.
На первый взгляд, результаты минувшего года в области военного кораблестроения и судоремонта выглядят по меньшей мере разочаровывающими. Из боевых кораблей основных классов (способных в той или иной степени проецировать силу на удалённые районы Мирового океана) ВМФ России были переданы только вновь построенная ПЛБ пр. 636.3 "Петропавловск-Камчатский" и отремонтированный АПКР пр. 949А "Омск". В числе прочих достижений отечественного судпрома по линии ГОЗ за отчётный период фигурируют лишь два малых ракетных и один патрульный корабль, тральщик, противодиверсионные и гидрографические катера и суда обеспечения.
Корвет пр. 20385 "Гремящий", 13.11.2019, БелВМБ (фото с mil.ru)
Из сдаточных заказов 2019 года, объявленных таковыми в 2018-2019 г.г. официальными и неофициальными источниками, так и не были сданы: РПКСН пр. 955А "Князь Владимир", АПКР пр. 885М "Казань" (
ссылка 1), ПЛБ пр. 677.1 "Кронштадт" (
ссылка 2), ФР пр. 22350 "Адмирал Касатонов", КРВ пр. 20385 "Гремящий", БДК пр. 11711 "Пётр Моргунов". Кроме того, не вышли из ремонта: ПЛАК пр. 971 "Вепрь" (
ссылка 3), ПЛБ пр. 877В "Алроса" (
ссылка 4), СКР пр. 11540 "Неустрашимый" (
ссылка 5), БДК пр. 775/I "Оленегорский горняк". Таким образом, условный "сдаточный план" на 2019 год был выполнен всего на 17% (два сданных заказа из 12 заявленных).
В перечень недоделок можно было бы добавить несостоявшееся завершение опытной эксплуатации ПЛБ пр. 677 "Санкт-Петербург" (
ссылка 6) и невыход в море в декабре РКР пр. 1164 "Москва" (
ссылка 7), но тут есть не то чтобы равноценная, но всё же замена − неожиданное завершение ВТГ двух БДК ЧФ ("Новочеркасска" и "Саратова"), не подававших признаков жизни с 2016 г. (
ссылка 8).
Задержки с передачей заказчику "Князя Владимира", "Казани", "Кронштадта" и "Гремящего" легко объясняются тем, что все они, по сути, являются головными кораблями усовершенствованных проектов, и нет сомнений, что принятые в них новые технические решения нуждаются в тщательных испытаниях и доводке. "Касатонов" и "Моргунов", в свою очередь, имея статус первых серийных, достраивались с учётом испытаний и эксплуатации "Горшкова" и "Грена" и также содержат известную степень новизны. Что касается ремонтирующихся заказов, то ремонтная ведомость каждого из них тем более уникальна и требует сугубо индивидуального подхода.
"Князь Владимир", при этом, уже испытал своё главное (ракетное) и торпедное вооружение, "Казань" − торпедное, "Касатонов" и "Гремящий" выполнили стрельбы ракетами по морской и береговой цели, иначе говоря − процесс идёт, но без лишней, никому не нужной спешки.
В целом же, как это ни парадоксально, несмотря на тотальные нарушения сдаточного графика, ушедший год продемонстрировал, скорее, положительную тенденцию, наметившуюся в отношениях заводов-строителей и военной приёмки. Тенденция эта заключается в том, что порочная практика принимать заказы под Новый год, для того чтобы не портить отчётность, а потом месяцами доводить их до ума, похоже, уходит в историю (для справки: 52 из 105, т.е. половина, боевых кораблей основных классов, числящихся в составе ВМФ России согласно таблице по
ссылке 8, были переданы флоту в декабре, причём 80% из них − в последнюю предновогоднюю неделю). Другим позитивным моментом является то обстоятельство, что 2020 год обещает быть весьма насыщенным приёмо-сдаточными мероприятиями. ■