Не было бы счастья...

Jan 06, 2022 21:00


.
Пожар, случившийся перед Новым годом на корвете "Проворный", строящемся на Северной верфи − безусловно, событие печальное. По некоторым оценкам (по мнению автора, излишне пессимистичным), ввод в строй столь необходимого флоту корабля, и без того задержавшегося на стапеле (8,5 лет), переносится с 2022 на 2026 год (ссылка 1). Вместе с тем, происшествие это, грустное само по себе, как это иногда случается в жизни, несёт некий позитивный заряд, который может самым положительным образом сказаться на отечественном надводном кораблестроении.


Пожар на "Проворном" 17.12.2021 (фото РИА Новости)



Вскоре после пожара в СМИ появилось сообщение (как водится, от близкого к теме анонимного источника) о возможном перераспределении заказов на строительство боевых кораблей с целью "диверсификации рисков" (ссылка 2). Если перевести это политкорректное словосочетание на разговорный русский язык, Северная верфь окончательно достала Министерство обороны своими долгостроями (*), усугублёнными порчей госимущества по банальной противопожарной халатности. В этом смысле нет ничего удивительного, что пожар произошёл именно на СВ − если бардак, то бардак во всём.

(*) Достаточно сказать, что корвет "Стойкий" (четвёртый заказ пр. 20380 и третий пр. 20380 мод. II) полным водоизмещением 2 350 тонн строился 7,7 года (из них на стапеле − 5,5 лет). Для сравнения: несоизмеримо более сложные РПКСН "Князь Владимир" и "Князь Олег" (первый и второй корабли пр. 955А, Dнадв около 14 700 тонн) были переданы ВМФ через 7,9 и 7,4 года после закладки.

Вспоминается фраза, в которой объединены мнения двух людей, хорошо знакомых с Северной верфью: "Мой друг, работавший на СВ несколько десятилетий и достигший высоких должностей, сказал: "СВ можно исправить, если только ВСЁ выжечь огнемётом". Не мои слова. Я эту верфь и людей знаю 45 лет и с его словами согласен. Разве что несколько человек из огня вытащил бы. Но насчёт завода − согласен" (ссылка 3).

Разумеется, огнемёт здесь − гипербола, но необходимость тотальной чистки предприятия несомненна. Простая замена генерального директора не даст результата − заводская "мафия" легко подомнёт его под себя. Менять ("выжигать") надо всё руководство − гендиректора, всех его замов, главного инженера, главного технолога (его-то уж точно), главного экономиста, главбуха, начальников цехов и отделов. Их места должны занять совершенно новые люди, набранные по конкурсу типа "Лидеры России" с обязательным представлением бизнес-плана по радикальному увеличению производительности верфи (сокращению срока постройки кораблей класса "фрегат" до 4-5 лет). Иначе от нового эллинга пользы будет мало.

Возвращаясь к сообщению по ссылке 2, отрадно осознавать, что просветление, надежда на которое выражалась в блоге без малого шесть лет назад ( ссылка 4), всё-таки снизошло на соответствующих должностных лиц Министерства обороны, и "Янтарю", возможно, будет передана часть заказов на корветы или даже фрегаты, благодаря чему обновление надводной составляющей ВМФ России непременно ускорится. Вызывает удовлетворение также повышенное внимание к АСЗ, вызванное, надо полагать, тем, что Амурский завод, едва вернувшись в высшую лигу судпрома, уже обогнал СВ по сроку постройки КРВ пр. 20380 мод. III минимум на полтора года. Следующим логическим шагом после сдачи серии корветов вполне может стать заказ на фрегаты пр. 22350 и 22350М. ■

P.S. Согласно информации, любезно предоставленной коллегой ilyich641, Амурский СЗ готовится к подписанию в 2022 году госконтракта на шесть фрегатов (разумеется, пр. 22350 мод. II), для чего потребуется некоторая модернизация производства (ссылка 5, ссылка 6).

Кораблестроение

Previous post Next post
Up