСЗ, планируемых к закладке на СВ и для "Адмирала Виноградова". Единственное, что надо было сделать (если это уже не сделано для "Маршала Шапошникова") − модифицировать приборы управления стрельбой (ПУС) для приёма данных целеуказания от РЛС "Фрегат", от кораблей тактической группы и от вертолёта Ка-27.
Вместо этого ВМФ России рискует получить "голубя мира", способного решать в основном оборонительные задачи − ПВО самообороны, ПЛО и ПТО (добавим поддержку десанта из АК-100), т. е. ограниченно боеспособный корабль. Ещё одно малоприятное последствие халтурно выполненного ремонта − репутационный ущерб. Все без исключения фанаты российского флота (и у нас, и за рубежом) ожидали возвращения "Неустрашимого" с "Ураном", и все они будут разочарованы. Разочарование даст веский повод к недоверию к тем, кто принимает решения, и к очередным обвинениям в некомпетентности флотского начальства со стороны всякого рода критиканов. Мнения экспертов из стран НАТО мало кого волнуют, но и они сочтут своим долгом пройтись по этому недоразумению. В связи с вышеизложенным − предложение к Главкомату ВМФ. Ещё есть шанс избежать стыда и позора − вернуть корабль в завод на полгода-год и сделать всё по уму. ■
"Неустрашимый" на параде в День ВМФ в Балтийске, 31.07.2022 (из репортажа ТРК "Звезда")