.
Несмотря на условный запуск в серию новых БДК пр. 11711 и серьёзные намерения строить "российские "Мистрали", средний возраст корабельного состава отечественных морских десантных сил (МДС) уже приблизился к 36 годам, а их основу составляют 15 БДК пр. 775 (около 35 лет) и 4 пр. 1171 (48 лет). Что касается реального обновления МДС, то, как оказалось, единственный новострой "Иван Грен" ещё даже не вошёл в состав сил постоянной готовности (СПГ) СФ, проведя свой первый год службы в опытной эксплуатации (
ссылка 1, стр.2). Поэтому всё, что остаётся делать офицерам технического управления главкомата ВМФ, техупров флотов и специалистам судоремонтных верфей − это, уподобившись врачам-реаниматологам, восстанавливать и поддерживать в исправном состоянии то, что есть в наличии.
БДК пр. 775/II "Ямал" и "Новочеркасск" в 13 СРЗ, 15.04.2019 (фото А. Балабина −
ссылка 2)
Изнурительная работа на износ в "Сирийском экспрессе" (
ссылка 3), начавшем функционировать в 2012 г. и спасавшем САР в тяжелейшие для неё 2013-2015 гг. (*), не могла не принести горьких плодов. Из семи БДК Черноморского флота четыре уже довольно давно находятся в ремонте по техническому состоянию. Не вполне прозрачна судьба ещё двух ветеранов "экспресса" с Балтийского и Северного флотов.
1. "Новочеркасск" (ЧФ, пр. 775/II). После крайнего рейса в Тартус (Босфор 18.02−02.03.2016 −
ссылка 4), т.е. три года и 4 месяца, корабль не выходит в море. 27.04 стал в ремонт в 13 СРЗ (как предполагалось, ненадолго − до 07.2016,
ссылка 5), в августе был замечен в доке, в октябре − за пределами завода, но с мачтой в лесах (
ссылка 6). Казалось бы, ещё немного и снова в бой, но вместо этого − только статическое участие в парадах в День ВМФ в 2017 и 2018 гг. 15.04.2019 снова в заводе, 07.05 в Южной бухте рядом с "Азовом" (
ссылка 8). Что дальше?
2. "Ямал" (ЧФ, пр. 775/II). Аварийный ремонт после столкновения 30.12.2017 с иностранным сухогрузом в Эгейском море БДК обещали выполнить "в кратчайшие сроки" и вернуть корабль в состав флота в первом полугодии 2018 г. (
ссылка 9). Судя по тому, что этого не произошло до сих пор (спустя год после обещанного срока), кроме повреждений корпусных конструкций в дефектную ведомость добавилось что-то ещё.
3. "Саратов" (ЧФ, пр. 1171/I). Крайний рейс в Сирию состоялся 18-28.07.2016 (даты по Босфору). Перестал выходить в море после СКШУ "Кавказ-2016" (05-10.09) (
ссылка 11), т.о. простой длится уже два года и 9 мес. После этого БДК видели то в Южной, то в Килен-бухте (13 СРЗ). Официальное подтверждение ремонта "Саратова" было получено от директора завода 29.06.2018 (
ссылка 12), крайнее фото в 13 СРЗ − 07.05.2019 (
ссылка 13).
4. "Николай Фильченков" (ЧФ, пр. 1171/IV). Крайний поход в Средиземное море закончился 7 месяцев назад (даты по Босфору 20.11-02.12.2018 −
ссылка 14,
ссылка 15). 14.12 корабль засняли в Новороссийске (
ссылка 16), 01.01.2019 − в Севастополе (
ссылка 17), 08.05.2019 − в 13 СРЗ (
ссылка 18).
5. "Калининград" (БФ, пр. 775/II). Сообщение пресс-службы Минобороны от 31.05.2018 о выходе БДК на ходовые испытания (
ссылка 20) вызвал лёгкий вздох облегчения. Ещё бы − к тому времени корабль ремонтировался в 33 СРЗ (Балтийск) уже порядка трёх лет и 4-х мес. (примерно с 28.01.2015) после второй командировки на ЧФ (в СЗМ), продолжавшейся около года (343 сут. − с 24.12.2013 по 02.12.2014). Затем последовало сообщение пресс-службы завода о завершении ЗХИ, а 24.08.2018 − ремонта в целом (
ссылка 22,
ссылка 23). Затянувшееся ВТГ объяснили проблемами с импортными комплектующими, несмотря на что "специалисты 33 СРЗ отремонтировали корпус БДК, восстановили работоспособность всех бортовых систем, провели модернизацию [радиотехнического] и навигационного [вооружения] корабля" (
ссылка 24). И всё бы хорошо, но с тех пор (за 10 месяцев) о "Калининграде" не было никаких известий.
6. "Оленегорский горняк" (СФ, пр. 775/I). В составе "Сирийского экспресса" корабль работал один раз − в ходе 198-суточной командировки с 17.12.2013 по 03.07.2014, после чего с 01.2015 должен был стать в двухгодичный ремонт в 35 СРЗ. Однако, по неизвестным причинам мурманский завод не смог принять БДК, в результате чего полтора года спустя (05-06.2016) "Горняка" временно перевели на Балтику, перепоручив его ВТГ 33 СРЗ. Сообщение о завершении докового ремонта и начале швартовных испытаний последовало только через три года (23.05.2019 −
ссылка 25), т.е. после 4,5 лет пребывания корабля в резерве. С учётом неопределённости сегодняшнего статуса "Калининграда", спрогнозировать судьбу БДК СФ и хотя бы ориентировочный срок завершения его ремонтной эпопеи чрезвычайно сложно.
Примечание (*) БДК ВМФ России до сих пор выполняют рейсы в Сирию, однако их интенсивность сейчас невелика. Для примера, статистика за 2019 г.: январь − ни одного рейса, февраль − три (один одиночный и один парный), март − один, апрель − один, май − ни одного, июнь − один парный (для сравнения: в 2015 г. в среднем выполнялось по семь рейсов в месяц). Снабжением группировки российских войск в Сирии в настоящее время занимаются главным образом гражданские суда Оборонлогистики (сухогрузы, ролкеры, контейнеровозы).
Осознание необходимости сохранения МДС ВМФ России в условиях медленного обновления корабельного состава заставило искать пути решения проблемы. Плодом исканий стала здравая мысль о продлении на 10 лет срока эксплуатации БДК пр. 775 польской постройки за счёт импортозамещения устаревших комплектующих. 51-й институт судоремонта (ЦКТИС −
ссылка 27) уже проработал вопросы, касающиеся палубных механизмов, корабельных устройств и систем. Дело за "малым" − наладить широкую внутрироссийскую производственную кооперацию (
ссылка 28). Каким образом удастся купировать главную головную боль, которой безусловно являются давно снятые с производства швейцарские (в те времена) дизельные двигатели "Зульцер", пока остаётся загадкой.
В любом случае, "Янтарю" необходимо ставить на поток строительство БДК пр. 11711/II (а может быть − и III, и IV), доводить срок постройки до трёх лет и насыщать ими МДС. Что бы там ни говорили сторонники новомодной загоризонтной высадки, география России с её внутренними и окраинными морями делает БДК с их старыми добрыми способами десантирования (на плав и на упор) незаменимым инструментом отечественной военной стратегии. ■