"Неустрашимый" или "Нелепый"?

Aug 03, 2022 21:30


.
Достоверно известно, что СКР БФ "Неустрашимый" пр. 11540 прибыл в ПСЗ "Янтарь" для ВТГ, соответствующего по объёму среднему ремонту, в конце 2013 года после 7-месячного дальнего похода 19.03-17.10.2013. В сообщении газеты "Страж Балтики" и на сайте Минобороны говорилось о предстоящей замене форсажных двигателей, дизель-генераторов, ремонте всех основных систем (водоотливной, противопожарной, топливной и пр.), предполагалась "замена некоторых комплексов вооружения" (ссылка 1). Как стало известно позднее, на сторожевике модернизировали РЛС "Фрегат", он получил новую навигационную РЛС, новую БИУС, вся аналоговая аппаратура была заменена на цифровую (ссылка 2, стр. 9). Однако главной интригой ВТГ "Неустрашимого" до последнего времени оставался вопрос об установке штатного ПКРК "Уран", который не смогли установить до подъёма флага (24.01.1993) из-за неготовности комплекса, принятого на вооружение в 2004 г. Сегодня можно почти с полной уверенностью говорить о том, что "Урана" на корабле не будет − на фото с его ЗХИ и с парада в День ВМФ отчётливо видна пустая площадка между носовой трубой и грот-мачтой. Решение об отказе от ПКРК, разумеется, принимал ГК ВМФ. Есть доводы за это решение и против него.



"Неустрашимый" на ЗХИ, Балтика, 28.04.2022 (источник)



Доводы "за"

Противокорабельная ракета 3М24 комплекса "Уран" (морская версия авиационной Х-35) первоначально имела дальность пуска 130 км. Некоторое время спустя появилась модификация Х-35У с удвоенной дальностью (260 км − ссылка 3). Известно, что в середине 2019 г. КТРВ занималась её оморячиванием (ссылка 4), а уже в марте следующего года корветы БФ "Стерегущий" и "Сообразительный" выполнили электронные пуски новыми ракетами (ссылка 5), которые, несомненно, уже были в их боезапасе. Невероятно, но факт − конструкторы КТРВ не остановились на достигнутом, и в октябре 2021 г. снова удвоили дальность (до более 500 км), приспособив при этом ракету к поражению береговых целей (стрельбы выполнялись БРК "Бал" − ссылка 6). Казалось бы, ничто не мешало оснастить "Неустрашимый" "Ураном" с "3М24У2", но для загоризонтных ракет необходимо загоризонтное целеуказание.

На единственном полноценном (многоцелевом) СКР пр. 11540 − "Ярославе Мудром", − который имеет полное право именоваться фрегатом, задачу обнаружения надводных целей и целеуказания ПКРК выполняет РЛК "Дубрава" (Ю. Апальков, Противолодочные корабли − М.: Моркнига, 2010, стр. 222), два антенных поста которого расположены по обоим бортам у основания грот-мачты. Каких-либо сведений о данном комплексе автору найти не удалось, однако не вызывает сомнений, что он относится к тому же типу загоризонтных РЛК, что и "Титанит" (1234), "Монолит" (12341, 1239, 12411), "Монумент" (20380 мод. I-II), "Минерал(-М)" (956, 22800), использующих явление ДТР (дальнего тропосферного распространения радиоволн) и наиболее эффективно работающих в пассивном режиме. От названных комплексов "Дубрава" отличается меньшими габаритами антенных постов. Замена этого мини-ДТР-РЛК, скажем, на "Минерал-М" вряд ли возможна.

Нет точных указаний и на разработчика или изготовителя "Дубравы", но всё говорит о том, что и тем, и другим являлся НИИ "Квант" (ранее − Киевский НИИ радиоэлектроники). Об этом свидетельствует, во-первых, тот факт, что первый загоризонтный ДТР-РЛК (если быть точным − РКС, т. е. радиотехническая комплексная система) "Титанит" и его развитие − "Монолит" − были разработаны именно там. Во-вторых, "Дубрава" ("Дубрава-1234") − это первоначальное наименование (шифр) "Титанита". "Неустрашимый" стал в ремонт в неподходящий момент − когда начали рушиться российско-украинские отношения и кооперация. Возможность изготовления и поставки "Дубравы" постепенно сошла на нет. Столь же нереальной была разработка аналогичного комплекса с нуля для одного корабля, т. е. при серийности в один комплект. На первый взгляд, решение Главкомата выглядит вполне разумным, но...

Доводы "против"

Наличие "Дубравы" на корабле, безусловно, является большим плюсом, однако целеуказание можно обеспечить и другими средствами. На боевой службе, в режиме слежения за АУГ и КУГ вероятного противника на дальности прямой радиолокационной видимости, ЦУ (координаты цели) можно без проблем получить от РЛС общего обнаружения "Фрегат(-МА?)". При работе "Неустрашимого" в составе тактической группы с "Ярославом Мудрым" или корветом пр. 20380 полученные от "напарников" координаты позволили бы удвоить количество ракет в залпе (атаковать большее число целей). Кроме того, на борту 11540 есть вертолёт Ка-27, позволяющий в случае одиночного плавания видеть надводные цели с большой ЭПР эпизодически в течение 2,5 часов на дальности примерно 450 км от корабля (при барражировании на 200-км удалении от него на высоте 3500 м). В составе ТГ воздушная разведка может вестись посменно в непрерывном режиме*.

* Примечание. Максимальная продолжительность и максимальная высота барражирования (2,5 часа и 3500 м) взяты из справочника "Вертолётный мир России 2007" для Ка-31 (стр. 53). Необходимо отметить, что высота барражирования, от которой зависит дальность обнаружения надводной цели с большой ЭПР, соответствует статическому потолку вертолётов семейства Ка-27/29/31 (ссылка 7) при динамическом потолке 5000 м. Сколь-нибудь длительное патрулирование на высоте 5000 м невозможно, однако возможны краткие "подскоки" с целью заглянуть на 50 км дальше за горизонт (за счёт сокращения времени полёта). Удаление от носителя взято из книги А. Фомина о Су-33 (2003, стр. 18) и подтверждается другими источниками. Максимальная продолжительность непрерывной вертолётной разведки тактической группы зависит от запасов авиатоплива, которые у кораблей пр. 11540 и 20380 сильно ограничены.

Выводы и предложения

Как это ни прискорбно, но, простояв восемь лет в заводе, на тридцатом году службы СКР "Неустрашимый" так и не получил свой главный калибр − ПКРК "Уран". Самое обидное в этой истории − то, что, при взгляде со стороны, никаких непреодолимых препятствий для установки комплекса кроме украинского РЛК не было. Пусковые установки КТ-184 производятся серийно − для корветов пр. 20380, строящихся на АСЗ, планируемых к закладке на СВ и для "Адмирала Виноградова". Единственное, что надо было сделать (если это уже не сделано для "Маршала Шапошникова") − модифицировать приборы управления стрельбой (ПУС) для приёма данных целеуказания от РЛС "Фрегат", от кораблей тактической группы и от вертолёта Ка-27.

Вместо этого ВМФ России рискует получить "голубя мира", способного решать в основном оборонительные задачи − ПВО самообороны, ПЛО и ПТО (добавим поддержку десанта из АК-100), т. е. ограниченно боеспособный корабль. Ещё одно малоприятное последствие халтурно выполненного ремонта − репутационный ущерб. Все без исключения фанаты российского флота (и у нас, и за рубежом) ожидали возвращения "Неустрашимого" с "Ураном", и все они будут разочарованы. Разочарование даст веский повод к недоверию к тем, кто принимает решения, и к очередным обвинениям в некомпетентности флотского начальства со стороны всякого рода критиканов. Мнения экспертов из стран НАТО мало кого волнуют, но и они сочтут своим долгом пройтись по этому недоразумению. В связи с вышеизложенным − предложение к Главкомату ВМФ. Ещё есть шанс избежать стыда и позора − вернуть корабль в завод на полгода-год и сделать всё по уму. ■



"Неустрашимый" на параде в День ВМФ в Балтийске, 31.07.2022 (из репортажа ТРК "Звезда")

Судоремонт, СКР "Неустрашимый", СКР пр. 11540, Проблемы ВМФ РФ

Previous post Next post
Up