Новый авианосец на базе 11437

Jan 27, 2020 19:30


.
На позапрошлой неделе появилась информация от двух неназванных источников в судостроительной отрасли, касающаяся хода создания российского авианосца нового проекта, а именно: 1) срока окончания разработки тактико-технического задания (ТТЗ) на проектирование корабля; 2) использования в процессе проектирования перспективного АВ материалов техпроекта, РКД и технологической документации (ТД) недостроенного ТАВКР пр. 11437; 3) работ по новому авианосцу, которые ведёт в настоящее время Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ). Ниже изложены комментарии автора блога по обозначенным и некоторым сопутствующим вопросам.


ТАВКР пр. 11437 (илл. с официального сайта НПКБ)



ТТЗ

Согласно соответствующим нормативным документам ТТЗ на опытно-конструкторскую работу (ОКР) (в нашем случае с условным наименованием "Морской авианесущий комплекс" − ссылка 1, п. 45) разрабатывает государственный заказчик (ВМФ) при участии своей научно-исследовательской организации (НИИ кораблестроения и вооружения) с обязательным согласованием с головным исполнителем (НПКБ).

Один из упомянутых выше источников сообщает: "ВМФ продолжает работу над ТТЗ, она должна завершиться в 2020 году, после чего задание на проектирование поступит в ОСК [в состав которой входит Невское ПКБ]" (ссылка 2), т.е. со значительным опережением озвученного ранее срока (2023 − ссылка 3). С учётом того, что сведения о начале разработки ТТЗ появились в июне прошлого года (ссылка 4), завершение его своевременного формирования (по прошествии полутора лет) представляется вполне реальным.

Принимая во внимание повышенную сложность и новизну некоторых составных частей ОКР (таких как катапульта, самолёт РЛДН, "оморячивание" Су-57), первый её этап (эскизный проект) может затянуться. Однако, если в текущей ГПВ действительно (как говорят) предусмотрены средства на ОКР, утверждение технического проекта до конца 2027 года и закладка головного корабля в начале следующей ГПВ не вызывает сомнений (для справки: от выдачи ТТЗ на пр. 11437 до закладки "Ульяновска" прошло четыре года).

11437

Использование в процессе проектирования перспективного авианосца технических решений, принятых в техпроекте ТАВКР пр. 11437, значительно  упростит и ускорит ход дела. Разумеется, построить новый корабль целиком по старым чертежам не получится − слишком далеко ушли вперёд за 30 с лишним лет радиоэлектроника, радиотехника, атомная энергетика и многие другие области науки и техники. В то же время законы гидродинамики и теории корабля, сопромата и прочности судна никто не отменял. Надо полагать, что прочностные характеристики судостроительных сталей и типоразмеры металлопроката также не претерпели принципиальных изменений.

По имеющимся данным, принято решение об оптимальном водоизмещении нового АВ − от 65 000 до 70 000 тонн (ссылка 5). Dстанд и Dнорм пр. 11437 почти идеально вписываются в этот диапазон (Dстанд./Dполн.: А. Павлов 65800/74900; Ю. Апальков 65800/75000; С. Балакин и В. Заблоцкий 62600/73400; Dнорм получается 70350, 70400, 68000). Если в расчёте нагрузки масс эскизного проекта водоизмещение окажется близким к таковому у седьмого советского ТАВКР, а общее расположение не потребует увеличения главных размерений (порукой тому − б'ольшая компактность современного оборудования) можно будет оставить как есть теоретический чертёж и расчёт общей прочности, а вместе с ними − великое множество принятых в своё время проектных решений.

Несмотря на это, конечно же, придётся перепроверить и перевыпустить все старые расчёты и чертежи, провести контрольные испытания в опытовом бассейне КГНЦ, но это будет совсем не то, что делать всё заново с чистого листа. Несколько упрощая, можно сказать, что помимо "острова" проектирование сведётся в основном к перекомпоновке помещений внутри непроницаемого объёма путём перестановки продольных и поперечных переборок, выгородок, размещению нового оборудования в пределах этих помещений, прокладке трубопроводов и кабель-трасс.

НПКБ

В результате распада СССР из всех кораблестроительных ПКБ Невское пострадало больше всего. В отличие от приоритетного атомного подплава некогда великая морская держава оказалась неспособной строить боевые надводные корабли выше 2 ранга − фрегатов и БДК (думается, что ФР пр. 22350 с Dнорм в 4950 тонн были причислены к 1 рангу − ссылка 6 − главным образом по конъюнктурным соображениям). НПКБ, ориентированное на проектирование БНК большого водоизмещения и оставшееся практически без госконтрактов (за исключением технического сопровождения ремонтов 11435 и бесконечных доработок 11711), было вынуждено выживать за счёт ВТС. Численность персонала, при этом, сократилась до 370 человек (против 780 в Северном ПКБ).

Тем не менее, сотрудничество с индийским заказчиком позволило бюро сохранить свои компетенции, привлечь и подготовить молодых специалистов высокого уровня. Выполненный Невским ПКБ проект глубокой модернизации ТАВКР пр. 11434 хорошо описывается формулой "новый корабль в старом корпусе" и даже выходит за её рамки, поскольку за счёт установки трамплина был видоизменён и сам корпус. Кроме омоложения кадров в процессе создания "Викрамадитьи" (пр. 11430) было восстановлено давно забытое специфическое авианосное производство, включая производственную кооперацию. Помимо 11430 в рамках ВТС НПКБ разработало проект индийской "Нитки" и выполнило техпроект комплекса авиационно-технических средств корабля (АТСК) для строящегося в Индии АВ пр. 71 (ссылка 7).

В 2016 г. перед походом КАГ "Кузнецова" к берегам Сирии предприятием была разработана РКД в обеспечение базирования на ТАВКР истребителей-бомбардировщиков МиГ-29К − прежде всего, по АТСК и стеллажам под новые виды авиационного боезапаса (АБЗ) ( ссылка 8).

В настоящее время в рамках ГОЗ (не считая ВТС) Невское ПКБ загружено следующими работами: 1) (главное) разработкой РКД (рабочей конструкторской документации) и проработками по техническому заданию на ВТГ с ОМР (восстановление технической готовности с отдельными модернизационными работами) ТАВКР пр. 11435; 2) техническим сопровождением ВТГ с ОМР 11435; 3) проектированием БДК пр. 11711 мод. II (зав. №№ 303 и 304 заложены на ПСЗ "Янтарь" в прошлом году); 4) техническим сопровождением строительства (испытаний) БДК пр. 11711 мод. I "Пётр Моргунов" (зав. № 302); 5) инициативными проектными работами по основной тематике бюро − проработками вариантов перспективного авианесущего корабля и УДК (инвестиционные расходы из собственных средств за 2016-2018 гг. с перспективой на 2019 г., включая некоторые работы по гражданской тематике, составили полмиллиарда руб. − годовые отчёты по ссылке 11).

Как можно видеть, слухи о недееспособности (*) Невского проектно-конструкторского бюро, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Примечание (*) Слухи пошли после публикации казанского интернет-издания "Бизнес Online" в пользу "своей" (зеленодольской) судостроительной корпорации "Ак Барс". Опираясь на сведения, полученные от анонимных источников в ОПК и мнение эксперта, оперирующего выдуманными фактами (на 1174 "забыли о размещении вертолёта", на 11711 − размагничивающего устройства, Северное ПКБ "завалено работой по проектированию авианосца" и пр.), в материале делается вывод о том, что Невское ПКБ уже давно утратило свои компетенции и находится на грани закрытия, по причине чего проектировать УДК для ВМФ России будет Зеленодольское ПКБ (ссылка 12). Растиражированная популярными информационными ресурсами ( ссылка 13, ссылка 14) новость прочно закрепилась в общественном сознании. Кроме того, в начале с.г. "Ак Барс" представил ВВП проект УДК, внешне почти не отличающегося от "Мистраля" (ссылка 15, 02:17).

На самом деле подобная рокировка (НПКБ−ЗПКБ) выглядит по меньшей мере странной. НПКБ является единственной в стране проектной организацией, имеющей богатейший (60-летний) опыт проектирования и технического сопровождения постройки и эксплуатации всех больших авианесущих и десантных кораблей отечественного ВМФ (ссылка 16, левая колонка). Опыт этот материализован в конструкторской документации, откорректированной по строительному исполнению (по изменениям, внесённым в ходе строительства, сдачи и испытаний заказов) (ссылка 17). На таком фоне ЗПКБ, опыт которого, касающийся БНК с ЛА постоянного базирования, ограничивается пр. 11540 (4240 тонн полн., один Ка-27), а в части "десантников" отсутствует вовсе, имеет весьма бледный вид (ссылка 18).

Что касается продемонстрированного в Крыму проекта УДК от "Ак Барса", то скорость его создания наводит на мысль о том, что в попытке перетянуть одеяло на себя руководство корпорации попросту блефует. В годовом отчёте Зеленодольского ПКБ за 2018 год (ссылка 20), как и в интервью гендиректора ЗПКБ от 22.11.2019 (ссылка 22), об УДК нет ни слова. Но даже если предположить, что в 2019 г. какие-то работы по этому направлению всё же велись, следует признать, что одного года для разработки предэскизного и, тем более, эскизного проекта 25000-тонного БНК непрофильному ПКБ явно недостаточно. А ведь до закладки двух кораблей в Керчи (после утверждения технического проекта) на момент представления зеленодольского "Мистраля" оставалось всего четыре месяца. Наконец, по соображениям национального престижа по внешнему виду наш УДК не должен быть похож на французского аналога.

По закону Мёрфи ("всё, что может пойти не так, пойдёт не так"), у ЗПКБ есть шанс получить заказ на проектирование УДК. Однако, не считая 20386, примеров серьёзного умопомешательства в области военно-морского строительства не наблюдалось уже давно. Будем надеяться, что разум восторжествует и на этот раз. ■

УДК, Новый авианосец, Кораблестроение

Previous post Next post
Up